Прототип российского комплекса ледовой разведки испытали на летающей лаборатории ТВС-2МС

0 236 1 мин
Мониторинг ледовой обстановки является важнейшей задачей в условиях развития Северного морского пути. Задача стала более актуальной после закрытия доступа к европейским спутниковым систем.

Новый программно-аппаратный комплекс оперативной ледовой разведки успешно испытали в Сибирском научно-исследовательском институте авиации (СибНИА) имени С. А. Чаплыгина, сообщает во вторник пресс-служба СибНИА. Летающая лаборатория для мониторинга ледовой обстановки на Северном морском пути создана на базе легкого самолета ТВС-2МС. Тестовые полеты провели в рамках программы стратегического и академического лидерства "Приоритет 2030" сотрудники летно-исследовательской базы ФАУ "СибНИА им. С.А. Чаплыгина" (входит в состав ФГБУ "НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского") совместно со специалистами Центра мониторинга окружающей среды Московского физико-технического института (МФТИ).

"В настоящий момент отсутствуют средства оперативной разведки, данные с европейских спутниковых систем становятся недоступными. Собственные радиолокационные системы судов мониторят состояния ледовых полей в диапазоне не более 7-8 миль, портовые работают в диапазоне не более 15 миль. Перевозчики попадают в непроходимые ледовые поля, каждый день теряют десятки миллионов рублей, пытаясь найти новый маршрут", – объяснили актуальность нового аппарата в пресс-службе СибНИА.

В целях эффективного построения маршрутов и валидации проложенных маршрутов специалистами МФТИ создан программно-аппаратный комплекс (ПАКОМ), позволяющий проводить мониторинг наиболее опасных участков в условиях плохой видимости и освещенности с плечом зондирования в диапазоне до 700 км. Для летных испытаний программно-аппаратного комплекса ледовой разведки выбран самолет ТВС-2МС с высокими взлетно-посадочными характеристиками, позволяющий выполнять полеты с любого арктического аэродрома с длиной взлетно-посадочной полосы не менее 600 м протяженностью полета более 1400 км. 

самолет ТВС-2МС / Фото: СибНИА имени С. А. Чаплыгина
самолет ТВС-2МС / Фото: СибНИА имени С. А. Чаплыгина

Специалистами СибНИА и МФТИ разработана конструкция для установки ПАКОМ на борт ТВС-2МС, проведена проверка на электромагнитную совместимость, наземная отработка и испытания аппаратуры. В ходе испытаний комплекс выполнил полеты над различными типами подстилающей поверхности, в том числе над водохранилищем. Во время полета изображения в режиме реального времени синтезировались на вычислителе ПАКОМ из радиолокационных голограмм. Благодаря примененным алгоритмам автофокусировки удалось создать компактное решение, позволяющее получать изображения с высоким разрешением 30 см/пикс с возможностью классификации объектов с применением нейросетевых технологий.

 

В основе ПАКОМ использовано радиолокационное оборудование и высокопроизводительный вычислитель. В отличие от оптических систем, изображение, полученное с помощью радиолокатора бокового обзора, не теряет свое разрешение с увеличением высоты, позволяет получать их в условиях плохой освещенности и погодных условиях.




Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
Круизный сезон в Ивановской области показал рекордные результаты
21:45 , 21 Ноября 2024 / судоходство