Материал составлен на основе интервью Ивана Анцева новостному агентству ТАСС.
О гражданском экраноплане "Чайка"
Сейчас мы активно ведем проектную деятельность в части различных компоновок, улучшаем гидродинамическую и аэродинамическую схемы "Чайки".
О спецверсиях "Чайки"
Разработана версия "Чайки-спасателя" - экраноплана, имеющего специализированные медицинские модули и оборудование. Он сможет быстро приходить в точку, где корабль терпит бедствие, или в любое другое место и быстро доставлять пострадавших до сертифицированных медицинских центров.
Об интересе к экранопланостроению
К этой теме многие до сих пор относятся скептически. Очень много зарубежных стран ведут эти работы, просто не у всех пока получается.
О опытном образце "Чайки"
Мы уже проработали проектную документацию "Чайки", готовы к этапу создания рабочей конструкторской документации и далее — к созданию опытного образца.
О времени постройки головного экраноплана
Все будет зависеть от заказчика. Но в целом любая опытно-конструкторская работа - это не менее трех-четырех лет.
О месте строительства головного экраноплана
Собственная производственная база - необходимые мощности у нас есть.
О новинках бортового радиоэлектронного оборудования
По БРЭО есть серьезные подвижки. У нас есть комплекс "Касатка", который может быть унифицирован практически с любым типом носителей — самолетами, вертолетами, беспилотниками, с теми же экранопланами.
О "Касатке"
Вся "математика", которую мы создали для "Касатки", является унифицированным ядром. Оно может совершенствоваться и развиваться с учетом различных аппаратных решений.
О системах для беспилотников
Мы завершили разработку интеллектуального автопилота, у которого есть собственная инерциальная система, свои вычислительные средства и уникальные алгоритмы, позволяющие беспилотникам работать "в стае". Теперь аппараты работают полностью в автоматическом режиме, им не нужен оператор на земле. Как отметил Иван Георгевич, они летят по заранее подготовленному полетному заданию и выполняют соответствующие задачи.
Об обновленном вертолете "Бриз-45"
Там изменена вся несущая система - по сути дела, это новый вертолет. У него немного увеличилась масса. Его двигатель стал более мощным, увеличилась и длительность полета.
О БПВ-500 (беспилотный вертолет)
Мы и его модернизируем. Проект находится сейчас на стадии отработки экспериментального образца.
Об "оморячивании" "Касатки"
Мы создаем вариант системы, ориентированный под морские задачи. Мы должны обеспечить палубное базирование аппаратов, работать в морском тумане, в условиях повышенной влажности и солености.
О создании летательного аппарата с частичным или полным электродвижением?
Мы не стоим на месте, изучаем эту отрасль. Основная "соль" этой технологии - в высокоэффективных источниках питания. Мы проводим ряд собственных научно-исследовательских работ в области электродвижения.
Об "электрическом" экраноплане
С развитием технологии, я уверен, можно будет сделать и экраноплан. Тем более, ему не требуется столько же энергии в горизонтальном полете, сколько самолету.
О воздействии на "электрический" экраноплан
Экраноплан в случае отказа силовой установки и потери тяги просто спокойно снизится и спланирует на воду или землю. Такой аварийный режим может быть отработан в режиме автопилота.
О десантных катерах
Ведем разработки в области скоростных катеров как глиссирующих, так и катеров на подводном крыле. Недавно спустили на воду катер на подводных крыльях "Сагарис", который подтвердил на испытаниях скорость 125 км/ч.
О "Марлине"
Его преимущество в том, что он может ходить на мелководье.
О безэкипажных катерах
Мы провели ряд экспериментов совместно с нашими дальневосточными коллегами и создали систему управления для безэкипажных катеров. Проводили интересные эксперименты, как отметил Иван Георгевич, во время которых интегрировали информационную составляющую БЭК с беспилотной и с авиационной составляющей в части исследования морей и океанов.
О необходимости безэкипажных катеров
БЭК пригоден во всем, что касается экологии, газовой и нефтяной отраслей.
О композитном судостроении
Мы рассматриваем тему композитов аккуратно. Отдельные элементы уже создаются, но изделие целиком — пока нет.
О роли человека в мире беспилотного будущего
Полагаю, что управляемые и неуправляемые корабли будут вести постоянный информационный обмен, обеспечивая человеку главное и максимально безопасное место в этой глобальной системе.