Технологии размерного контроля на основе методов координатных измерений с использованием электронно-оптических и лазерных мобильных систем.
Настоящая статья является второй в цикле материалов о судовых проверочных работах. В ней пойдёт речь о практическом опыте создания современных технологий размерного контроля на судостроительных предприятиях России.
В начале 90-х годов совместными усилиями ОАО ПО "Севмаш", Ленинградского кораблестроительного института (ЛКИ), СПМБМ "Малахит" и Центрального научно-исследовательского института технологии судостроения (ЦНИИ ТС) была выполнена НИОКР по созданию измерительных технологий в обеспечение повышенных точностных требований при постройке подводных лодок (ПЛ) новых поколений.
В результате был создан измерительный промышленный комплекс (ИПК) "НОРД" на базе тахеометров Recota и программного обеспечения, реализующего триангуляционный метод определения координат. В итоге этой НИОКР была выпущена и метрологически аттестована методика контроля формы крупногабаритных сферических конструкций.
На всём протяжении 90х годов Научно-технологическим центром Севмаша с привлечением ЛКИ и ЦНИИ ТС выполнялись НИР и ОКР по разработке прикладных технологических решений размерного контроля на основе методов координатных измерений. Также выполнялись практические работы при помощи ИПК "НОРД" на ряде заказов предприятия.
В самом конце 90х годов северодвинские заводы "Звёздочка" и Севмаш, и петербургская фирма "Бум Техно" приобрели измерительные системы (ИС) на основе электронных тахеометров и программного обеспечения известной фирмы Leica.
"Звёздочка" использовала свою ИС для проекта "Асгард" для чего специалистами Севмаша была разработана Методика размерного контроля.
На Севмаше в это же время велась разработка технологии дистанционного причерчивания элементов частей МЛСП "Приразломная" для стыковки суперблоков кессона платформы на плаву без "контрольной" сборки в бассейне. К сожалению, на этом этапе не получилось создать полноценную технологию размерного контроля, которая оказала бы существенное влияние на производственный процесс.
В 2001-2003 годах такую комплексную технологию размерного контроля удалось разработать специалистам завода "Адмиралтейские верфи" и Бум Техно при постройке серии танкеров проекта 0555. Она гарантировала формирование корпуса судна из секций, изготовленных в "чистый" размер, то есть без припусков и с повышенной точностью обводов.
Созданная технология размерного контроля позволила "Адмиралтейским верфям" оптимизировать производственный процесс формирования корпуса судна на основе машиностроительных принципов:
- система базирования, обеспечивающая конечную собираемость, заложена в рабочих чертежах;
- элементы секций (детали обшивки и набора) изготавливались без припусков, но с учётом сварочных усадок и упреждений;
- размерный мониторинг проводился на всех этапах изготовления судовых конструкций и при формировании корпуса на стапеле – "сквозной" РК расшифровать аббревиатуру;
- высокая точность изготовления секций позволила формировать судно на стапеле с минимальным объёмом подгоночных операций.
Спустя три-четыре года совместными усилиями инженеров Бум Техно и "Звёздочки" была разработана технология "сквозного" размерного контроля методами координатных измерений на всех этапах постройки СПБУ "Арктическая":
- размерно-технологический анализ собираемости СПБУ на плаву;
- дистанционное причерчивание конструкций понтонов и бортовых аутригеров для обеспечения их стыкования на плаву без "контрольной" сборки - отказ от работ в бассейне Севмаша;
- формирование аутригеров и порталов;
- монтаж направляющих опорных колонн;
- изготовление секций опорных колонн в "чистый" размер, формирование опор на плаву без подгонки.
В следующей статье рассмотрим области возможного применения координатных методов измерений в судостроении/судоремонте и сформулируем принципы их успешной реализации.