Так как "Карелия" – это пока что проект, то и за ответами на вопросы мы в первую очередь отправились туда, где его разрабатывают, – в конструкторское бюро "Вымпел". Подготовил ответы специально для Корабел.ру главный конструктор проекта компании Алексей Вьюшкин. За плечами Алексея серьезное образование и большой опыт в отрасли. После окончания Нижегородского государственного технического университета в 2007 г. по направлению "Кораблестроение и океанотехника" его приняли на работу в АО КБ "Вымпел" на должность инженера-конструктора. В 2010 г. Алексей Романович был назначен на должность начальника сектора концептуального проектирования, а в 2013 г. он возглавил отдел концептуального и технического проектирования, обеспечив надежную и стабильную работу одного из важнейших участков деятельности КБ. Наконец, в феврале 2022 г. он становится главным конструктором проекта.
– Рендер в пресс-релизе показывает, что PV180 будет иметь сходство с теплоходом "Мустай Карим". Даже появились сообщения, что "Карелия" станет оптимизированной версией PV300. Что будет связывать эти два проекта и в чем их различия?
– В пресс-релизе показан общий внешний концепт судна, который не может в полной мере отразить всех технических решений, заложенных конструкторским бюро по требованиям заказчика. Безусловно, при первоначальном взгляде может сложиться впечатление о схожести данных проектов. Это сделано для того, чтобы выдержать стилистику нового пассажирского флота у предполагаемого судовладельца. Так сказать – выдержать фирменный стиль.
Считать теплоход "Карелия" оптимизированной версией PV300 неверно, поскольку это совершенно разные суда, спроектированные под разные правила. "Мустай Карим" – под речные правила Российского Речного Регистра (*теперь – РКО), "Карелия" – под морские правила РКО. Теплоход "Карелия" рассчитан на значительно более широкий район эксплуатации от Балтийского и Белого морей, до Каспийского и Черного, включая бассейны рек центральной части России, что делает его полноценным судном смешанного района плавания. Также теплоход "Карелия", по требованию заказчика, рассчитан на особый зимний период эксплуатации в режиме гостиницы со стоянкой в Москве, что расширяет его экономические возможности и повышает рентабельность.
Теплоход "Карелия" имеет меньшие размерения по сравнению с судами проекта PV300. Это вызвано районом эксплуатации проектируемого судна (речь о проходе по Беломоро-Балтийскому каналу).
Также, учитывая сложные современные реалии, АО КБ "Вымпел" совместно с заводом-строителем, заказчиком и Российским классификационным обществом провело ряд работ по оптимизации параметров, а также выбора систем и оборудования судна, что способствовало снижению стоимости теплохода без снижения его функциональных возможностей. В максимально возможной степени применялась политика импортозамещения. При этом заложенные технические решения полностью выполняют все требования по высокой степени автоматизации, удобству обслуживания, безопасности и комфортабельности судна.
– Проводился ли анализ работы "Мустая Карима"? Какие выводы вы сделали?
– Безусловно, при разработке проекта теплохода "Карелия" учитывался опыт проектирования, постройки и эксплуатации теплохода "Мустай Карим" в применимых для нашего проекта вопросах. Был проведен анализ положительных и отрицательных факторов, а также неоднократно проводились встречи наших специалистов как с сотрудниками завода-строителя, так и с представителями эксплуатирующей организации ООО "ВодоходЪ", в том числе с действующей командой на борту "Мустай Карима".
– С какими современными лайнерами аналогичной вместимости и назначения вы знакомы?
– Понятие "современный" в данном случае не совсем уместно. Так как большинство эксплуатирующихся в европейской части России судов являются результатом глубокой модернизации проектов судов постройки прошлого века, а иностранные проекты судов спроектированы несколько под иные модели использования. Однако, интересные и заслуживающие внимания технические решения присутствуют в каждом проекте.
Помимо теплохода "Мустай Карим" АО КБ "Вымпел" ориентировалось на опыт эксплуатации и других пассажирских теплоходов в целом, а также по отдельным конструктивным решениям. В рассмотрение попали такие суда, как "Лев Толстой" проекта Q-056, производства ГДР, чехословацкий теплоход проекта 92-016, "Владимир Ильич" проекта 301, производства ГДР и иные. Благодаря коллегам из ООО "ВодоходЪ" удалось изучить особенности эксплуатации каждого судна, их достоинства и недостатки.
Технические характеристики "Карелии" | |
Длина | 131 м |
Ширина | 13,8 м |
Осадка | 2,9 м |
Скорость хода | 22 км/ч |
Экипаж | 97 чел. |
Пассажировместимость | 183 чел. |
– Над чем именно сейчас ведутся работы в рамках этого проекта? РКД и ПДСП тоже вы будете делать?
– На данном этапе разработана сокращенная часть технического проекта и передана заказчику для определения стоимости постройки судна. Также ведутся работы по заключению договора на доработку комплекта документации технического проекта до объема требуемого надзорными органами, разработку рабочей, приемо-сдаточной и эксплуатационной документации.
В рамках совместной работы с заводом-строителем разработан график разработки документации, позволяющий сократить срок реализации всего проекта.
– Чье оборудование предполагается использовать на судне?
– На определенном этапе перед нами ставилась задача составления перечня основного оборудования с указанием возможных поставщиков. Данная работа проходила в рамках работ по импортозамещению. Мы, опираясь на наш опыт и имеющиеся официальные данные, смогли составить ориентировочный перечень, на который завод-строитель и заказчик смогли бы опираться при работе с поставщиками оборудования. Все же выбор поставщиков оборудования – прерогатива завода-строителя и заказчика.
Комментарий заказчика:
"Одна из основных целей – спроектировать и построить теплоход нового поколения с учетом последних достижений науки и техники Российской Федерации, включая современные автоматизированные системы управления и безопасности.
Проанализировав все лучшие образцы круизного пассажирского флота по всему миру, мы детально проработали вопрос импортозамещения и заказываем для проекта оборудование и материалы российского производства. Сокращенный технический проект на данный момент предусматривает использование ориентировочно 70% отечественной продукции. В целях взаимозаменяемости судно спроектировано таким образом, что возможна установка как отечественного, так и импортного оборудования".
– Чье ВРК планируют ставить?
– Как я уже отметил, по представленным нами техническим характеристикам заводу-строителю и заказчику еще предстоит определиться с выбором поставщиков ВРК, после чего "Вымпел" уже применит конкретное оборудование на последующих стадиях проектирования.
– Кто занимался разработкой дизайна интерьеров и экстерьера судна?
– Архитектурные решения и, в целом, внешний облик судна формировался поэтапно, по мере приближения проекта судна к оптимальным параметрам, удовлетворяющим требованиям заказчика. Разработкой изначального дизайн-проекта внутренних интерьеров помещений теплохода занимался подрядчик заказчика, но в рамках разработки сокращенного технического проекта АО КБ "Вымпел" разработало собственное предложение по оформлению интерьерных решений.
Комментарий заказчика:
"На четырех палубах на борту "Карелии" для удобства гостей будут оптимально разделены общественные пространства и "спальные" зоны с каютами. Современный лаконичный дизайн помещений, светлые атриумы с мягкой зоной, лифт, плавные лестницы – подарят пассажирам ощущение комфорта и простора.
870 м2 прогулочной палубы с удобным расположением солярия с бассейном, барной стойкой и мягкой зоной для спокойного отдыха – позволят гостям с комфортом принимать солнечные ванны, наслаждаться речными пейзажами или участвовать в интерактивных мероприятиях.
В ресторане (общей площадью 362 м2) на шлюпочной палубе предусмотрены: основная зона на 183 посадочных места, приватная зона на 8 человек и веранда на 24 пассажира. Таким образом, гости смогут наслаждаться гастрономическими вкусами не только в основном помещении ресторана, но и на свежем воздухе в зоне открытой палубы. Бар на шлюпочной палубе (S 148 м2) также имеет открытую зону на 20 посадочных мест. Музыкальный салон (S 150 м2) на средней палубе вмещает 76 пассажиров. Винная библиотека (S 82 м2) рассчитана на 26 персон и также будет располагаться на средней палубе. Детская комната запланирована на главной палубе в максимальном удалении от "спальной" зоны. Большая СПА-зона расположена на нижней палубе и будет включать: тренажерный зал, хамам, сауну, массажный кабинет и салон красоты".
На выбор клиентам будут предложены:
Каюты класса "ДеЛюкс" без балкона (S 20 м2) – 28 шт;
Каюты "ДеЛюкс" с балконом (S 15м2 +5 м2 ) – 46 шт;
Каюты "Гранд ДеЛюкс" с улучшенной планировкой с балконом (S 23м2 +9м2) – 2 шт;
Каюты "Престиж" с балконом (S 33м2 + 4,5 м2) – 10 шт;
Каюты "Гранд Сьют" с панорамным балконом (S 41м2 + 22 м2) – 2 шт.
– Сколько времени понадобится на полное завершение работ по документации?
– В рамках предстоящего Договора, планируется разработка и согласование технического проекта в срок до 7 месяцев, при этом будет вестись параллельная работа по разработке рабочей документации для обеспечения строительства судна.
Разработку полного комплекта рабочей-конструкторской документации планируется закончить за 19 месяцев, при условии своевременного предоставления исходных данных по выбранному оборудованию.
– Какие пожелания от заказчика получаете? Почему выбран именно такой проект?
– В настоящее время идет непрерывная работа с заказчиком. Появляются новые нюансы по эксплуатации судов-прототипов. Также у заказчика периодически меняется и дополняется концептуальный взгляд на экономическую модель эксплуатации судна, на возможное количество экипажа, персонала, пассажиров. Это неминуемо влечет за собой изменение компоновочных решений. Нередко заказчик, исходя из своего опыта эксплуатации судов, рекомендует применять тот или иной вид систем и оборудования, ввиду определенных нюансов района эксплуатации. В нашем же случае задача становится сложнее и интереснее, поскольку, как мы ранее обсуждали, теплоход "Карелия" может эксплуатироваться в различных климатических зонах, в различных режимах в разное время года. Для этого мы находим универсальные решения, и они должны удовлетворять требованиям надзорных органов. Примеры таких решений:
- Использование двухтопливной системы для работы ГД и ДГ. Дает экономические преимущества заказчику управлять рентабельностью судна;
- Применение компактной системы охлаждения механизмов ЭУ с помощью бокскулеров, что позволяет освободить место в МО. При этом учтены недочеты данной системы на прототипах, при работе в теплой стоячей воде, где нами применена дополнительная система подачи воды на охлаждение бокскулеров в данных условиях, что повысит эффективность их работы и уменьшит риск перегрева механизмов ЭУ;
- Улучшена комфортабельность применением бассейна на солнечной палубе, а также большого количества развлекательных помещений, таких как ресторан со 100% вместимостью пассажиров и приватной зоной на 8 мест, музыкальный салон, бар на ряду с прочими классическими зонами досуга, спорта, развлечений и СПА-зоны;
- Полное разделение зон проживания, приготовления и приема пищи пассажиров, экипажа и обслуживающего персонала.
Дополнительные требования эксплуатации теплохода в море и реке накладывают свои особенности на различные системы и устройства. Например, высоты речных причалов, как правило, ниже морских причалов, для этого на теплоходе "Карелия" предусмотрены побортные трап-сходни для речных причалов с главной палубы, а для морских причалов специальные механизированные сходни со средней палубы, что расположена выше. При этом данные механизированные сходни вписаны в экстерьер судна и придают ему дополнительное эстетическое решение.
Учтены замечания команды по формированию пространства рулевой рубки для беспрепятственного осмотра окружающей забортной обстановки с борта на борт. Особое расположение элитных кают Гранд сьют на шлюпочной палубе в самом носу судна создают широкую панораму обзора VIP-пассажирам и особые впечатления, особенно при движении, что по мнению заказчика может повысить рентабельность судна и создать устойчивый спрос на данный вид кают.
Также на судне применены различные технические решения для обеспечения комфортного пребывания людей с ограниченными возможностями. Тщательно продуманы логистические решения по погрузке-выгрузке механизмов, провизии, готовых блюд, белья, мусора с применением грузоподъемных средств, что минимизирует трудозатраты персонала.
Предусмотрена особая система приема электропитания с берега для режима гостиницы, при стоянке в речном порту в Москве, с возможностью берегового электропитания сразу от двух терминалов, что по расчетам должно обеспечить полное функционирование большого числа потребителей судна.
Комментарий от Корабел.ру
В завершение статьи отметим, что строится "Карелия" будет на "Красном Сормове", так как завод, работая над проектом "Мустай Карим", приобрел достаточные компетенции и добрую репутацию. Ориентировочное время закладки – весна 2023 г.
"Мы обсуждали с заказчиком детали этого проекта. Уверен, наше тесное сотрудничество продолжится и во время строительства круизных лайнеров на стапеле завода", – генеральный директор "Красного Сормова" Михаил Першин.