Мы задали по семь вопросов двум крупным верфям, на которых сейчас идет строительство траулеров для разных рыбодобывающих компаний. Это Прибалтийский судостроительный завод "Янтарь" и Выборгский судостроительный завод.
Предлагаем ознакомиться с их ответами
1. Как складываются отношения в части обсуждения проекта, доработки РКД, согласования графика строительства?
ПСЗ "Янтарь":
Очень просто, на примере проекта SK-3101R. Мы предложили заказчику проекты трех проектантов, один из которых он выбрал. По этому проекту уже ранее было построено судно-прототип, заказчик побывал на нем, и оно ему понравилось. Но заказчику потребовалось доработать этот проект под его требования для работы на Дальнем Востоке. Скажем, он расширил ряд орудий лова. Так в Skipskompetanse родился новый проект.
Что касается графика строительства: завод его готовит параллельно с контрактом как приложение к нему и представляет на суд заказчика. В генеральном графике есть ряд ключевых событий, платежных этапов, когда мы должны получить от заказчика деньги для оплаты выполненной работы и продолжения строительства. Заказчик анализирует свои потребности и возможности в привязке к этим платежным этапам, и так происходит согласование графика.
Выборгский СЗ:
Разработка проекта велась и ведется в тесном сотрудничестве рыболовных компаний, поставщиков оборудования, проектантов и верфи. Тематика строительства современных рыбопромысловых судов на отечественных верфях является новой для всех участников рынка. Безусловно, определенные трудности появляются на этапе доработки концептуальных проектов иностранных проектантов, так как у них также нет опыта работы в России, а полноценных отечественных проектов современных рыбопромысловых судов на рынке практически не представлено. Однако и доработка зарубежной документации концепт-проекта до уровня класс-проекта, и разработка РКД ведется силами отечественных проектных организаций.
Графики строительства зафиксированы в судостроительных контрактах, но по ходу строительства могут возникать и определенные доработки проекта, и замена каких-либо поставщиков, и иные факторы, обьективно влияющие на сроки строительства судна. Стоит отдельно отметить что и заказчики, и верфь, понимая вышеуказанные нюансы, совместно работают над решением всех возникающих сложностей. И, как показывает практика ВСЗ, вполне успешно.
2. Как шло обсуждение необходимого оборудования и выбор поставщиков?
ПСЗ "Янтарь":
Представив прототип судна, норвежский проектант указал и перечень оборудования на нем, и поставщиков этого оборудования. Проектант также объяснил, как он готовил список оборудования и как построена работа с поставщиками. У заказчика, не сведущего в нюансах судостроения, это не вызвало особых возражений, он доверился специалистам.
Оборудование, которое стоит на судне-прототипе, заказчика устроило процентов на 70. С учетом доработанного проекта частично понадобилось более мощное основное оборудование, и его поставили те же производители, что предложил проектант. Техническая часть проекта SK-3101R была согласована специалистами заказчика и нами, а проектант выступал как своего рода консультант, советчик. Это была совместная работа.
Выборгский СЗ:
Часть позиций оборудования, в первую очередь специализированного (траловый комплекс, фабрика по переработке и заморозке продукции, рыбомучная установка, ряд иных позиций), была заранее выбрана и определена заказчиком, безусловно, лучше верфи знающим нюансы рыбопромыслового бизнеса. Выбор же общесудового оборудования, типового для многих судов, производился в кооперации между верфью и заказчиком на базе заранее согласованного перечня поставщиков, отобранных по положительной репутации на рынке или положительному опыту работы верфи и/или заказчика с ними.
3. Ваше мнение по поводу требований к повышению процента локализованного оборудования на строящихся в России судах?
ПСЗ "Янтарь":
Пока эти требования труднореализуемы, потому что наши наука и производство не поспевают за законодательством. То, что заложено, – 40% отечественного оборудования после 2020 года, – посмотрим, насколько это удастся. Чтобы процент локализации повышать, понятно, что нужно развивать свою промышленность.
Выборгский СЗ:
Мы, безусловно, положительно оцениваем стремление государства к увеличению процента локализации на строящихся в России судах. Однако необходимо планировать это таким образом, чтобы увеличение уровня локализации велось постепенно и было напрямую увязано с текущим и перспективным уровнем твердых и подтвержденных заказов на российских верфях, создавая тем самым предпосылки для основных производителей оборудования развивать производство в России.
Необходимо избегать резких скачков в уровне требований к локализации и тем более к локализации конкретных позиций оборудования. Ведь это может привести к тому, что российских аналогов подобного оборудования к требуемой дате может не появиться, а принятие решений иностранными производителями о развертывании производства в России занимает время и сильно зависит от ситуации на российском судостроительном рынке.
4. Какую роль этот фактор сыграл в случае со строящимися траулерами?
ПСЗ "Янтарь":
Никакую. По нынешним условиям – на территории РФ нужно закупить 30% товаров и услуг, и мы в эти рамки укладываемся без проблем.
Выборгский СЗ:
Строящиеся на ВСЗ траулеры в полной мере соответствуют требованиям по локализации, изложенным в постановлениях правительства, регулирующих процесс распределения так называемых инвестиционных квот, стимулирующих размещение заказов на российских верфях. Кроме того, мы замечаем, что с успешным стартом программы обновления рыбопромыслового флота значительное число крупных поставщиков оборудования и материалов ведут активные переговоры по размещению собственных производств в России для подготовки к дальнейшему повышению требуемого уровня локализации.
5. С каким сложностями пришлось столкнуться, в целом, и как их решали?
ПСЗ "Янтарь":
Первая наша сложность – это норвежский проект. С точки зрения того, как привыкли работать в Норвегии, он хорош, он содержит необходимый объем данных в своей документации. А для нашей промышленности он мал, нам нужны подробнейшие чертежи, схемы и так далее, – чего норвежский проектант, к сожалению, не выпускает. Решали мы эту проблему силами заводских конструкторов, которые при участии соисполнителей, изготовили необходимый объем рабоче-конструкторской документации.
Остальные сложности связаны с постройкой головного судна серии, они типичны. Как правило, это вопросы размещения и перестановки оборудования, переноса трубопроводов и кабельных трасс. Такие сложности преодолеваются в рабочем порядке.
Выборгский СЗ:
Строительство серии траулеров находится в самом разгаре, и пока рано подводить какие-либо итоги. В целом каких-либо критических нерешаемых проблем в ходе строительства пока не возникало. Безусловно, как и любое другое новое для своей отрасли начинание, строительство современных рыбопромысловых судов на российских верфях поначалу будет сталкиваться со сложностями и трудностями, спрогнозировать которые до начала реального строительства не представлялось возможным. Однако важно отметить, что при работе единой командой вместе со всеми вовлеченными в процесс постройки сторонами, включая и заказчиков, данные трудности или недопонимания как правило успешно решаются.
Отдельно стоит сказать, что на фоне успешного старта программы обновления рыбопромыслового флота и большого числа новых заказов на российских верфях ни в коем-случае нельзя принимать какие либо решения, прямо или косвенно влияющие на успешную реализации проектов по строительству судов. Рыбопромысловые компании вкладывают значительные средства в строительство судов, а верфи принимают значительные усилия по качественной и своевременной их постройке, и любое изменение в правилах и нормах, регулирующих как рыбопромысловую, так и судостроительную отрасль, может самым пагубным образом сказаться на успешно стартовавших проектах.
В частности, ВСЗ с тревогой наблюдает за развитием дискуссии относительно принципов распределения квот на вылов краба. Разумеется, данный вопрос не относится к компетенции верфи, однако в случае принятия решений о внезапном и внеплановом изменении правил распределения таких квот (то есть введения аукционной системы распределения даже части квот) верфь имеет существенный риск лишиться части перспективных заказов, под которые уже зарезервированы стапельные места, а также заморозить строительство уже идущих проектов.
6. Как работают представители частного заказчика на заводе?
ПСЗ "Янтарь":
Нормально работают, в конструктивном диалоге с заводскими специалистами. Они наблюдают за строительством серии, за соблюдением их требований, всех норм и правил. Это нормальная практика. Важно отметить, что при этом они передают нам свой эксплуатационный опыт, опыт рыбодобычи, под который и строятся эти суда. Благодаря этому, с одной стороны, мы лучше понимаем специфику проекта и корректируем свои действия, с другой стороны, вопросы, возникающие при строительстве, решаются более оперативно.
Выборгский СЗ:
Все наши заказчики самым активным образом принимают участие в строительстве своих заказов. Как правило, каждая компания нанимает либо специализированную группу наблюдения, либо присылает своих представителей, которые постоянно присутствуют на верфи и контролируют ход строительства судов. Кроме того, верфь и заказчики проводят ежемесячные рабочие встречи расширенными составами, где обсуждаются текущий ход строительства, проблемные и спорные вопросы и вырабатываются совместные пути по их решению.
7. Что думаете о финансовой эффективности работы с рыбаками в сравнении с госзаказом?
ПСЗ "Янтарь":
С рыбаками мы работаем в условиях рынка, и это определяет все различия с военным заказом. В военном контракте, как правило, цена стоит ориентировочная, и она может быть пересмотрена в процессе строительства, как и сроки, – в силу тех или иных объективных причин. На рынке все иначе: цена и сроки, как правило, фиксированы в контракте. Соответственно, заводу приходится перестраиваться, чтобы повышать финансовую эффективность при реализации гражданских проектов. Насколько мы выдержим строгие условия контракта – настолько эффективным будет и финансовый итог. А вообще говоря, на гражданском рынке можно хорошо зарабатывать.
Выборгский СЗ:
Разумеется, рыбопромысловые компании, являясь коммерческими организациями, хотели бы построить суда с минимальным количеством затрат. Однако в ходе предконтрактных переговоров сторонами были согласованы ценовые показатели постройки судов, отражающие баланс интересов всех сторон контракта. Стоит отдельно отметить крайне надежную финансовую дисциплину большинства наших заказчиков, своевременно и полностью выполняющих свои обязательства по оплате перед верфью.
Материалы по теме:
Каково это - строить траулеры в России? Отвечают рыбаки (взгляд со стороны заказчиков)
Что строят рыбаки Северо-Запада? (о заказах рыбаков Северо-Западного региона в рамках инвестквот)
ПСЗ "Янтарь" – как идет строительство траулеров? (интервью с представителем завода "Янтарь")
Квоты судотворящие (о судах, которые будут строиться или уже строятся в России в рамках инвестиционных квот)
Первый результат "квот под киль" (о закладке траулера проекта ST-118L-ATF на Выборгском СЗ)
"Квоты под киль" – не принуждение, а определение правил" (интервью с гендиректором завода "Янтарь")
Траулеры косяком пошли (интервью с гендиректором Выборгского СЗ)