Прибалтийский судостроительный завод "Янтарь" — одно из самых стабильных и динамично развивающихся предприятий в отрасли. Причем сегодня с равным вниманием и интересом можно следить как за выполнением военных заказов на стапелях верфи, так и за строительством новых траулеров для рыбаков в рамках инвестиционных квот.
В преддверии Нового года публикуем на портале "Корабел.ру" интервью с генеральным директором ПСЗ "Янтарь" Эдуардом Ефимовым.
– Как шло выполнение ГОЗ в 2018 г. и с каким результатом "Янтарь" пришел к концу года?
– Выполнение гособоронзаказа для нашего завода – это первостепенная задача. Коллектив предприятия прикладывает максимум усилий, чтобы выполнить задачи, поставленные перед ним государством. Однако надо понимать, что роль завода в строительстве военных довольно сложных и высокотехнологичных кораблей, заключается в том числе и в сборке всех агрегатов, систем в конечный продукт. И здесь возникают определенные сложности во взаимодействии с соисполнителями и самим заказчиком. Случается, что кто-то из наших многочисленных контрагентов и поставщиков оборудования, исполняя свою часть работ, не укладывается в заводской график строительства. В период испытаний тоже возникают вопросы, которые требуют незамедлительных решений, времени и дополнительных усилий, и так далее.
Однако задача у нас одна – сдать корабль вовремя и с надлежащим качеством. В 2018 году мы передали ВМФ России один, но очень важный для нас заказ – большой десантный корабль "Иван Грен". Это головной корабль проекта 11711, строительство которого было связано с большими трудностями и по не зависящим от завода причинам затянулось на 14 лет. И все-таки трудности мы преодолели, проект освоили, продолжаем строительство первого серийного корабля и ожидаем новых заказов.
– В какой стадии сейчас находятся заказы Минобороны и каковы перспективы их передачи заказчику?
– Сдаточная программа завода по линии ГОЗ в 2018 году была скорректирована по согласованию с заказчиком. Изначально предусматривалась передача флоту еще двух заказов – БДК "Петр Моргунов" и океанографического исследовательского судна "Евгений Горигледжан". На сегодня сдача ВМФ "Петра Моргунова", по уточненному и согласованному с Минобороны России графиком, запланирована на сентябрь 2019 года. Срок уточнен по результатам сдачи головного БДК "Иван Грен" и в связи с необходимостью выполнения дополнительных работ и испытаний "Петра Моргунова". Сейчас корабль насыщается оборудованием и готовится к спуску на воду.
Примерно на той же стадии – строительство океанографического исследовательского судна "Евгений Горигледжан", оно уже в высокой степени технической готовности. Перспективы его достройки в данный момент решаются совместно с заказчиком, и мы планируем в начале 2019 года спустить судно на воду, чтобы затем испытать и передать в состав ВМФ РФ. Остальные заказы по линии Минобороны России находятся в стадии достройки и планируются к сдаче заказчику в установленные графиками сроки.
– Летом сообщалось, что головной траулер в серии проекта SK-3101R должен быть сдан до конца года. На сегодня "Ленинец", вопреки ожиданиям, не сдан. По каким причинам, в какой стадии он сейчас находится и когда будет передан заказчику?
– Действительно, к концу года у нас есть незначительные отставания от графика строительства траулеров-сейнеров проекта SK-3101R. В основном, это связано с качеством документации иностранного проектанта, а также, увы, санкциями, повлекшими за собой задержки в поставках импортного оборудования. Все эти проблемы на сегодня решены, однако они не могли не повлиять на сроки строительства. На сегодняшний день на головном траулере "Ленинец" окончен монтаж судовых систем, смонтировано основное оборудование, окончена затяжка кабеля, завершаются электромонтажные работы, на судно принято масло и топливо. В целом, судно находится в высочайшей степени технической готовности. В этом декабре мы приступаем к швартовным испытаниям "Ленинца", а передать его заказчику планируем в начале следующего года.
– Насколько проект в целом продвинулся к концу этого года? Что происходит сейчас на каждом из траулеров? Когда будут переданы заказчику второй и третий суда?
– Второй и третий траулеры этого проекта, "Командор" и "Ударник", спущены на воду. На "Командоре" смонтированы главный двигатель и главный распределительный щит, ведутся работы по монтажу основного оборудования и судовых систем. Заканчиваем работы по сдаче помещений на конструктивность, приступили к затяжке кабеля. На "Ударнике" закончены работы по формированию корпуса, смонтирована алюминиевая ходовая рубка, ведутся работы по монтажу приварного насыщения. В январе 2019 года планируется его постановка в док для предъявления винта и рулевого механизма. Передача заказчику второго и третьего траулеров планируется в первой половине следующего года.
– В конце октября вы сообщали, что "Янтарь" подписал контракт с Рыболовецким
колхозом имени Ленина на строительство большого морозильного траулера (БМРТ) проекта 5670WSD. Когда ожидается его закладка и как идет подготовка к ней на заводе?
– Да, контракт на строительство большого морозильного рыболовного траулера проекта 5670WSD подписан. Проектантом судна выступает ООО "Вяртсиля Восток". Необходимо отметить, что это будет самый большой траулер в России, его длина составит 121 метр. Для нас большая честь принять участие в таком масштабном проекте. В настоящее время дан старт проектированию судна, и мы уже начали получать первую техническую документацию. Закладка судна запланирована на июль 2019 года, а его передача заказчику – на середину 2023 года.
– Каковы перспективы загрузки "Янтаря" гражданскими заказами и в частности рыболовецкими судами в 2019 году?
– Основной задачей завода в направлении гражданского судостроения на 2019 год является передача заказчику трех траулеров-сейнеров проекта SK-3101R. Кроме того, мы начинаем строительство БМРТ проекта 5670WSD. Также ведутся переговоры с рядом рыболовецких компаний о строительстве серий траулеров, в чем мы, безусловно, заинтересованы. Для любого судостроительного предприятия серия – это прямой путь к обеспечению ритмичности производственного процесса, снижению накладных расходов, удешевлению продукции и, как следствие, получению дополнительных конкурентных преимуществ.
– В свете двух идей ОСК – о распределенной верфи и центрах компетенций – какой этап строительства судна мог бы взять на себя "Янтарь" и на каких компетенциях вы могли бы специализироваться?
– Наш завод может выступать центром компетенции по производству гребных валов, промежуточных валов, дейдвудных устройств, баллеров рулевого устройства, успокоителей качки. А после постройки нового корпусообрабатывающего цеха и внедрения судометрики мы сможем себя позиционировать центром по производству криволинейных секций – носовые, кормовые оконечности достаточно крупных кораблей. В параметрах мы сейчас ограничены нашим плавучим доком – накаточный вес 9,5 тысяч тонн – и шириной акватории в 175 метров. И в этом формате мы можем быть флагманом любого этапа. Естественно, так как завод имеет достаточно высокий уровень подготовки кадров, то не хотелось бы делать простые баржи. Наша специализация – это сложные военные корабли различного назначения и достаточно сложные, насыщенные оборудованием, проекты – такие как океанографические суда или траулеры.
Какие цеха на заводе сейчас больше всего нуждаются в инвестициях и в каких размерах?
– Суммы большие, и планы тоже большие. В первую очередь, у нас запланирована до 2022 года полная перестройка корпусного производства, с постройкой нового корпусного цеха и параллельным внедрением системы судометрики. Следующая задача – постройка дробеметных покрасочных камер, перестройка всего гальванического производства завода. Это позволит достаточно серьезно, до 20%, снизить время стапельной сборки, соответственно – снизить производственные затраты и повысить качество продукции. Плюс к этому у нас запланировано создание нового плавучего дока, который позволит увеличить максимальные размерения спускаемых судов. В целом запланированы семь этапов модернизации завода, и как только эта инвестиционная программа будет утверждена в ОСК, мы начнем ее реализацию. Надеюсь, это произойдет в наступающем году.
Беседовал Сергей Михайлов
Материалы по теме:
ПСЗ "Янтарь" – как идет строительство траулеров?
Квоты судотворящие (о судах, которые будут строиться или уже строятся в России в рамках инвестиционных квот)
Первый результат "квот под киль" (о закладке траулера проекта ST-118L-ATF на Выборгском СЗ)
"Квоты под киль" – не принуждение, а определение правил" (интервью с гендиректором завода "Янтарь")