ПСЗ "Янтарь" – как идет строительство траулеров?

0 3214 5 мин
Сегодня, 30 марта на Прибалтийском судостроительном заводе "Янтарь" спускают на воду траулер-сейнер "Командор". Это второе из трех судов норвежского проекта SK-3101R, строящихся в Калининграде по заказу Рыболовецкого колхоза им. Ленина, что в Петропавловске-Камчатском.
Головной траулер, "Ленинец", спущенный на воду в ноябре прошлого года, этой осенью должен быть передан заказчику. Летом планируют спустить на воду и третье судно, "Ударник". Строительство серии судов проекта SK-3101R началось в 2016 году и по условиям контракта завершится в 2019 году. Это первый случай за последние четверть века, когда российское предприятие заказало отечественной верфи постройку судов подобного типа. О том, как реализуется этот флагманский проект, рассказывает его руководитель Илья Пантелеев.
 
Справа - Илья Пантелеев / "Янтарь", ПСЗ

Что сейчас происходит на каждом из судов серии?

– Все три траулера-сейнера находятся в разной степени технической готовности. График строительства судов предусматривает сдачу первого в конце этого года, второго и третьего – в начале 2019 года.

Первый из серии уже находится на достроечной набережной и на нем полным ходом идут трубомонтажные работы по общесудовым и специализированным системам судна, монтаж основного оборудования, сдача помещений на конструктивность и подготовительные работы к затяжке кабеля.

Второе судно готовится к спуску на воду, который состоится 30 марта. На судно погружено основное оборудование, ведутся работы по монтажу пропульсивного комплекса, изоляции и окраске цистерн, монтажу фундаментов.

Третье судно – на стадии стапельной сборки, корпус сформирован уже на 95 процентов, осуществляется монтаж фундаментов под основное оборудование в машинном отделении и подготовка к изоляционным и окрасочным работам.

Все работы по строительству серии ведутся по согласованному с заказчиком графику строительства.

ПСЗ "Янтарь" никогда не строил рыболовецкие суда. Какие новые компетенции приобретают сотрудники завода, осуществляя этот проект?

– Каждый новый гражданский заказ – это определенный интеллектуальный и технический вызов для любой верфи, а для нашей в особенности, ведь в последние годы мы занимались строительством военных кораблей и судов специального назначения. Работа на этих трех траулерах дала новые компетенции инженерам завода – им пришлось иметь дело с иностранным проектантом, с иностранным оборудованием, отдельно стоит отметить промысловый комплекс и систему хранения и транспортировки рыбы в трюмах с охлаждаемой морской водой. Непосредственно установка и наладка оборудования, изучение принципов работы и инструкций по эксплуатации – это набор компетенций, который мы приобретаем при строительстве рыболовного флота.

Где будут проходить испытания этих судов?

– Судостроительный договор предусматривает проведение швартовных, ходовых испытаний в Калининграде, на Балтике. Испытания промыслового комплекса и системы хранения рыбы в трюмах с охлажденной водой будут проходить на Камчатке, в зонах промысла Рыболовецкого колхоза имени Ленина.
 
Старт строительства головного траулера-сейнера проекта SK-3101R / ОСК

Как в целом влияет выполнение этого заказа на положение дел на заводе?

– В целом диверсификация производства между гражданскими и военными заказами обязательна. Наличие гражданских заказов позволяет планомерно, а не циклично, распределить загрузку имеемых производственных мощностей и, соответственно, работников предприятия. Сейчас доля гражданской продукции в судостроительной программе завода составляет около 10 процентов. И мы стремимся к тому, чтобы отношение военной и гражданской продукции было 60 на 40 процентов.

Какие проблемы приходится решать в процессе строительства этих траулеров?

– Я бы не называл это проблемами при строительстве судов. Это скорее переориентация на гражданский рынок. В первую очередь, свои сложности есть в работе с иностранным проектантом, в коммуникации между всеми заинтересованными сторонами, – скажем, потребовалось время, чтобы наладить работу и объяснить требования к виду и составу документации для строительства. Здесь ощущается разница подходов к строительству судов у нас и на иностранных верфях. Не обошли стороной и санкции: отдельным компаниям за рубежом пришлось перестраивать систему авансирования и перечисления платежей за поставку продукции, а кто-то и вообще отказался работать напрямую. А в целом опыт нашего завода в строительстве океанографических, исследовательских судов и военных кораблей, чья энергонасыщенность не уступает рыбодобывающим судам по технике, позволяет решать самые сложные задачи в процессе строительства.

Что бы вы отметили в качестве наиболее значимых достижений, связанных со строительством серии?

– Самым значимым достижением считается то, что завод первым в России за многие годы начал строительство судов для рыболовецкой отрасли, дав старт и сигнал остальным: в РФ строить можно и нужно! Завод договорился с заказчиком по ценам, срокам и условиям строительства. Безусловно, здесь важную роль сыграло и подписание правительством РФ постановления по инвестиционным проектам (выделение квот под строительство). И теперь мы видим, что наши коллеги с Выборгского завода, "Северной верфи", "Адмиралтейских верфей" и ряда других заводов также начали строить рыбопромысловые суда. Надеюсь, принятые меры позволят рыбакам получить качественный и современный продукт за приемлемые деньги, а заводам – загрузить свои мощности не только на период действия данных постановлений, но и в будущем.
 
Траулер-сейнер проекта SK-3101R // Пресс-служба ПСЗ "Янтарь" / "Янтарь", ПСЗ

Что предпринимается на заводе для развития направления гражданского судостроения?

– Это целый комплекс мероприятий, который, пожалуй, охватывает такие направления деятельности завода, как инженерный подход к проектированию – это обновление программного обеспечения, экономика строительства – гибкость и анализ накладных расходов при формировании калькуляции на строительство, руководство строительством – вводится проектное управление с контролем сроков и продвижению работ.

Если описывать частные случаи, то для подготовки производства и выполнению работ на проекте SK-3101R завод приобрел и испытал купленное оборудование для пайки пластиковых труб большого диаметра, которое применяется для системы транспортировки и хранения рыбы в танках с охлажденной морской водой. Мы также приобрели аппараты для металлизации корпусных частей судна.

На предприятии реализуется программа по модернизации производственных мощностей, которая предполагает покупку нового оборудования для машиностроительного, трубомонтажного и корпусного производств – это ведет к наиболее эффективной выработке, сокращению сроков и затрат на выполнение работ.

Несомненно, опыт, получаемый при строительстве судов проекта SK-3101R, принесет пользу для предприятия и при реализации будущих проектов.

Ожидается ли в этом или следующем году заключение новых контрактов на строительство гражданских судов?

– Основное внимание при поиске новых гражданских заказов сейчас уделяется российским рыбопромышленным компаниям. Это одно из приоритетных направлений развития нашего предприятия, и сейчас ведется работа с несколькими компаниями по возможности строительства гражданских судов.

Благодаря наработкам, накопленным за последние восемь лет активной работы на этом рынке, и свободным в данный момент стапельным местам, "Янтарь" способен предложить проектирование и строительство под ключ полной линейки промысловых судов любого типа и размера, включая ярусные суда и краболовы. Не будет преувеличением сказать, что в лице "Янтаря" российский рыбак найдет терпеливого и опытного партнера, решающего много специфических проблем заказчика, возникающих при создании современного рыболовецкого судна. Благодаря доверию, сложившемуся за последние годы между заводом и многими рыбодобывающими компаниями, нам довелось принимать участие в разработке совершенно уникальных типов промысловых судов, которые никогда прежде не создавались не только в России, но и нигде в мире.
 
Траулер пр. SK-3101R / ОСК

"Янтарь" выступает проектным менеджером на любом этапе и помимо собственно строительства судна берет на себя поиск оптимального проекта или проектной компании, подбор основного оборудования, все согласования в надзорных органах. Более подробно наши предложения по обновлению российского рыболовного флота приведены на нашем сайте www.shipyard-yantar.ru.
 
Беседовал Сергей Михайлов

Материалы по теме:
Квоты судотворящие (о судах, которые будут строиться или уже строятся в России в рамках инвестиционных квот)
Первый результат "квот под киль" (о закладке траулера проекта ST-118L-ATF на Выборгском СЗ)
"Квоты под киль" – не принуждение, а определение правил" (интервью с гендиректором завода "Янтарь")
"Судостроительный завод "Северная верфь", ПАО
Санкт-Петербург
+7 (812) 600-52-60
"Прибалтийский судостроительный завод "Янтарь", АО
Калининград
+7 (401) 264-86-41, +7 (401) 261-31-80
"Адмиралтейские верфи", АО Санкт-Петербург
+7 (812) 313-81-83
"Выборгский судостроительный завод", ПАО Выборг
+7(81378) 2-64-32
"Рыболовецкий колхоз им. В. И. Ленина", ПК Петропавловск-Камчатский
+7(415)22-23-80-13



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости