Сегодня "Петробалт" работает над крупными заказами — от ледоколов до рыбопромысловых судов – и сотрудничает с ведущими отечественными судостроительными заводами, такими как "Адмиралтейские верфи", Ленинградский судостроительный завод "Пелла", Выборгский судостроительный завод, Балтийский завод, завод "Нижегородский теплоход" и др. Помимо них, в числе заказчиков и партнеров КБ есть ряд зарубежных компаний – STX Europe, IMG (Германия), Estaleiros Navais de Viana do Castelo S.A (Португалия), HDW Nobiskrug (Германия), Wartsila Ship design, FOSEN MEK. VERKSTEDER AS (Норвегия), Aker Arctic (Финляндия), ILS OY (Финляндия).
Мы уже не раз публиковали статьи, посвященные как образованию, так и жизни молодых перспективных специалистов в отрасли. Наша редакция старалась освещать их позиции и мнения, рассказывать об их проблемах и о том, каким они видят свой путь. В этот раз "Петробалт" как нельзя кстати подошел к тематике. Каково это – работать в таком уникальном КБ начинающему профессионалу и что его ждет, когда он придет сюда? Наш корреспондент Кирилл Воловик поговорил с тремя инженерами "Петробалта" о плюсах работы в КБ, о помощи внутри коллектива, обсудил переезд компании в собственное здание, история которого уходит в начало прошлого века. Ведь кажется очевидным, что место и комфортные условия для работы напрямую влияют на результат труда всей команды.
Владимир Кузей, инженер 3-й категории ПКБ "Петробалт"
- Владимир, расскажите, вы сейчас работаете или учитесь?
- Я учусь и работаю одновременно. Сейчас учусь на магистра, первый курс на кафедре "Теория корабля и гидромеханики" в "Корабелке" – самом лучшем вузе Петербурга.
- Владимир, кем вы работаете? Как давно устроились в ПКБ "Петробалт"?
- Работаю в "Петробалте" уже практически два года – в июле стукнет годовщина. Занимаю должность инженера третьей категории в проектном отделе.
- Вы шли в компанию как практикант? Что входит в ваши должностные обязанности?
- Я попал в "Петробалт", благодаря своему преподавателю. Ушел в компанию на летнюю практику, и остался работать. Занимаюсь теорией корабля. Я выучил программу "NAPA", которая проектирует судно или корабль от самого начала до конца, до утилизации. Помогаю разрабатывать обводы корпуса, потом их прогоняют гидромеханики, если требуется, проверяют остойчивость и так далее. Помимо этого, помогаю другим отделам.
- Вы занимаетесь только корпусом, в механику не лезете?
- Нет, в основном специализируюсь на корпусах. В механику влезаю, когда нужно просчитать двигатель, который нужно поставить на судно.
- Почему выбрали профессию проектировщика?
- С самого детства я занимаюсь судомоделизмом. Любил и люблю корабли, именно не стендовые, а ходовые – когда их можно пустить, посмотреть, модернизировать. То, что я хотел увидеть в судостроении, увидел именно здесь: построили, прокатили, если нужно – модернизировали.
- Это ваше первое место работы?
- До этого я работал преподавателем по судомоделизму, работал с детьми. "Петробалт" – мое первое рабочее место по профессии. Сравнивать пока не с чем, но у меня есть друзья, которые работают и в "Алмазе", и в "Рубине", и в "Малахите". Мы с ними общаемся по поводу работы. Это большое военное кораблестроение, поэтому разница есть в элементарных вещах. Там сложнее, более специфичная работа, потому что у военных другие требования.
- Вы успели поучаствовать в каких-то проектах, которые уже переданы заказчикам?
- Я работаю два года. Дело в том, что проектирование судна занимает достаточно большой промежуток времени, поэтому буквально самостоятельных проектов у меня не было. Однако я участвовал в разработке большого гидрографического катера "Георгий Зима" проекта 23040Г – принимал участие во всей документации по аварийной остойчивости. Также принимал участие в проектировании краболова проекта 03070, что строится на "Пелле".
-Два года в КБ — это уже срок. Расскажите про "Петробалт". Что вам нравится в работе?
- У нас молодое КБ. Коллектив очень хороший, добрый, все специалисты отзывчивые. При этом есть очень опытные сотрудники, которые могут рассказать, разъяснить и, в принципе, построить всю твою работу, чтобы она была не только полезной для самого КБ, но и интересной. А это немаловажно.
В компании много различных праздников, корпоративных мероприятий, причем по инициативе самих работников. К примеру, каждую субботу мы ходим на футбол. Еще у нас есть стол для пинг-понга. Когда есть время, мы играем. Но с каждым годом свободного времени становится все меньше из-за загрузки по проектам.
- Это ведь хорошо! Работы много, это прекрасный показатель развития вашего КБ и отрасли и в целом.
- Работы очень много. Это хорошо, но это очень сложно. Что еще хорошо, мы, наконец, переехали с Балтийского завода, потому что очень тяжело находиться не в своем здании. По факту, это же чужое помещение, со своим режимом, где нельзя принести свое оборудование. А я часто работаю и занимаюсь по учебе на своем ноутбуке. Сейчас этих проблем нет. Мне разрешают учиться, отпускают, если требуется куда-то отлучиться, легко могу уйти по личным делам. Учебе работа не мешает. В "Петробалте" не возбраняется, чтобы человек продолжать учиться.
- Сколько вы получаете?
- Для студента – оплата хорошая. Но если хочешь получать больше, то нужно соответственно больше работать самому. У нас почасовая оплата у студентов. Есть множество возможностей отработать свое время — к примеру, на выходных либо вечером дома. За себя скажу, я встаю рано и поэтому прихожу на работу рано, зато и ухожу раньше.
- Вообще студентов много в ПКБ "Петробалт"?
- У нас много студентов, и набор идет постоянно. В каждом отделе в основном учащиеся, а ими руководят образованные и грамотные конструкторы и инженеры, которые могут многому научить.
- Прекрасно, что дают дорогу молодым. Что скажете про перспективы? Сейчас вы — магистр, что дальше?
- Я уже на своем месте, мне уже никуда бежать не надо. И мне это нравится, я хочу здесь остаться. Да и зачем что-то менять? Постепенное развитие в "Петробалте" возможно, оно есть. Ведь все зависит от человека, все в твоих руках – спокойно работаешь, всем все нравится, развиваешься и учишь новые корабельные, судостроительные программы. А за этим будет и рост.
- Вы сказали, что перебрались в свое здание из Балтийского завода. Сейчас ПКБ "Петробалт" располагается в красивом здании, бывшем монастыре. Практически архитектурное, культурное наследие. Как ощущается рабочий процесс, когда ты находишься в таком здании?
- Конечно, это очень красивое здание, где большие окна, старый толстый кирпич, которому больше 100 лет. Здесь приятно находиться. Современные картонные дома, в которых зимой холодно, летом жарко. У нас же поддерживается комфортный микроклимат. Да и в рамках города месторасположение у нашего здания удобное.
- Напоследок, исключительно фантазийный вопрос – что бы вы хотели реализовать в рамках своей профессии? В каких проектах поучаствовать? Или поработать с определенной компанией, ведь на рынке много интересных заказчиков?
- Я все же идейный человек, поэтому о компаниях я не думал. Мне хочется поучаствовать в проекте, где я останусь какой-то заметкой, мол, Кузей Владимир делал то-то. Это было бы круто – оставить свой след в истории именно с точки зрения построения чего-то грандиозного. Можно и не грандиозного, но того, что будет запоминающимся.
Замечу, что суда, которые выходят из-под моей руки (пусть их не так много и они еще только будут проходить испытания), они все красивые. По мне, хорошо ходят только красивые суда. Некрасивое судно никто не захочет строить, и именно с точки зрения перспективы хотелось бы проектировать что-то красивое, современное.
КБ "Петробалт" действительно более года назад переехал в собственное здание на Васильевском острове Санкт-Петербурга. Раньше компания располагалась на территории Балтийского завода, и наверняка многие ассоциируют "Петробалт" именно с Косой линией "Васьки".
Здание на углу Среднегаванского проспекта и улицы Карташихина выделяется на фоне многоэтажек своим стилем, который многие источники назвали "псевдорусским". На самом деле, информации о бывшей церкви Тихвинской иконы Божией матери при подворье Пюхтицкого Успенского монастыря не так много, что, откровенно, странно, потому что здание имеет больше чем столетнюю историю. Достоверно известно, что строительство церкви велось между 1903 и 1906 годами, архитектором был Виктор Бобров. Вырезка из журнала "Зодчий": "Освящение церкви в Галерной гавани. 6-го сентября, в 10 час. утра в Галерной гавани, по Карташихиной улице, состоялось торжественное освящение придела, именуемого трапезной церковью преподобного Серафима Саровского, вновь строящегося храма в честь иконы Тихвинской Божьей Матери с монастырским подворьем Пюхтинскаго Успенского женского монастыря. Освященная трапезная церковь, вместимостью до 300 человек, имеет двоякое назначение. В ней будут совершаться в установленное время церковные службы, а в свободное время она предназначается для трапезы монахинь подворья. Алтарь от трапезы отделяется раздвижной перегородкой. С правой и левой сторон церкви устроены кельи. Окончание всего сооружения храма, строящегося по проекту и под наблюдением арх. Боброва. При подворье предполагается устроить школу и богадельню. (Бирж. В.)".
В 1929 году Виктор Бобров перестроил церковь под магазин промтоваров, известный более как "Гаванский универмаг". И до наших дней здание и его назначение просто меняли свое название — от "Госпромторга" до универмага №47 "Ленторга", пока в 2009 году бывшую церковь не заняла инвестиционно-строительная компания "Источник-Строй". Занимала ли организация это здание до момента, когда "Петробалт" пришел на смену, - неизвестно. Однако отсюда начинается новая история молодого КБ, который дышит полной грудью и успешно реализует проекты современного российского (и не только) флота.
Анастасия Кулешова, инженер-проектировщик 3-й категории ПКБ "Петробалт"
- Анастасия, расскажите, вы учитесь и работаете?
- Я учусь на 1-м курсе магистратуры в "Корабеле" на "Теории корабля и гидромеханики".
- Девушки редко встречаются в проектировании. Почему выбрали эту отрасль?
- Мое увлечение началось немного необычно. Мне всегда хотелось собственную яхту. Поэтому я с самого начала захотела заниматься парусными судами, так и поступила на проектирование. Однако поскольку у нас в России яхтостроение развито не очень сильно, тут выбора особо не было.
- Не пожалели?
- Нет, конечно. Я думаю, что все еще впереди.
- "Петробалт" – это ваше первое место работы? Как выглядят ваши основные обязанности в КБ?
- Да, это мое первое место, и сравнивать мне не с чем. Мой рабочий день выглядит по-разному, на него влияют поставленные задачи. Он может начинаться с 3D-моделирования в Cadmatic, трассировки трубопроводов или с конкретных 3D-моделей какого-то оборудования, исполнения и спецификации.
- В каких проектах уже успели поучаствовать?
- Я пришла в КБ "Петробалт" чуть меньше двух лет назад. Тогда я успела застать ледокол проекта Arc130A — там есть пара моих чертежей. А так я с самого начала с траулером проекта 116, который строится на Выборгском судостроительном заводе. Это мой "ребенок", мой первенец.
- Правильно я понимаю, что в основном вы занимаетесь проектированием трубопроводов?
- Да, но на трубопроводных системах моя работа не заканчивается. Занимаюсь еще расстановкой оборудования на судне.
- Как вам работается в "Петробалте"? Какие плюсы можете выделить?
- По мне, с точки зрения студента, здесь очень хорошо. К нам относятся более снисходительно, чем в других КБ, поэтому я и выбрала "Петробалт". Меня позвали мои одногрупники, которые уже здесь работали. Мне нравится, как в компании относятся к нахождению на рабочем месте. У меня есть пары, два дня в неделю, на которые я уезжаю с работы и приезжаю потом обратно. Эти часы я могу отработать на выходных, вечером, когда мне будет удобно. Этим, наверное, никого не удивить, но система удобная и вполне рабочая. Моя главная задача – выполнять свою работу в поставленные сроки, и я это делаю. И никаких претензий по поводу моего присутствия. Еще важный момент — это обучение. Когда я пришла в компанию, то столько дурацких вопросов задавала, постоянно чувствовала себя неловко из-за того, что отнимаю время у своих коллег. Однако все помогали, учили, показывали, как надо работать.
Помню, когда только пришла, новичкам сделали мини-курс на пять дней. Это помогло адаптироваться. Сейчас уже я кого-то учу, кто приходит из студентов, помогаю им, как и мне помогали в свое время.
- Вы застали время, когда ПКБ "Петробалт" был еще на Балтийском заводе?
- Да, когда я пришла, меня посадили там, где было свободное место. Я работала в другом коллективе, который трудился над другим проектом. Мои же нынешние коллеги сидели немножко подальше. Глобально ничего не поменялось, только стало проще приходить на работу. И в плане коммуникации легче — все сидим в одном отделе, общаемся, переговариваем.
- Хочется послушать о ваших планах на будущее. Скоро учеба кончится, что дальше? В каких проектах хотели бы поучаствовать?
- У меня все дипломные работы связаны с парусными судами. Я рассчитываю остойчивость на малых углах крена, в зависимости от формы корпуса. Сейчас у меня остойчивость на курсе, меня больше тянет к парусникам, к яхтам. В нашей стране это не особо востребовано, по сравнению с зарубежным рынком. Там, мне кажется, больше возможностей для реализации своих навыков. В России приходится изощряться с одними и теми же проектами как-то по-новому, смотреть на них иначе. Но глобально делаем все одно и то же. Мне хотелось бы разнообразия.
- Это проблема российского рынка и всех КБ?
- Не то чтобы рынка. Скорее, возможностей. Вы представляете себе русскую яхту? Это и звучит как-то не очень убедительно. Никто не будет покупать в России подобную продукцию.
А так у нас есть энтузиазм. Мы пытаемся возродить яхт-клуб от университета. Все идет туго, но все же усилия прикладываем. Наша команда занималась созданием лодок для людей с ограниченными возможностями для участия в Паралимпиаде.
- Анастасия, признаться честно — девушку-проектировщика я не встречал. Поэтому действительно интересно, как оцениваются ваши профессиональные навыки в коллективе? Поручают ли совершенно сложные задачи? Чувствуется ли какая-то разница в отношении вас и ваших коллег?
- Поначалу мой начальник был от меня в восторге. Я быстро схватывала информацию, понимала, что нужно делать. Плюс девочки более скрупулезные в работе с чертежами, с оформлением. Поэтому считаю, что девушки идеально подходят к этой сфере. Касательно проектирования у меня никаких проблем не возникало. Возможно, если говорить о карьерной лестницы, когда ты пытаешься показать, что не просто так пришел в профессию, что умеешь многое, то некоторые люди старой закалки со скепсисом смотрят на девушек-конструкторов. Такое, мне кажется, происходит в любой неженской профессии. В нашем КБ все хорошо, мы работаем как один механизм, как одна команда.
- Что скажете о зарплате?
- Когда я пришла, будучи студентом в бюро, то ставка была одинаковая для всех учащихся. Потом уже начали оплачивать работу в зависимости от сложности поставленных задач.
Первыми для меня были 3D-модели. Мне поручили сделать модель котла. Тогда у меня ушло три дня на эту работу — это очень долго. Потом уже проектировала двигатели, насосы, различное оборудование. Меня нужно было научить пользоваться программами. Когда уже научилась, мне стали давать легкие системы, не такие изощренные. Их я тоже моделировала. Я училась понимать сам процесс, как это должно выглядеть, почему это находится именно здесь, где можно вести трубопроводы, где нельзя, из какого они должны быть материала. Также менялись и программы, в которых я работала. От простых мне начали давать все сложнее и сложнее. Так я начала выпускать КД. Чем больше у тебя ответственности, тем больше зарплата.
Сейчас я на этом этапе, потом у меня будут сложнее задачи и зарплата тоже будет увеличиваться.
- Анастасия, расскажите о своих перспективных планах.
- В нашем отделе есть карьерный рост, да и планы тоже есть. Но пока я не уверена, что хочу этого. Хочется больше творить и быть настоящим профессионалом, а рост зачастую означает работу с вещами, которые мне не очень интересны. Например, с бумажками, документами и прочей бюрократией. Не хочу забот, которые есть у начальников.
Вернемся к "Петробалту". КБ может похвастаться достойным референсом. Оно принимало участие в разработке проектов рыбопромысловых судов разных типов, химических танкеров, танкеров для перевозки жидкой серы, контейнеровозов, ледоколов, буксиров-кантовщиков и буксиров-спасателей, судов типа Ro-Ro, "пассажиров", барж и понтонов.
"Петробалт" оснащен современными САПР, в том числе NAPA, NUPAS CADMATIC и TRIBON, что позволяет автоматизировать процесс проектирования до высокого уровня при безусловном обеспечении надлежащего качества разрабатываемых проектов.
В бюро работают высококвалифицированные специалисты всех судостроительных специализаций. "Петробалт" много внимания уделяет образованию, поэтому тесно сотрудничает с Санкт-Петербургским морским техническим университетом и Государственным университетом морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова как в научных исследованиях и научно-технических разработках, так и в подготовке инженерных кадров. По словам представителей ПКБ "Петробалт", студенты профильных университетов, начиная с третьего курса, имеют возможность получить реальный опыт работы в конструкторском бюро, получая при этом зарплату в соответствии со своим личным вкладом в разработку проектов "Петробалта". Часть сотрудников продолжают свое обучение в аспирантуре и ведут свои исследования как в рамках разрабатываемых компанией проектов, так и в рамках исследовательских программ университетов. Этому также способствует тот фактор, что большая часть сотрудников КБ молодые люди (средний возраст по ПКБ – 34 года), которые в свое время начали работать в "Петробалте" в студенческие времена и к настоящему времени сами получили большой и разнообразный опыт проектирования различных судов.
- Александр, я так понимаю, что вы уже закончили вуз и являетесь дипломированным специалистом?
- Все верно. Я закончил "Корабелку" в 2011 году, кафедру технологии судостроения. Правда, устроиться сразу после учебы не получилось, я был молодым специалистом, который никому не нужен. Полтора года я работал не по специальности. Потом узнал о "Петробалте", пришел на собеседование, меня взяли, и по сей день я работаю в КБ.
- Кем вы сейчас работаете? Чем занимаетесь?
- Сейчас я – ведущий инженер-конструктор корпусного отдела. Занимаюсь разработкой рабочей документации по ПДСП, делаю модель, делаю чертеж, выпускаю все это, согласовываю с заводом-строителем, с Регистром. У нас каждый специалист полностью прорабатывает свой чертеж до того момента, пока он не будет в архиве.
- Интересно послушать о проектах. В каких успели поучаствовать?
- На тот момент, когда я пришел, застал ледокол "Виктор Черномырдин" проекта 22600. Работал по проекту 22220. Там мы делали часть конструкторской работы, не всю. Участвовал в жизни БГК проекта 23040Г, ледокола проекта Arc130 и траулера проекта CT116, что строятся на Выборгском судостроительном заводе.
Сейчас я занимаюсь проектом корейского танкера, который строится во Владивостоке, на заводе "Звезда". Мы их документацию подгоняем под наши реалии – переносим в САПР и из него достаем контуры и детали.
- Танкер на заводе "Звезда"... Любопытно, как у вас складывается сотрудничество с предприятием?
- Мы работает с заводом через ЦКБ "Лазурит". Бюро поставляет нам информацию с предприятия, мы ее обрабатываем. Выступаем как подрядчики. В целом, проблем нет, работаем слаженно и вполне эффективно.
- Уже больше пяти лет вы в "Петробалте". Расскажите о КБ, что вам нравится в работе? Есть ли вам с чем сравнить опыт?
- В моей жизни был период, когда я был командирован в ЦКБ "Алмаз", согласовывал чертежи, которые мы готовили. Мне удалось познакомиться с жизнью в этом КБ. По мне, он более бюрократичный, консервативный. У них штат гораздо больше нашего, поэтому им необходимо хранить кучу бумаг как архив историй, кто что делал, куда положил и так далее.
В "Петробалте" с этим попроще. Мы взаимодействуем всеми отделами, просто спускаясь или поднимаясь по этажам. У нас молодой коллектив, имеем общий язык, в целом отношения довольно дружелюбные и комфортные.
- Сколько человек работает в вашем отделе?
- Порядка 30 человек. Они не всегда находятся в офисе. Есть специалисты, которые регулярно посещают заказы на "Адмиралтейских верфях", заводе "Пелла".
- Выходит, что вы застали работу, когда КБ располагалось еще на территории Балтийского завода. Сейчас у вас собственное, красивое, историческое здание. Мотивирует ли вас работать еще лучше?
- Когда нам сказали, что мы будем работать в здании бывшего подворья женского монастыря, я почитал про место в интернете, посмотрел фотографии, когда здание еще было с куполом. Наверное, даже не стоит рассказывать очевидные удобства собственного места работы — это парковка, свободный проход.
Безусловно, очень приятно работать там, где чувствуется история, все стены пропитаны ей. Однако мне моя работа нравится, я замотивирован, поэтому лишняя мотивация мне не нужна.
- Как сейчас выглядит загрузка "Петробалта"? Работы много?
- Работы хватает. Да так, что, бывает, работаем и в выходные, приходится жертвовать личным временем, общением с семьей. Правда, у меня с этим попроще — мы всей семьей работаем в "Петробалте", моя супруга работает конструктором. Но сейчас в декретном отпуске.
- А вы здесь с женой познакомились?
- Нет, мы познакомились еще на первом курсе в университете. Уже после вуза, когда мы оба столкнулись с такой проблемой, что никуда не устроиться было, я пошел не по специальности, она — тоже. Потом так получилось, что я пришел в "Петробалт" раньше и предложил будущей супруге попробовать себя тоже. Порекомендовал ее, она прошла собеседование, теперь вместе работаем.
- Чем супруга занималась до ухода в декретный отпуск?
- Она тоже работает в корпусном отделе. Раньше, когда на Балтийском заводе располагались, мы даже в одном кабинете сидели вдвоем. И все спрашивали – как так? Вы вместе, в одном кабинете? Вы друг другу не надоели?
А нам нисколько это не надоедает, наоборот, нравится. Мы же занимались каждый своим делом. А то, что вместе, так это хорошо — мы советовались, помогали друг другу.
- Я бы тоже подумал, что такое может надоесть. На работе — вместе, дома — вместе. Наверное, вы ссорились. Как решали конфликты?
- Если конфликты и возникали, то решали их только дома. Но я такого не припоминаю, мы стараемся все вопросы обсуждать.
- Я задаю традиционный вопрос, связанный с зарплатой. Любопытно и вас как уже опытного работника ПКБ "Петробалт" послушать.
- На самом деле, все зависит от твоего уровня, какую работу ты выполняешь. Ты можешь выполнять абсолютно разные задачи, от мелких до глобальных. Соответственно будешь получать по-разному.
- Ваши коллеги рассказывали, что в "Петробалте" новичков обучают азам работы, помогают разбираться в программах. Вы случайно не тот самый учитель, который встречают будущих конструкторов?
- У нас много студентов, которых мы обучаем всем САПРам, в которых работаем. Молодым специалистам необходимо помогать. Ведь очевидно, что у них уровень намного ниже, поэтому мы стараемся обучить, помогаем развивать перспективных профессионалов с самого начала.
- Что скажете про такую схему работы, когда компания готовит сотрудников со студенческой скамьи, подстраивая их под себя? Или стоит сразу искать лучших и переманивать к себе, ведь с ними проще работать?
- Понятное дело, что брать опытных намного проще. Потому что уже есть своя база, свой запас знаний, и есть над чем работать. А брать молодых и учить их — это другой подход к работе, мы их учим конкретными вещами, которые знаем сами. Что более эффективно — не могу сказать, наша компания привыкла работать с молодежью.
- Как вы оцениваете подготовку студентов, которые приходят к вам? Есть предположение, что нынешнее отраслевое образование далеко не самое качественное. Не знаю, касается ли это конструкторов, но все же общая тенденция такая наблюдается.
- Приходят совершенно разные. Все зависит от человека, от того, как он информацию воспринимал на скамье в университете. Однако любой уровень можно подтянуть до приемлемого для работы. Конечно, бывают моменты, когда совершенно не знают базовых вещей, потом объясняем, показываем, ребята втягиваются, становится проще.
К примеру, есть несколько человек, которых я обучал, сейчас они работают в нашем КБ. И мне приятно осознавать, что мы стали одной командой, которая делает "Петробалт" таким самобытным, уникальным и далеко не последним КБ на отечественном рынке.
[Больше фотографий в галерее снизу]
Материалы по теме:
"Преемники знаний". Как Балтийский завод решает проблему кадров (статья о том, как БСЗ занимается подбором кадров на предприятии)
Изумруды отрасли: таланты Средне-Невского судостроительного завода (первая часть цикла статей об уникальных и талантливых людях отрасли);
Изумруды отрасли: путь от механика до конструктора (вторая часть цикла статей об уникальных и талантливых людях отрасли).
Изумруды отрасли: с моря на берег (третья часть цикла статей об уникальных и талантливых людях отрасли)