4 марта во ВГУВТ состоялась открытая лекция доктора технических наук, генерального директора "Морского инженерного бюро" Геннадия Егорова.
Геннадий Егоров выступает перед студентами, магистрами и аспирантами факультета кораблестроения, гидротехники и защиты окружающей среды уже не в первый раз. Предметом первой в этом году лекции стали многофункциональные суда: аварийно-спасательные, обеспечения и рыбопромысловые. Рассказать просто и интересно о проектировании сложных судов у него получилось.
|
Геннадий Егоров / Фото Павла Бурноса |
"Борьба мысли и соединение несоединимого", – так охарактеризовал лектор специфику работы проектировщиков в условиях, когда требуется соединить множество функций в одном судне. Ярким примером стал ледокол "Александр Санников" проекта (серии) IBSV01, работающий на Севморпути. Он совмещает в себе множество функций: тушение пожара, спасение людей, борьба с разливами нефти, буксировка судов и морских плавучих сооружений и многие другие. Основные эксплуатационные требования тоже впечатляют: достаточная ледопроходимость, ходкость на чистой воде, мореходность, позиционирование. Сделать невозможное возможным современным конструкторам удается титаническими усилиями, находя выход из безвыходных ситуаций. Когда разные эксперты и ведомства выдвигают противоречащие друг другу требования и заключения, приходится искать изящные конструкторские решения и оригинальные компромиссы.
Мировые тенденции на постройку многофункциональных судов подхватила и Россия, и Нижегородская область. Сегодня будущим корабелам предоставляется уникальный шанс: наблюдать и участвовать в строительстве многофункциональных и рыбопромысловых судов. К примеру, нижегородский завод "Красное Сормово" получил заказ на 5 новейших краболовов "Зенит" КСП01. На "Окской судоверфи" построили многофункциональное морское водолазное судно-катамаран "Игорь Ильин". Поэтому Геннадий Егоров охарактеризовал ситуацию в судостроении области как "рестарт", такие сложные суда не строили много лет, это своеобразный вызов времени.
Что общего у судна-краболова с ледоколом? Оказывается - многофункциональность. Современные рыбопромысловые суда, это мощная плавучая фабрика, способная приносить гигантскую прибыль, поэтому расположение деталей и узлов продумывается вплоть до миллиметра. Краболовы нового проекта превосходят по эффективности старые советские рыбопромысловые суда в несколько раз. Строительство таких современных судов – пример государственной регуляции: предоставляя квоты на вылов краба, государство требует размещать заказы на рыбопромысловый флот на отечественных верфях, которые подтягиваются к уровню норвегов и японцев, а в чем-то уже их превосходят. Меньше экипаж, существенно больше производительность, больше прибыль – больше налоговых отчислений.
Лекция несомненно заинтересовала студентов и сотрудников ведущего транспортного вуза Поволжья, который ведет подготовку корабелов с 1939 года. Из этих стен вышли в жизнь выдающиеся конструкторы, руководители предприятий и проектных организаций – инженеры с большой буквы. С 2020 года в вузе вновь возобновится обучение кораблестроителей по программам специалитета. 25 бюджетных мест ожидают своих студентов в приемную кампанию этого года. Это позволит существенно расширить и увеличить время на преподавание специальный дисциплин, расширить географию производственных практик, сделать дипломные проекты более насыщенными.
Егор Гладышев,
и.о. начальника УМИП ВГУВТ