До недавнего времени в России судовые ные комплексы (СВК), установленные на суда аварийно-спасательного флота, обеспечивали проведение водолазных работ в основном на глубине до 60 м. В декабре 2011 г. был достигнут новый уровень работы СВК — 100 м. Это первый подобный опыт для России, и, как можно судить, далеко не последний.
С 10 по 13 декабря на базе Каспийского филиала ФГУП "Балтийское БАСУ" ФБУ "Госморспасслужба России" успешно завершились ходовые испытания судового водолазного комплекса, установленного на головном водолазном судне проекта SDS08 — "Стольный град Ярославль".
Еще в апреле 2011 года был проведен первый этап ходовых испытаний СВК с освидетельствованием комплекса инспекторами Российского морского регистра судоходства (РС). По результатам испытаний было выдано первое в России свидетельство РС на СВК с допуском по проведению водолазных работ на глубинах до 60 м. Это был начальный этап введения в эксплуатацию судового водолазного комплекса на судне "Стольный град Ярославль", и тогда проверялся не только СВК, но и само судно-носитель, на котором установлен комплекс.
Следующий этап испытаний комплекса — на глубину 100 м — состоялся в конце 2011 г. с участием комиссии под председательством главного водолазного специалиста ФБУ "Госморспасслужба России" С. И. Смольского в присутствии инспектора Астраханского филиала Российского морского регистра судоходства.
В ходе испытаний было задействовано судно-носитель "Стольный град Ярославль" и судно обеспечения, задачей которого было содействие в удержании судна-носителя СВК в одной точке, не допуская дрейфа и качки.
Испытания проводились в декабре, и погода для этого месяца выдалась на редкость благоприятная. В районе проведения испытаний, в северной части Каспия, море было почти штилевым. Однако вероятность быстрой смены погодных условий все же существовала. В связи с этим, по прибытии судов в заданный район моря с глубинами более 100 м испытания начались без промедления.
Не дожидаясь утра, ночью, оба судна были поставлены на якоря и сошвартованы. В таких условиях, в соответствии с "Программой швартовых и ходовых испытаний", на глубине 108 м, при волнении моря в 2 балла, температуре воздуха и воды +4 и +10 ºС начались испытания СВК.
В течение ночи было выполнено четыре последовательных спуска и подъема водолазного полуколокола до заданной глубины 100 м и обратно до захватывающего устройства. Во время спусков-подъемов осуществлялся контроль за прохождением несущего и направляющего тросов, кабель-шланговой связки, равномерностью их укладки на барабаны лебедок. Была проверена работа тормозных устройств лебедок, а также контроль за уровнем воды в куполе полуколокола, подачей и давлением воздуха в водолазный полуколокол. В заключение команда разработчиков проверила возможность аварийного подъема водолазного полуколокола при помощи лебедки направляющих тросов якорного устройства полуколокола и ручного подъема полуколокола.
В процессе испытаний все оборудование СВК работало в штатном режиме и подтвердило заявленные технические характеристики. Работа комплекса не вызвала никаких замечаний, и, по заключению инженера-инспектора Российского морского регистра судоходства, СВК на 100 м был признан работоспособным, о чем был составлен соответствующий акт РС.
В результате на сегодняшний день Северо-Каспийское управление АСПТР имеет в распоряжении уникальное современное спасательное судно для участия в спасательных, судоподъемных, гидротехнических и других подводных работах любой сложности при волнении моря до 3 баллов. Судно оснащено самым новым и передовым оборудованием, необходимым для проведения водолазных спусков и подводных работ с применением для дыхания воздуха и газовой смеси (КАГС). Водолазные спуски могут осуществляться непосредственно с борта судна или с помощью системы водолазного ("мокрого") полуколокола во всех типах водолазного снаряжения, в том числе в вентилируемом и водообогреваемом. Полуколокол рассчитан на спуск трех водолазов (двух работающих и одного оператора) и оснащен системой газораспределения и подачи газов, системами внешнего и внутреннего освещения и видеонаблюдения, системой кислородных дыхательных BIBS-масок, системой связи с гелиевым корректором речи.
В состав СВК входят самые современные системы и оборудование:
Еще в апреле 2011 года был проведен первый этап ходовых испытаний СВК с освидетельствованием комплекса инспекторами Российского морского регистра судоходства (РС). По результатам испытаний было выдано первое в России свидетельство РС на СВК с допуском по проведению водолазных работ на глубинах до 60 м. Это был начальный этап введения в эксплуатацию судового водолазного комплекса на судне "Стольный град Ярославль", и тогда проверялся не только СВК, но и само судно-носитель, на котором установлен комплекс.
Следующий этап испытаний комплекса — на глубину 100 м — состоялся в конце 2011 г. с участием комиссии под председательством главного водолазного специалиста ФБУ "Госморспасслужба России" С. И. Смольского в присутствии инспектора Астраханского филиала Российского морского регистра судоходства.
В ходе испытаний было задействовано судно-носитель "Стольный град Ярославль" и судно обеспечения, задачей которого было содействие в удержании судна-носителя СВК в одной точке, не допуская дрейфа и качки.
Испытания проводились в декабре, и погода для этого месяца выдалась на редкость благоприятная. В районе проведения испытаний, в северной части Каспия, море было почти штилевым. Однако вероятность быстрой смены погодных условий все же существовала. В связи с этим, по прибытии судов в заданный район моря с глубинами более 100 м испытания начались без промедления.
Не дожидаясь утра, ночью, оба судна были поставлены на якоря и сошвартованы. В таких условиях, в соответствии с "Программой швартовых и ходовых испытаний", на глубине 108 м, при волнении моря в 2 балла, температуре воздуха и воды +4 и +10 ºС начались испытания СВК.
В течение ночи было выполнено четыре последовательных спуска и подъема водолазного полуколокола до заданной глубины 100 м и обратно до захватывающего устройства. Во время спусков-подъемов осуществлялся контроль за прохождением несущего и направляющего тросов, кабель-шланговой связки, равномерностью их укладки на барабаны лебедок. Была проверена работа тормозных устройств лебедок, а также контроль за уровнем воды в куполе полуколокола, подачей и давлением воздуха в водолазный полуколокол. В заключение команда разработчиков проверила возможность аварийного подъема водолазного полуколокола при помощи лебедки направляющих тросов якорного устройства полуколокола и ручного подъема полуколокола.
В процессе испытаний все оборудование СВК работало в штатном режиме и подтвердило заявленные технические характеристики. Работа комплекса не вызвала никаких замечаний, и, по заключению инженера-инспектора Российского морского регистра судоходства, СВК на 100 м был признан работоспособным, о чем был составлен соответствующий акт РС.
В результате на сегодняшний день Северо-Каспийское управление АСПТР имеет в распоряжении уникальное современное спасательное судно для участия в спасательных, судоподъемных, гидротехнических и других подводных работах любой сложности при волнении моря до 3 баллов. Судно оснащено самым новым и передовым оборудованием, необходимым для проведения водолазных спусков и подводных работ с применением для дыхания воздуха и газовой смеси (КАГС). Водолазные спуски могут осуществляться непосредственно с борта судна или с помощью системы водолазного ("мокрого") полуколокола во всех типах водолазного снаряжения, в том числе в вентилируемом и водообогреваемом. Полуколокол рассчитан на спуск трех водолазов (двух работающих и одного оператора) и оснащен системой газораспределения и подачи газов, системами внешнего и внутреннего освещения и видеонаблюдения, системой кислородных дыхательных BIBS-масок, системой связи с гелиевым корректором речи.
В состав СВК входят самые современные системы и оборудование:
- двухотсечная поточно-декомпрессионная барокамера;
- водолазный полуколокол с СПУ;
- баллоны со сжатыми газами (воздуха, гелия и кислорода);
- компрессоры высокого давления;
- интегрированный пульт управления;
- система подачи и распределения газов;
- средства обеспечения спусков;
- средства выполнения ПТР.