Проверка на прочность

В России задержано турецкое судно, протаранившее строящийся Керченский мост. Особо серьезных повреждений сухогруз не нанес, но явственно проступающие на заднем плане коллизии российско-турецких и российско-украинских взаимоотношений обеспечили этому инциденту повышенное внимание. Что, в общем-то, неплохо, поскольку заодно всплыли важные вопросы о защите опор будущего моста и необходимости лоцманского сопровождения судов в Керченском проливе.
"Капитан, вы идете опасным курсом!"

Вечером 19 марта турецкий сухогруз "Лира" (IMO: 8516744, 1985 года постройки, дедвейт 3078 т) двигался из Черного моря в Азовское. На борту было девять человек экипажа — пятеро турок плюс еще по два моряка из Индии и Грузии. Впереди — Керчь-Еникальский канал, который капитан Кара Казим решил проходить самостоятельно, без лоцманской помощи. Решение сомнительное, учитывая вечернее, практически ночное время суток, пасмурную погоду и идущее полным ходом строительство в этом месте Керченского моста. Однако по российским законам, регулирующим судоходство в Керчь-Еникальском канале, он имел на это право, поскольку "Лира" относится к судам небольшого размера (до 140 метров).

Поначалу все шло хорошо, но примерно за полчаса до полуночи, после поворота в районе 19-го буя судно стало забирать в восточную сторону, уходя за "зеленую бровку". Оператор региональной системы управления движения судов отреагировал на недопустимый курс, направив "Лире" предупреждение, однако эффекта это не принесло. На протяжение следующих семи минут оператор РСУДС тщетно пытался добиться от турецкого капитана внятной реакции — на все рекомендации вернуться в безопасную зону Кара Казим либо отмалчивался, либо непонимающе переспрашивал, либо отделывался кратким "Хорошо". Судно при этом неукоснительно двигалось прямиком на одну из опор технологического моста. Итогом стало столкновение.

Чем вызвано такое поведение капитана, можно только гадать. Спустя несколько дней РСУДС Керченского пролива предоставила в распоряжение СМИ аудиозапись переговоров с "Лирой" в ночь с 19 на 20 марта, благодаря чему можно поминутно проследить за тем, как развивались события. Правда, особой ясности в причины инцидента это не внесло. Приводим здесь расшифровку переговоров.

23.20.37. "Керчь трафик" (оператор РСУДС): — "Лира", после прохода буя № 19 держите курс 066,8 град., держите красный буй с левого борта.
23.26.05. "Керчь трафик": — Капитан, предупреждение, сейчас вы проходите за пределами канала, советую вам изменить курс вправо и войти в канал.
23.26.17. "Лира": — Повторите.
23.26.19. "Керчь трафик": — Капитан, войдите в канал.
23.26.27. "Керчь трафик": — "Лира", советую вам в следующий раз следовать с лоцманом, вы не готовы следовать без лоцмана.
23.28.05. "Керчь трафик": — "Лира", войдите в канал, сейчас ваша позиция 70 мет. от красной кромки, красный буй держите с левого борта.
23.29.03. "Керчь трафик": — "Лира", держите курс 066,8 град.
23.29.06. "Лира": — Хорошо.
23.30.04. "Керчь трафик": — "Лира", предупреждение, вы идете опасным курсом, измените курс влево, держите курс 067 град. Между буями.
23.30.07. "Лира": — Хорошо.
23.30.52. "Керчь трафик": — "Лира", какой у вас сейчас курс?
23.31.02. "Керчь трафик": — "Лира", держите курс 050 град.
23.31.26. "Керчь трафик": — "Лира", измените курс влево!
23.31.31. "Керчь трафик": — "Лира", измените курс влево!
23.31.35. "Керчь трафик": — Капитан, вы идете опасным курсом.
23.31.38. "Лира": — Хорошо, изменяю курс влево.
23.32.10. "Керчь трафик": — "Лира", капитан, остановите ход вперед, полный назад.
23.32.50. "Керчь трафик": — "Лира" — "Керчь трафик".
23.33.05. "Керчь трафик": — "Лира" — "Керчь трафик".
23.33.15. "Лира": — Да, "Керчь трафик", "Лира" слушает.
23.33.18. "Керчь трафик": — "Лира", остановите движение.
23.33.21. "Лира": — Хорошо. Стоп машины.
23.33.25. "Керчь трафик": — "Лира", вы наблюдаете свое положение?
23.34.20. "Керчь трафик": — "Лира" — "Керчь трафик".
23.34.38. "Керчь трафик": — "Лира" — "Керчь трафик".
23.35.14. "Керчь трафик": — "Лира" — "Керчь трафик".
23.35.20. "Лира": — Да, "Лира" на связи.
23.35.29. "Керчь трафик": — "Лира", капитан, какая у вас сейчас позиция? Вы имеете какие-то проблемы?
23.36.38. "Керчь трафик": — "Лира" — "Керчь трафик".
23.36.45. "Керчь трафик": — "Лира" — "Керчь трафик".
23.37.00. "Керчь трафик": — "Лира", капитан, каково ваше состояние?
23.37.09. "Лира": — Старший помощник сейчас проверяет состояние и меня проинформирует.
23.44.28. "Паром Победа": — "Победа" — "Керчь трафик".
23.44.30. "Керчь трафик": — На связи "Керчь трафик".
23.44.33. "Паром Победа": — Судя как мы проходили мимо, между свай заехала "Лира".
23.46.23. "Керчь трафик": — "Лира" — "Керчь трафик".
23.46.38. "Керчь трафик": — "Лира" — "Керчь трафик".
23.46.35. "Керчь трафик": — "Лира", вы нуждаетесь в помощи?

 
Поврежденные опоры Керченского моста / ФКУ Упрдор "Тамань"

"Сэкономил"

Врезавшийся в технологический мост сухогруз уничтожил 80-ю опору и отдельно забитые маячные сваи, а кроме того повредил еще две опоры — 79-ю и 81-ю, у которых произошло смещение ригеля и оголовка. Возможно, есть и дополнительные скрытые повреждения, но для их выявления потребуется обследование. На ход и сроки строительства моста это не повлияет — гарантию этого уже успело дать управление федеральных автодорог "Тамань", являющееся заказчиком стройки.

Сухогруз некоторое время после инцидента простоял на якорной стоянке в Азовском море, а позже продолжил свой путь. Сперва "Лира" пыталась направиться в порт "Кавказ", но вскоре РСУДС настоятельно рекомендовала двигаться в Таганрог. Для подкрепления аргументов был выслан патрульный катер, который сопроводил сухогруз до конечного пункта маршрута. На Таганроге пока перемещения турецкого судна заканчиваются, поскольку покинуть российский порт в ближайшее время "Лира" не сможет. Пострадавшая сторона — ООО "СГМ-Мост", ведущее работы по проектированию и строительству транспортного перехода через Керченский пролив, — оперативно обратилась в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о принятии предварительных обеспечительных мер в виде ареста иностранного морского судна. Согласно предварительным расчетам навал на опоры обернулся убытками в 120 миллионов рублей.

Выплатить деньги должен собственник судна. В первые дни появилась информация, что "Лира" записан за турецкой компанией Turkuaz Shipping Corp., однако там поспешили откреститься от проблемного сухогруза. "Судна "Лира" в нашей компании не числится, мы проверили все наши документы и убедились в этом. Здесь какая-то ошибка", — сообщил РИА "Новости" глава отделения портовых операций компании Джемаль Кайя. Позже выяснилось, что "Лира" взята в аренду стамбульской фирмой Voda Shipping, зарегистрированной при этом на Маршалловых островах. Впрочем, с цепочкой собственников теперь будут разбираться не журналисты, а следователи — уголовное дело по факту столкновения уже возбуждено.

Если оставить в стороне дальнейшую судьбу самого сухогруза "Лира", турецкого судоводителя и фирмы, владеющей судном, то в последних событиях вокруг Керченского моста по сути волнует только одно: как защитить будущий мост от случайных или намеренных диверсий с участием проходящих судов?
 
Проект будущего Керченского моста / ФКУ Упрдор "Тамань"

Частичный ответ на этот вопрос дало таманское управление Росавтодора: "Опоры судоходного пролета основного моста, согласно проекту, будут защищены от возможного навала судов специальными гидротехническими сооружениями – палами. Они будут построены из металлического шпунта с каменной засыпкой и железобетонным оголовком". Возведение палов не является экстренной мерой реагирования, а было предусмотрено заранее и утверждено еще месяц назад Главгосэкспертизой. Другое дело, что укреплять подобным образом временный технологический мост никто не собирается, а до окончания работ по строительству еще почти три года.

Повысить безопасность судоходства в Керчь-Еникальском канале могло бы обязательное лоцманское сопровождение. В октябре 2015 года российский Минтранс разрешил идти по каналу без лоцманской проводки ледоколам, маломеркам и яхтам, судам портового флота, рыболовным судам длиной менее 50 метров, а также судам с осадкой менее 4,5 метров или длиной менее 140 метров. Основываясь на этом распоряжении, капитан "Лиры" и решил 19 марта обойтись без лоцмана, "сэкономив" около 200 долларов. Кстати, большинство судов, следующих Керчь-Еникальским каналом, по длине укладывается в параметры 60 — 100 метров, а значит, как раз попадает в "безлоцманскую" категорию.
 



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
Буксиры проекта ТСК-395М и баржи проекта RBD4608 оснастят отечественным оборудованием
15:41 / судостроение