Технологии размерного контроля на основе методов бесконтактных измерений с использованием электронно-оптических и лазерных измерительных систем.
Эта статья является первой в цикле статей об особенностях одной из важнейших при постройке судна.
Памяти профессора Владимира Федоровича Соколова
Работы по контролю размеров, формы и пространственного положения конструкций и механизмов при постройке судна носят характерное название судовых проверочных работ. Они охватывают практически все стадии строительства судна/корабля - от разметки корпусных деталей до контроля положения заказа на стапеле, монтажа механизмов и систем, работ на плаву.
Объём проверочных работ и время на их выполнение относительно невелики, но исключительно важна их роль для обеспечения качественной сборки конструкций и монтажа механизмов и, следовательно, для успешного завершения всей постройки.
Примитивность традиционных методов и средств измерения, даже при высоком уровне профессионального мастерства судовых проверщиков, не позволяет применять в судостроении современные производственные процессы. И сегодня на большинстве предприятий России в корпусном производстве для обеспечения конечной собираемости выполняется значительный объём пригоночных работ, а операции по монтажу механизмов и систем сдвигаются на завершающие этапы постройки судна.
Положение коренным образом меняется с появлением новых приборов: электронно-оптических теодолитов и тахеометров, лазерных трекеров, лазерных сканеров и других средств измерения.
Соединяя в одно целое электронно-оптические приборы и портативные компьютеры, комплектуя их разнообразным программным обеспечением, мы создаём ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ – своеобразные мобильные координатные машины.
Они позволяют с точностью до десятых и сотых долей миллиметров проверять контролируемые объекты на соответствие тому объёму и качеству информации, которое заложено при проектировании в трёхмерных конструкторских моделях. А это не так просто при габаритах обмеряемых объектов 10-15 и более метров.
Однако приобрести приборы и программное обеспечение, обучить персонал работе с ними недостаточно для получения значительного экономического эффекта при постройке судов. Необходимо создать технологию размерного контроля и встроить её в действующее производство. Ещё лучше будет, если технологии размерного контроля на основе методов координатных измерений станут основой при создании «аккуратных» производственных процессов в судостроении.
О практическом опыте создания таких технологий размерного контроля на судостроительных предприятиях России пойдёт разговор в следующих номерах журнала.
Владимир Витальевич Дубинка
ЗАО "Бум Техно"