— Расскажите, как давно вы в отрасли?
— В 2002 году я пришел на завод "Новая Эра", который поставлял электротехническое оборудование на корабли и суда, где отработал 15 лет. После перешел в компанию переменного профиля. Желание расти и развиваться привело меня в "Штурманские приборы" около года назад.
— "Штурманские приборы" существуют уже 300 лет. Давайте кратко пройдемся по их истории.
— Завод развивался в одном темпе с Санкт-Петербургом. Первой его задачей, как ни странно, было импортозамещение: замена английских и французских приборов для кораблей тогда еще Петра I. Все тяжелые для города периоды отражались на деятельности завода: революция, Великая Отечественная война, 90-е. Но, несмотря на все сложности, работа на производстве не останавливалась.
Были времена, когда у нас работало примерно 2,5 тысячи человек. Распад СССР и перестройка сыграли свою роль. Сейчас коллектив завода насчитывает около 200 человек. Конечно, изменились технологии, подход к проектированию и разработкам. Поэтому необходимости в тысячах кадров у нас нет.
— Вы выпускаете методички. Как часто это происходит и чем обусловлена их
необходимость?
— В 2011 году главный научный руководитель нашего конструкторского бюро Л.А. Кардашинский-Брауде выпустил методичку "Использование магнитометра при уничтожении девиации на морских магнитных компасах на кораблях и судах". В те времена еще не было такого открытого доступа к информации, как сейчас, поэтому самый рациональный способ рассказать свою научную мысль — выпустить книгу. Много его трудов хранится в нашем музее.
Рассматриваем вопрос о переиздании некоторых работ и методичек. Прошло больше двух десятков лет с момента их выпуска. До сих пор его идеи остаются актуальными. В частности, наш инструмент для уничтожения магнитной девиации морских компасов разработан с учетом его рекомендаций и мы его активно применяем при работе на швартовых и ходовых испытаниях.
— Магнитный компас из поколения в поколение работает на одной единственной действенной технологии. В чем тогда для вас заключается модернизация?
— Тенденция для всех отраслей — цифровизация. Например, размеры судов постоянно увеличиваются. Матрос может потратить весь день, чтобы пройти судно или корабль и посмотреть что показывает компас. Для этого существуют репитеры, они постоянно модернизируются. Раньше "повторители" представляли собой просто шкалу, сейчас появились электронные репитеры. Они будут прогрессировать и со временем компас будет стоять на одном месте, а информация будет подаваться на мониторы.
— Как думаете, возможно ли, что через много лет компасы перестанут быть нужны и им на замену придет другое оборудование с иной технологией в основе?
— Я думаю, пока существует магнитное поле Земли, не будет необходимости в другой технологии. Возможно, в будущем он будет интегрирован в какую-нибудь астронавигационную систему. И внутри этой системы компас станет одним из ключевых приборов. Я конечно не претендую на научные разработки в этой области, но будущее - непредсказуемо.
— Давайте пройдемся по вашему стенду.
— На стенде представлена продукция, которую мы производим уже давно. Это магнитный компас с электронной системой передачи курса и его аппаратная часть, которая обрабатывает информацию и транслирует ее сразу на несколько репитеров.
Здесь одна из наших последних разработок — универсальный репитер, на котором можно посмотреть не только курс корабля, но и его скорость, крен, а в последствии, и дифферент. Его можно интегрировать в любую нашу систему и выводить на дисплей любую информацию.
Шлюпочный компас должен находиться в каждой шлюпке. Если она окажется в море, ящик можно было открыть и определить в каком направлении грести. Внутри он заполнен специальной жидкостью, которая уравновешивает шкалу внутри компаса.
Следующий стенд — индукционный ЛАГ, комплекс приборов, которые показывают скорость судна и пройденное им расстояние. Составные его части — это датчики и аппаратная часть. Например, датчик с серебряными контактами посылает сигнал, а аппаратная часть преобразует его в цифровой вид и выводит скорость судна на репитеры, количество которых может достигать 9 шт.
В номенклатуре нашего производства также присутствует гидродинамический лаг, в основе которого находятся датчики давления. На выставке он не представлен, поскольку в настоящее время производится чуть реже. Но для тральщиков, где нужны системы с низким электромагнитным излучением, гидродинамический лаг — лучшее решение.
Механический кренометр — вещь не безызвестная. Поставляется как на подводные, так и на надводные корабли.
Изделие "Огонь" осуществляет связь между кораблями идущими строем. Применяется в основном на военно-морском флоте. Бывает в нескольких исполнениях. Передает различные сигналы, в том числе азбуку Морзе.
"Звездный глобус" нужен штурману для планирования курса судна относительно звездного неба. К нему в наборе идут карандаши со специальным составом, которые стираются и наносятся заново.
Секстант — изделие для определения положения судна по звездам и солнцу. Прибор был снят с производства около 10 лет назад. Сейчас мне сложно назвать причину. В наших планах возобновить его выпуск, поскольку мы являемся держателями его конструкторской документации.
— Все ваше оборудование отечественное. Не возникает потребности в зарубежных материалах?
— Уровень локализации на нашем производстве составляет больше 95%. Думаю, в конце года мы достигнем 100% отечественных компонентов. Мы не столкнулись с проблемой отсутствия запчастей. Уход западных компаний на нас практического влияния не оказывает.
"Штурманские приборы" — завод полного цикла: мы сами обрабатываем металл, пластик, собираем платы. У нас есть собственное конструкторское бюро в котором работает порядка 25 человек. На заводе есть специальное испытательное оборудование.
— Насколько конкуренция для вас проблема?
— На сегодняшний день мы не единственные производители магнитных компасов и подобного оборудования. Но конкуренции между нами нет и не может быть. Компас есть компас, но у разных компаний разный подход к их исполнению, разная номенклатура. Кто-то производит компас, но не выпускает звездные глобусы. Кто-то предлагает индукционный лаг, но гидродинамический — нет. Наверное конкуренция — это хорошо, но среди нас скорее сотрудничество.
— Как обстоят дела с гражданской продукцией.
— 90% работы — гособоронзаказ. Мы планируем диверсифицировать наш портфель заказов, в том числе и гражданскими проектами, это могло бы эффективно загрузить наше предприятие. Важно понимать, что два - три корабля в год это отличный результат, но для нас это всего два-три компаса. На волне подъема судостроения в целом нам необходимо выйти на гражданский флот.
— Насколько для вас актуальна проблема кадрового голода?
— Есть такое выражение: "Кадры решают все". И это применимо к любому предприятию. Поскольку наш завод существует давно, есть сотрудники, которые проработают на нем и по 50 лет. У нас достаточно оптимизированный состав, но потребность в кадрах все же есть.
К тому же, для нас при подборе кадров важно не то, что человек будет разбираться в магнитных компасах, а то, что он будет уметь разрабатывать новые продукты.
Новых методов решения кадрового голода пока никто не придумал. Внутри предприятия всегда реализуется естественный отбор, и из 10 новых сотрудников остаются максимум два.
Конечно, мы планируем привлекать молодых перспективных специалистов, но для этого нужна комплексная программа, а она находится в разработке.