Вчера, 28 марта 2013 года в ФГУП "Крыловский государственный научный центр" состоялся брифинг на тему подготовленной сотрудниками центра работы, которая выдвинута на премию Правительства РФ в области науки и техники за 2012 год. Корабел.ру не мог пропустить такое событие.
Тема работы: "Создание на отечественной научно-производственной базе дизель-электрических ледоколов нового поколения (проект 21900), обеспечивших за счет эффективных инновационных технических решений безопасность и ритмичность навигации в Балтийском море в тяжелых ледовых условиях".
Конкурсная работа подготовлена коллективом авторов в составе: Апполонов Е. М. - руководитель работы, Беляшов В. А., Симонов Ю.А. ( ФГУП "Крыловский государственный научный центр"), Игошин Е. В., Чекризов В. Г. (ООО "Балтийский завод-судостроение"), Поляков Ю.В. , Тарасов П. В., Штрамбранд В.И. (ФГУП "Росморпорт"), Евенко В. И.(ФАУ "Российский морской Регистр судоходства"), Максименко М. Р. (ОАО "Внешне-экономическое объединение "Судоимпорт").
Она включает проектирование, строительство и эксплуатацию двух новых дизель-электрических ледоколов проекта 21900, предназначенных для работы в Балтийском море. Впервые в практике отечественного ледоколостроения они оборудованы двумя полноповоротными винторулевыми колонками. В результате комплекса выполненных работ на этих уникальных многофункциональных судах разработан и внедрен ряд инновационных технических решений, существенно расширивших их эксплуатационные возможности и повысивших технико-экономические параметры. Эти инновационные решения, решая базовые задачи, одновременно позволяют минимизировать техногенное воздействие ледоколов на окружающую среду.
Эффективность принятых технических решений и организационных мероприятий эксплуатации ледоколов подтверждена результатами натурных испытаний во льдах Карского моря и навигаций в экстремальные зимы в Балтийском море. На базе положительного опыта эксплуатации двух новых ледоколов проекта 21900 началось строительство трех модернизированных ледоколов проекта 21900М.
Брифинг проводили Апполонов Евгений Михайлович - ФГУП "Крыловский государственный научный центр", заместитель генерального директора, доктор технических наук, профессор, руководитель работы и Беляшов Валерий Адамович -ФГУП "Крыловский государственный научный центр", ведущий научный сотрудник - главный конструктор,кандидат технических наук.
Впервые в практике судостроения России разработана и реализована концепция ледокола с оптимизированной формой корпуса, оборудованных двумя полноповоротными винто-рулевыми колонками. По разработанному проекту 21900 построены два дизель-электрических ледокола с уникальными ходовыми и маневренными характеристиками.
Назначение судна:
Обеспечение проводки крупнотоннажных судов шириной до 50 м
Буксировка судов и других плавучих сооружений во льдах и на чистой воде
Тушение пожара на плавучих объектах и других сооружениях
Выполнение аварийно-спасательных работ и оказание помощи судам, терпящим бедствие в ледовых условиях и на чистой воде
Перевозка грузов на открытой части верхней палубы
Поиск подводных объектов, проведение изысканий при гидротехнических работах на больших акваториях, обследование трубопроводов и т.п., гидроакустическое сканирование дна
Основные технические характеристики:
Длина наибольшая ……… 114 м
Ширина наибольшая …… 27,5 м
Высота борта на миделе до
верхней палубы .………12,4 м
Осадка по конструктивную
ватерлинию …………… 8,5 м
Автономность …………… 30 сут
Дальность плавания ок 11000 миль
Дедвейт ………………..... 6430 т
Мощность энергетической
установки ……….….. 21 МВт
Мощность винто-рулевых
колонок ….. …….… 2 х 8 МВт
Экипаж….. …….…....26 человек
Разработанная оптимизированная форма корпуса (А) проверена комплексными исследованиями на чистой воде (Б), во льдах (В,Г) и при воздействии воздушных потоков (Д), что позволило научно обоснованно выдвинуть и реализовать инновационные технические решения при проектировании и строительстве двух ледоколов и подтвердить их уникальные ходовые и маневренные характеристики.
В процессе работы созданы новые расчетные методики и выполнен уникальный комплекс численных исследований, позволивших научно
обоснованно реализовать инновационные технические решения при проектировании конструкции корпуса и обеспечить выполнение требований Российского Регистра по прочности (А) и виброактивности (Б), а также Санитарных норм по обитаемости. Снижены расчетные ледовые нагрузки на корпус ледокола и повышена технологичность его изготовления.Обеспечена прочность конструкции кормовой оконечности на воздействие экстремальной ледовой нагрузки.
Разработанная 3D модель судна (В,Г) позволила оптимизировать расположение оборудования и трубопроводов, сократить сроки и внедрить в практику передовые технологии строительства и эксплуатации этих судов.
Разработанная информационная система взаимодействия участников проекта обеспечила выполнение заданных сроков строительства (А) и ввода в эксплуатацию ледоколов(Б).
Эффективность принятых технических решений доказана результатами натурных испытаний во льдах Карского моря (В)
Приобретенные новые эксплуатационные качества ледоколов позволили увеличить производительность транспортной системы даже в экстремальные зимы в Балтийском море (Г, Д).