PV180 "Карелия": копия "Мустай Карима" или новое судно?

Сегодня посмотрим на перспективный проект PV180 "Карелия", разработанный российским КБ "Вымпел". Ожидается, что первый теплоход выйдет на линию уже в 2025 г., а второй и третий – в 2026 г..

Так как "Карелия" – это пока что проект, то и за ответами на вопросы мы в первую очередь отправились туда, где его разрабатывают, – в конструкторское бюро "Вымпел". Подготовил ответы специально для Корабел.ру главный конструктор проекта компании Алексей Вьюшкин. За плечами Алексея серьезное образование и большой опыт в отрасли. После окончания Нижегородского государственного технического университета в 2007 г. по направлению "Кораблестроение и океанотехника" его приняли на работу в АО КБ "Вымпел" на должность инженера-конструктора. В 2010 г. Алексей Романович был назначен на должность начальника сектора концептуального проектирования, а в 2013 г. он возглавил отдел концептуального и технического проектирования, обеспечив надежную и стабильную работу одного из важнейших участков деятельности КБ. Наконец, в феврале 2022 г. он становится главным конструктором проекта.

Фото: пресс-служба АО КБ
Главный конструктор проекта АО КБ "Вымпел" Алексей Вьюшкин / Фото: пресс-служба АО КБ "Вымпел"

Рендер в пресс-релизе показывает, что PV180 будет иметь сходство с теплоходом "Мустай Карим". Даже появились сообщения, что "Карелия" станет оптимизированной версией PV300. Что будет связывать эти два проекта и в чем их различия?

 

– В пресс-релизе показан общий внешний концепт судна, который не может в полной мере отразить всех технических решений, заложенных конструкторским бюро по требованиям заказчика. Безусловно, при первоначальном взгляде может сложиться впечатление о схожести данных проектов. Это сделано для того, чтобы выдержать стилистику нового пассажирского флота у предполагаемого судовладельца. Так сказать – выдержать фирменный стиль.

 

Считать теплоход "Карелия" оптимизированной версией PV300 неверно, поскольку это совершенно разные суда, спроектированные под разные правила. "Мустай Карим" – под речные правила Российского Речного Регистра (*теперь – РКО), "Карелия" – под морские правила РКО. Теплоход "Карелия" рассчитан на значительно более широкий район эксплуатации от Балтийского и Белого морей, до Каспийского и Черного, включая бассейны рек центральной части России, что делает его полноценным судном смешанного района плавания. Также теплоход "Карелия", по требованию заказчика, рассчитан на особый зимний период эксплуатации в режиме гостиницы со стоянкой в Москве, что расширяет его экономические возможности и повышает рентабельность.

Теплоход "Карелия" имеет меньшие размерения по сравнению с судами проекта PV300. Это вызвано районом эксплуатации проектируемого судна (речь о проходе по Беломоро-Балтийскому каналу).

 

Также, учитывая сложные современные реалии, АО КБ "Вымпел" совместно с заводом-строителем, заказчиком и Российским классификационным обществом провело ряд работ по оптимизации параметров, а также выбора систем и оборудования судна, что способствовало снижению стоимости теплохода без снижения его функциональных возможностей. В максимально возможной степени применялась политика импортозамещения. При этом заложенные технические решения полностью выполняют все требования по высокой степени автоматизации, удобству обслуживания, безопасности и комфортабельности судна.

 

Проводился ли анализ работы "Мустая Карима"? Какие выводы вы сделали?

 

– Безусловно, при разработке проекта теплохода "Карелия" учитывался опыт проектирования, постройки и эксплуатации теплохода "Мустай Карим" в применимых для нашего проекта вопросах. Был проведен анализ положительных и отрицательных факторов, а также неоднократно проводились встречи наших специалистов как с сотрудниками завода-строителя, так и с представителями эксплуатирующей организации ООО "ВодоходЪ", в том числе с действующей командой на борту "Мустай Карима".

Теплоход "Мустай Карим" / Фото: ООО
Теплоход "Мустай Карим" / Фото: ООО "ВодоходЪ"

С какими современными лайнерами аналогичной вместимости и назначения вы знакомы?

 

– Понятие "современный" в данном случае не совсем уместно. Так как большинство эксплуатирующихся в европейской части России судов являются результатом глубокой модернизации проектов судов постройки прошлого века, а иностранные проекты судов спроектированы несколько под иные модели использования. Однако, интересные и заслуживающие внимания технические решения присутствуют в каждом проекте.

 

Помимо теплохода "Мустай Карим" АО КБ "Вымпел" ориентировалось на опыт эксплуатации и других пассажирских теплоходов в целом, а также по отдельным конструктивным решениям. В рассмотрение попали такие суда, как "Лев Толстой" проекта Q-056, производства ГДР, чехословацкий теплоход проекта 92-016, "Владимир Ильич" проекта 301, производства ГДР и иные. Благодаря коллегам из ООО "ВодоходЪ" удалось изучить особенности эксплуатации каждого судна, их достоинства и недостатки.

Технические характеристики "Карелии"
Длина 131 м
Ширина 13,8 м
Осадка 2,9 м
Скорость хода22 км/ч
Экипаж 97 чел.
Пассажировместимость183 чел.
Фото: пресс-служба АО КБ
Проект PV180 "Карелия" / Фото: пресс-служба АО КБ "Вымпел"

Над чем именно сейчас ведутся работы в рамках этого проекта? РКД и ПДСП тоже вы будете делать?

– На данном этапе разработана сокращенная часть технического проекта и передана заказчику для определения стоимости постройки судна. Также ведутся работы по заключению договора на доработку комплекта документации технического проекта до объема требуемого надзорными органами, разработку рабочей, приемо-сдаточной и эксплуатационной документации.

 

В рамках совместной работы с заводом-строителем разработан график разработки документации, позволяющий сократить срок реализации всего проекта.

 

Чье оборудование предполагается использовать на судне?

 

– На определенном этапе перед нами ставилась задача составления перечня основного оборудования с указанием возможных поставщиков. Данная работа проходила в рамках работ по импортозамещению. Мы, опираясь на наш опыт и имеющиеся официальные данные, смогли составить ориентировочный перечень, на который завод-строитель и заказчик смогли бы опираться при работе с поставщиками оборудования. Все же выбор поставщиков оборудования – прерогатива завода-строителя и заказчика.


Комментарий заказчика:

"Одна из основных целей – спроектировать и построить теплоход нового поколения с учетом последних достижений науки и техники Российской Федерации, включая современные автоматизированные системы управления и безопасности.

 

Проанализировав все лучшие образцы круизного пассажирского флота по всему миру, мы детально проработали вопрос импортозамещения и заказываем для проекта оборудование и материалы российского производства. Сокращенный технический проект на данный момент предусматривает использование ориентировочно 70% отечественной продукции. В целях взаимозаменяемости судно спроектировано таким образом, что возможна установка как отечественного, так и импортного оборудования".


Чье ВРК планируют ставить?

 

– Как я уже отметил, по представленным нами техническим характеристикам заводу-строителю и заказчику еще предстоит определиться с выбором поставщиков ВРК, после чего "Вымпел" уже применит конкретное оборудование на последующих стадиях проектирования.

 

Кто занимался разработкой дизайна интерьеров и экстерьера судна?


– Архитектурные решения и, в целом, внешний облик судна формировался поэтапно, по мере приближения проекта судна к оптимальным параметрам, удовлетворяющим требованиям заказчика. Разработкой изначального дизайн-проекта внутренних интерьеров помещений теплохода занимался подрядчик заказчика, но в рамках разработки сокращенного технического проекта АО КБ "Вымпел" разработало собственное предложение по оформлению интерьерных решений.

Фото: пресс-служба АО КБ
Проект PV180 "Карелия" /Фото: пресс-служба АО КБ "Вымпел"

Комментарий заказчика:

 

"На четырех палубах на борту "Карелии" для удобства гостей будут оптимально разделены общественные пространства и "спальные" зоны с каютами. Современный лаконичный дизайн помещений, светлые атриумы с мягкой зоной, лифт, плавные лестницы – подарят пассажирам ощущение комфорта и простора.

 

870 м2 прогулочной палубы с удобным расположением солярия с бассейном, барной стойкой и мягкой зоной для спокойного отдыха – позволят гостям с комфортом принимать солнечные ванны, наслаждаться речными пейзажами или участвовать в интерактивных мероприятиях.

 

В ресторане (общей площадью 362 м2) на шлюпочной палубе предусмотрены: основная зона на 183 посадочных места, приватная зона на 8 человек и веранда на 24 пассажира. Таким образом, гости смогут наслаждаться гастрономическими вкусами не только в основном помещении ресторана, но и на свежем воздухе в зоне открытой палубы. Бар на шлюпочной палубе (S 148 м2) также имеет открытую зону на 20 посадочных мест. Музыкальный салон (S 150 м2) на средней палубе вмещает 76 пассажиров. Винная библиотека (S 82 м2) рассчитана на 26 персон и также будет располагаться на средней палубе. Детская комната запланирована на главной палубе в максимальном удалении от "спальной" зоны. Большая СПА-зона расположена на нижней палубе и будет включать: тренажерный зал, хамам, сауну, массажный кабинет и салон красоты".

 

На выбор клиентам будут предложены:

 

Каюты класса "ДеЛюкс" без балкона (S 20 м2) – 28 шт;

Каюты "ДеЛюкс" с балконом (S 15м2 +5 м2 ) – 46 шт;

Каюты "Гранд ДеЛюкс" с улучшенной планировкой с балконом (S 23м2 +9м2) – 2 шт;

Каюты "Престиж" с балконом (S 33м2 + 4,5 м2) – 10 шт;

Каюты "Гранд Сьют" с панорамным балконом (S 41м2 + 22 м2) – 2 шт.


Сколько времени понадобится на полное завершение работ по документации?

 

– В рамках предстоящего Договора, планируется разработка и согласование технического проекта в срок до 7 месяцев, при этом будет вестись параллельная работа по разработке рабочей документации для обеспечения строительства судна.

 

Разработку полного комплекта рабочей-конструкторской документации планируется закончить за 19 месяцев, при условии своевременного предоставления исходных данных по выбранному оборудованию.

Проект "Карелия" / Фото: Пресс-служба
Проект PV180 "Карелия" / Фото: Пресс-служба "Объединенная Судостроительная корпорация"

Какие пожелания от заказчика получаете? Почему выбран именно такой проект?

 

– В настоящее время идет непрерывная работа с заказчиком. Появляются новые нюансы по эксплуатации судов-прототипов. Также у заказчика периодически меняется и дополняется концептуальный взгляд на экономическую модель эксплуатации судна, на возможное количество экипажа, персонала, пассажиров. Это неминуемо влечет за собой изменение компоновочных решений. Нередко заказчик, исходя из своего опыта эксплуатации судов, рекомендует применять тот или иной вид систем и оборудования, ввиду определенных нюансов района эксплуатации. В нашем же случае задача становится сложнее и интереснее, поскольку, как мы ранее обсуждали, теплоход "Карелия" может эксплуатироваться в различных климатических зонах, в различных режимах в разное время года. Для этого мы находим универсальные решения, и они должны удовлетворять требованиям надзорных органов. Примеры таких решений:

 

  • Использование двухтопливной системы для работы ГД и ДГ. Дает экономические преимущества заказчику управлять рентабельностью судна;
  • Применение компактной системы охлаждения механизмов ЭУ с помощью бокскулеров, что позволяет освободить место в МО. При этом учтены недочеты данной системы на прототипах, при работе в теплой стоячей воде, где нами применена дополнительная система подачи воды на охлаждение бокскулеров в данных условиях, что повысит эффективность их работы и уменьшит риск перегрева механизмов ЭУ;
  • Улучшена комфортабельность применением бассейна на солнечной палубе, а также большого количества развлекательных помещений, таких как ресторан со 100% вместимостью пассажиров и приватной зоной на 8 мест, музыкальный салон, бар на ряду с прочими классическими зонами досуга, спорта, развлечений и СПА-зоны;
  • Полное разделение зон проживания, приготовления и приема пищи пассажиров, экипажа и обслуживающего персонала.

 

Дополнительные требования эксплуатации теплохода в море и реке накладывают свои особенности на различные системы и устройства. Например, высоты речных причалов, как правило, ниже морских причалов, для этого на теплоходе "Карелия" предусмотрены побортные трап-сходни для речных причалов с главной палубы, а для морских причалов специальные механизированные сходни со средней палубы, что расположена выше. При этом данные механизированные сходни вписаны в экстерьер судна и придают ему дополнительное эстетическое решение.

Фото: пресс-служба АО КБ
Проект PV180 "Карелия" / Фото: пресс-служба АО КБ "Вымпел"

Учтены замечания команды по формированию пространства рулевой рубки для беспрепятственного осмотра окружающей забортной обстановки с борта на борт. Особое расположение элитных кают Гранд сьют на шлюпочной палубе в самом носу судна создают широкую панораму обзора VIP-пассажирам и особые впечатления, особенно при движении, что по мнению заказчика может повысить рентабельность судна и создать устойчивый спрос на данный вид кают.


Также на судне применены различные технические решения для обеспечения комфортного пребывания людей с ограниченными возможностями. Тщательно продуманы логистические решения по погрузке-выгрузке механизмов, провизии, готовых блюд, белья, мусора с применением грузоподъемных средств, что минимизирует трудозатраты персонала.

 

Предусмотрена особая система приема электропитания с берега для режима гостиницы, при стоянке в речном порту в Москве, с возможностью берегового электропитания сразу от двух терминалов, что по расчетам должно обеспечить полное функционирование большого числа потребителей судна.

 

Комментарий от Корабел.ру

 

В завершение статьи отметим, что строится "Карелия" будет на "Красном Сормове", так как завод, работая над проектом "Мустай Карим", приобрел достаточные компетенции и добрую репутацию. Ориентировочное время закладки – весна 2023 г. 

"Мы обсуждали с заказчиком детали этого проекта. Уверен, наше тесное сотрудничество продолжится и во время строительства круизных лайнеров на стапеле завода", – генеральный директор "Красного Сормова" Михаил Першин. 

Длина габаритная (м)140,19
Ширина габаритная (м)16,60
Высота борта (м)5,50
Осадка судна (м)3,20
Скорость (уз)13,5
ТТХ проекта 00840 КАРЕЛИЯ
Длина габаритная (м)131
Ширина габаритная (м)13,8
Осадка судна (м)2,9
Скорость (уз)22 км/ч



Комментарии   14.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-2+
#Францев Михаил Эрнстович
07.02.2023, 09:46
В статье, или в интервью ошибка: теплоход проекта Q-056 "Лев Толстой" спроектирован и построен в Австрии акционерным обществом "Линц-Корнойбург" в 1978 году. Однотипный и головной теплоход этого проекта "Антон Чехов". Суда разработаны для эксплуатации в устьях сибирских рек (конкретно - Енисея) с возможностью выхода в морские районы до острова Диксон
-0+
#Морозов Вадим Александрович
07.02.2023, 10:33
Использование 2х топливной системы , а куда сажу с палубы сметать будете? если газ использовать ,так это очень опасно .
-0+
#Спивак Игорь Михайлович
07.02.2023, 13:13
Имеется в виду дизелька и тяжёлое топливо
-0+
#Морозов Вадим Александрович
07.02.2023, 16:34
для тяжелого топлива нужно ставить санкционное сложное оборудование ,требующее обслуживание грамотным персоналом , если ставить смесь оборудования нашего с китайским потеряют в надежности и качестве  подготовки топлива , тем более китайский дизеля установят , лучше бы оставили только диз.топливо .Зарплату достойную  вряд ли смогут платить , "убьют "все МО из-за тяжелого.
-0+
#Донской Алексей Владимирович
07.02.2023, 16:54
Ничего такого сложного для 2-х топливных двигателей в настоящее время ставить не требуется, как и особой квалификации персонала. А "убиваются" двигатели (топливная аппаратура) как раз низкосернистым дизельным топливом.
-0+
#Морозов Вадим Александрович
14.02.2023, 14:19
из практики не сталкивался с тем что низкосернистое топливо "убивает" топливную аппаратуру ,сейчас все морские суда ходят на низкосернистом ,проблем нет ,сейчас и IFO 180 исползуют с серой 0.5% и даже еще ниже и проблем нет .
-1+
#Францев Михаил Эрнстович
08.02.2023, 10:49
В советские времена двигатели Г70 пассажирских теплоходов серий "Владимир Ильич" и "Валериан Куйбышев" работали по двухтопливной схеме: запуск и маневры шли на дизельном топливе, потом переходили на тяжелое. Эти все двигатели и сейчас в строю - уже больше 50 лет
-0+
#Морозов Вадим Александрович
14.02.2023, 14:13
Г70 работал на топливе вязкостью 30-40, такое за границей даже не делают ,на Босфоре ранее блендировали по заказу наших судовл-в ,но экономически это не выгодно , а реально тяжелое топливо это практически мазут вязкостью 180-380 и для этого топлива нужно серьезное оборудование .которое требует обслуживание квалифицированным персоналом и  оборудование это все импортное ,много расходников требует и др. При современной системе подготовки топлива не требуется переходить на дизельное топливо при маневрах ,если предполагается стоянка тогда лучше перейти, но можно и оставить , на мазуте все успешно работает ,из коментариев делаю вывод ,что с современным флотом и с современным оборудованием не сталкивались.
-0+
#Донской Алексей Владимирович
14.02.2023, 20:19
Подскажите пожалуйста неопытному, какое такое "серьезное оборудование" и какая такая особая квалификация персонала и "много расходников"  требуются  для использования на современном судне "реально тяжелого практически мазута" IFO 180? А "убивает" топливную аппаратуру ДТ с содержанием серы менее 0,1% при длительной работе судна в зонах SECA, в связи с резким падением смазывающих свойств топлива и возникновением "сухого" трения в плунжерных парах. 
-0+
#Морозов Вадим Александрович
14.02.2023, 21:36
Еще раз акцентирую .что сейчас вязкость топлива в 5-10 раз больше чем использовали , что бы вам понятней было , для Г-70 , и для того , что бы четырехтактный среднеоборотный (1000обмин) дизель успешно "кушал" все это топливо( мазут имеет близкие параметры) надо иметь цепочку эффективного высокотехнологичного оборудования , вязкость топлива идущее в двигатель 18-22сст и температура 120-135градусов . Имею продолжительный опыт эксплуатации более 10судов и не увидел массового выхода из строя топливной аппаратуры при постоянном использовании топлива с серой менее  о.1% , потребность в запчастях не увеличилась .а немного даже снизилась из-за понижения % серы в топливе ,Вы немного "плаваете" в этих вопросах ,посидите в инете в you tube запрос лучше сформулируйте на английском языке , получите больше инфо, пообщайтесь с ст.механиками ,которые реально работали с тяжелым топливом на современных судах . 
   отвечу на самый простой вопрос про расходники -это как минимум далее...
-0+
#Донской Алексей Владимирович
15.02.2023, 21:27
Уважаемый Вадим Александрович!
 
Исходя из ваших комментариев можно понять, что двухтопливные двигатели применять нежелательно, а лучше устанавливать на суда двигатели на  дизельном топливе, потому что, в таком случае:
 
- не нужно ставить «санкционное сложное серьезное оборудование, требующее обслуживание грамотным персоналом»;
- не надо «иметь цепочку эффективного высокотехнологичного оборудования» топливоподготовки;
- не нужно доставать «как минимум комплекты уплотнений для сепараторов» и вообще запчасти для импортного оборудования, доступ к которым  "сейчас сильно ограничен»;
- не «убьют» все МО из-за тяжелого»;
- не «придется делать тщательный отбор механиков» и учитывать «массу нюансов» при эксплуатации, и т.д.
 
То есть, резюмирую эти комментарии – при отсутствии на судах двухтопливных двигателей, технической службе компании не нужно как следует с  этим работать, не нужно вводить соответствующие регламенты, не нужно отбирать грамотный персонал и его контролировать, не нужно «бегать»  доставая дефицитный ЗИП и вообще можно не учитывать «массу нюансов», а жить более спокойной жизнью. далее...
-0+
#Морозов Вадим Александрович
16.02.2023, 12:07
В данном моменте времени надо проектировать суда с учетом сложной политической ситуации , с учетом ,что это пассажирское судно , с учетом ,что тяжелое топливо уже уходит из потребления ,его выживают ужесточением экологических требований . с учетом .что специалистов которые могут успешно эксплуатировать это оборудование мало , с учетом ,что нет оригинальных запчастей для (при работе на HFO нужны только оригинальные) дизелей Wartsila и др   , сепараторов и систем топливоподготовки Alfa laval и др , ресурс дизелей почти в два раза ниже до планового сервиса при использовании тяжелого топлива и если комплексно обобщить все проблемы тогда надо многократно подумать перед тем как использовать тяжелое топливо .  При СССР на пассажирских судах работали супер специалисты ,потому что была система подготовки кадров ,была соответствующая оплата , ст.механику пассажирского судна платить надо минимум 6т.долларов ,смогут ли они судовладелец обеспечить все условия для успешнй эксплуатации судна -вопрос , грузовые суда прибыльны и мы можем даже на "жабодаве"платить ст.меху почти 4тдолларов , как на пассажире с его дотациями? далее...
-0+
#Донской Алексей Владимирович
16.02.2023, 22:29
В статье отмечается:
«Использование двухтопливной системы для работы ГД и ДГ. Дает экономические преимущества заказчику управлять рентабельностью судна;»
 
т.е. Заказчик и проектант понимают, что мазут останется на ВВП еще много лет и данное решение даст соответствующую экономию средств,
позволяющих в той или иной степени закрывать проблемы с обслуживанием, с подготовкой кадров и видимо готовы над этим работать, добиваясь показателей экономической модели.
 
«При СССР работали…. была система подготовки кадров, была соответствующая оплата, … ст.механику … платить надо….»
 
Если "учесть сложную политическую ситуацию" и "комплексно обобщить все проблемы и многократно подумать" дальше-то что нужно делать?
 
Настоящим серьезным «практикам»? ))
 
Может - снижать затраты на топливо за счет мазута, готовить специалистов и платить кадрам?
-0+
#Морозов Вадим Александрович
17.02.2023, 11:00
Вижу сейчас  конструктивное обсуждение  ,это же форум и я высказал свое мнение ,я не эксплуатировал пассажирский флот ,там массу специфики , может быть как то и смогут мазут использовать в речных условиях ,насчет экономической эффективности надо все комплексно обдумать ,если вернуться к использованию IFO30 или 40 это будет по стоимости точно не выгодно .так как нет массовой потребности в таком топливе .а специально намешивать для нескольких судов никто не будет. выше написал .про выбросы сажи при маневрах , для грузовых судов это не проблема , а если пассажирки покроются в черный горошек или палуба будет засыпаться периодически сажей, ст.механика бы с многолетним опытом на пассажирском флоте включить в обсуждение не помешало бы .
 На речном пассажирском судне у ст.механика зарплата (именно зарплата ,а не сколько он имеет) думаю не более 160т.р., навигация 4-5 месяцев , у нас боцман получает больше ,а с доплатой за сварку у него под 200т.р выходит . 
Я далее...
Свежие новости
рекламаПодписка 2025