Именно здесь располагается известная в городе ООО "Станция проверки аварийно-спасательного имущества", сокращенно – "СПАСИ". На вопросы отвечает генеральный директор предприятия Павел Макковеев.
– Начнем с простого, но важного вопроса: какой спектр услуг вы оказываете?
– Наша фирма оказывает услуги по комплексному техническому обслуживанию, освидетельствованию и поставке нового аварийно-спасательного, рабоче-страховочного, противопожарного и другого Конвенционного оборудования на суда Морского и Речного флота, а также береговых зданий и сооружений. При этом стараемся создать максимально выгодные условия для наших клиентов.
Касательно сервиса – работаем не только в порту, но и на выезде. Некогда и в Находку катались, обслуживали станции пожаротушения. Что-то нужно делать у нас, а что-то можно и нужно непосредственно на судне.
– Как обстоят дела с ЗИП?
– В нашей сфере с этим всегда было серьезно, поэтому не могу сказать, что санкции как-то ухудшили ситуацию. Нюансы, конечно, есть. Много судов постройки девяностых, нулевых и старее, соответственно, немало установлено спасательного оборудования зарубежных изготовителей. Их теперь довольно-таки сложно обслуживать и ремонтировать, даже если завод-производитель все еще располагает таким ЗИП. Есть загвоздка с углекислотными станциями пожаротушения, а именно, в пусковых головках, которые часто выходят из строя, и никто их в России должного качества изготовить не может. Даже по чертежам нужную точность обрести очень сложно. Приходится импровизировать. Растягиваются сроки.
По другому специальному оборудованию – есть весь перечень комплектующих; закупаем у российских и китайских компаний. В этом направлении больше проблем, вероятно, возникает у нефтепромышленности, так как они комплектуются средствами в арктическом исполнении.
В целом, вся эта ситуация с ЗИП, импортозамещением, о которой идет много разговоров возникла потому, что на верфях до санкций предпочитали ставить импортное оборудование.
– Бывает такое, что во время обслуживания судна, вы понимаете, что на нем установлено некачественное аварийно-спасательное оборудование?
– Да. На этот случай на складе всегда хранится основной перечень спасательных и противопожарных средств, которые по факту тестирования или освидетельствования мы можем выбраковать и оперативно заменить.
– Чего ждут судовладельцы от станций проверки?
– Во-первых, судовладелец, естественно, экономит средства. Поэтому, в основном, выбор идет в сторону уменьшения расходов. Смотрят на перечень работ, которые сервисная станция в состоянии выполнить. Согласитесь, не очень удобно, если компания может только спасательные круги освидетельствовать или огнетушители. В такой сервис, скорее всего, никто обращаться не будет. Пойдут туда, где еще и шлюпки проверят, и плоты и далее по списку. Важна оперативность: простой коммерческого судна стоит больших денег. И, скажу вам, реально можно все за 2-3 дня проверить, а у некоторых и на месяц работа растянется.
Мы всегда стараемся найти компромисс между судовладельцем и инспектирующим органом, чтобы судно продолжало работать, а судоходство оставалось безопасным. Также у нас гибкая ценовая политика, скорость: при необходимости выходим ночью, в выходные, праздничные дни.
– Вашим специалистам в процессе работы приходится учиться чему-то новому?
– Как и положено, они регулярно проходят повышение квалификации в аттестационных центрах на заводах-изготовителях аварийно-спасательного оборудования. Все с опытом работы не менее 10 лет. Мы очень давно в бизнесе. Если появляются какие-то новые курсы подготовки – сразу же их проходим. Очень внимательно к этому относимся.
– Личный вопрос: как пришли в бизнес, с чего все началось.
– В бизнес пришел 12 лет назад. По профессии – речной судоводитель-механик, но в какой-то момент решил, что пора двигаться дальше и осел на берегу. Нашел компанию, начал трудиться, понравилось, затянуло.
– Ощущаете ли после ухода европейских компаний приток клиентов?
– Некоторое время после февраля 2022 года была такая тенденция, особенно, когда закрывали Черное и Азовское моря. У нас прямо наплыв был судов с Юга. Но к середине 2022 года заходы в Архангельск упали. Причина в том, что наш порт занимался заготовкой пиломатериалов на Европу, а теперь возник вопрос – куда этим судам ходить.
– А Китай пытается к вам на рынок зайти?
– До нас не доходят. Возможно, в Мурманске есть, в Санкт-Петербурге точно. Сейчас – хаос, компании меняют рынки сбыта, ищут новые пути развития. Так что все возможно, но выводы делать рано. Однако время интересное: открываются новые возможности.
– Несколько слов о конкуренции
– Помимо нашей сервисной станции в порту Архангельск есть и другие: три – четыре схожих организаций. А еще компании из Санкт-Петербурга, Мурманска. К конкуренции отношусь спокойно. Она должна быть. Помогает развитию.
– Сегодня вы занимаетесь обслуживанием и поставками. В каком направлении планируете развиваться?
– Здесь одна дорога – свое производство. Расширение ассортимента оборудования. Но даже если мы это сделаем, скажем так, колеса не изобретем. В России все позиции практически представлены, как я отмечал.
– Российское аварийно-спасательное оборудование стали чаще ставить на суда или нет?
– Еще до санкций, ежегодно, в районе 20 импортных спасательных плотов мы заменяли на российские. У них, кстати, всегда был довольно-таки дорогой сервис. Сейчас многие владельцы уже сами меняют импортное на отечественное. Мое личное отношение к импортозамещение – положительное. Очень много проблем с Европой было и стало. Хочется все свое иметь.
– С какими компаниями работаете?
– Архангельский траловый флот, АО "ПО "Севмаш", АО "ЦС "Звездочка", ОАО "Северное морское пароходство", ООО "ТК "Северный проект". Также есть компании из Санкт-Петербурга, например, ООО "Петротанкер".
– Ваши пожелания судоводителям и корабелам
– Переходите на оборудование российского производства!