15 августа в Волгограде прошло заседание президиума Госсовета по вопросу развития внутренних водных путей. Ознакомившись с выложенной на правительственном сайте стенограммой заседания, "Корабел.ру" узнал, какие проблемы на нем обсуждались и какие меры предлагается принять.
Открылся Госсовет выступлением Владимира Путина, в ходе которого президент России обрисовал значимость водного транспорта для экономики страны. Главными его конкурентными преимуществами являются низкая себестоимость перевозок, особенно на дальние расстояния, энергоэффективность и относительно невысокие затраты на содержание водных путей. Причем для некоторых регионов, в частности, тех, что критически зависят от "северного завоза", водный транспорт — это просто залог выживания.
Владимир Путин на заседании президиума Госсовета по вопросу развития внутренних водных путей / Kremlin.ru |
– Это вопрос чрезвычайно важный – и не только для Поволжья, но и для всей страны. Судоходные пути сообщения проходят по 60 регионам Российской Федерации. Здесь проживает 80 процентов населения России, производится до 90 процентов внутреннего валового продукта, – обратился к цифрам президент.
При этом, по словам Владимира Путина, преимущества водных путей не реализуются в полной мере, поскольку существует целый ряд помех. Развивая эту мысль, глава государства обозначил шесть основных направлений, которые требуют серьезной проработки. По каждому из этих направлений участники Госсовета высказали свои соображения и предложения.
Первый пункт: преодоление инфраструктурных ограничений
О чем говорил президент?
Прежде всего имеется в виду проблема все усиливающегося обмеления основных судоходных магистралей. По приведенным на Госсовете данным, за 25 лет глубина водных путей сократилась на четверть, протяженность путей с гарантированными габаритами судового хода снизилась на 30 процентов. В результате, суда не могут ходить с полной загрузкой, а это ведет к падению как грузооборота, так и пассажироперевозок (первый за 35 лет снизился в 4 раза, вторые — в 7,5 раз!). Обмеление на Волге и в течении Нижнего Дона привело к тому, что эти реки фактически лишились сквозного судоходства. Это стало дополнительным препятствием для ранее популярных круизных речных маршрутов из Москвы или Санкт-Петербурга на юг.
Цитата:
"Проектам в этой сфере следует уделить приоритетную поддержку. При этом все стадии проектирования и экспертизы должны идти в тесном контакте с природоохранными ведомствами и ведущими экологическими организациями".
Что предлагалось на Госсовете?
Проблема всеми осознается, но для обеспечения необходимых для комфортного судоходства параметров на реках требуются средства, а их по объективным причинам не хватает. На содержание внутренних водных путей требуется чуть более 21 миллиарда рублей в год, при том что выделяется порядка 13 миллионов. Если недофинансирование продолжится, интенсивность судоходства снизится еще больше, увеличится нагрузка на дорожную сеть, после чего вся транспортная система страны пойдет "вразнос". Крайне важно, считает министр транспорта Максим Соколов, обеспечить переход к 2018 году на полное финансирование за счет средств как федерального бюджета, так и других источников.
В качестве одного из действенных методов было предложено перебросить часть топливных акцизов на содержание водных путей. Текущая цена на дизельное топливо возрастет при этом на 1 процент, подорожание коснется преимущественно большегрузных коммерческих автомобилей. Ориентиром может послужить Германия, где уже действует похожий механизм.
— Мы обсуждали с бизнесом и с судовладельцами такой принцип, и он был ими поддержан, — заявил Максим Соколов.
Когда необходимые параметры водных путей будут восстановлены, а узкие места ликвидированы, речные перевозки станут более эффективными. Это позволит ввести платеж за использование вновь созданной инфраструктуры, взимаемый уже с судоходных компаний.
Еще одно предложение — брать дополнительные платежи с гидроэлектростанций как косвенных виновников сложившейся ситуации. При их постройке естественное течение реки было перекрыто, что сузило возможности судоходства. Минтранс предлагает, чтобы ГЭС компенсировали возникающий ущерб, вкладываясь в содержание внутренних водных путей.
Кроме того, залогом решения проблемы станет завершение к 2020 году строительства Нижегородского и Багаевского гидроузлов. После этого на всем протяжении Единой глубоководной системы страны будет обеспечена четырехметровая глубина, а провозная способность речного флота вырастет более чем в два раза.
Второй пункт: достижение сбалансированности перевозок разными видами транспорта
О чем говорил президент?
Более четверти федеральных автомагистралей работает в режиме перегрузки, отметил президент. При этом отправка грузов водными путями обходится намного дешевле, но тут есть свои минусы, мешающие логистическим компаниям перейти с асфальтовых дорог на водные, — например, неразвитость портовой инфраструктуры, нехватка современных контейнерных терминалов.
Цитата:
"Российские объемы грузооборота отстают даже от тех стран, где протяженность рек на порядок меньше, чем у нас: это европейские страны, такие как Нидерланды, Германия, Франция, например".
Что предлагалось на Госсовете?
Как отметил Максим Соколов, период навигации по рекам совпадает с периодом пиковых нагрузок на автодороги — в теплые месяцы вырастает количество перевозимых грузов и пассажиров. Переориентировать перевозчиков на использование водных маршрутов Минтранс собирается с помощью повышения тарифов для 12-тонников в период с апреля по ноябрь. Если делать это на тех автомагистралях, направления которых совпадают с направлениями рек, то грузы будет намного выгоднее отправлять водным путем.
Для того, чтобы добавить "речникам" заказов от тех, кто предпочитает пользоваться рельсами, целесообразно в этот период не предоставлять скидок на перевозку массовых и тяжеловесных грузов железнодорожным транспортом.
Президент Владимир Путин с министром транспорта Максимом Соколовым / Kremlin.ru |
Третий пункт: обновление речного флота
О чем говорил президент?
Темпы строительства новых судов Владимир Путин назвал очень низкими: за 15 лет построено 800 новых судов, а выбыло из эксплуатации — в 13 раз больше! В 2000 году на российских реках работала 21 тысяча транспортных судов, на сегодня их осталось не больше 11 тысяч со средним возрастом свыше 36 лет.
Цитата:
"Обновление флота – вопрос непростой, мы не первый раз обсуждаем эту тему, уже были приняты и соответствующие решения. Хотелось бы сегодня услышать, как идет работа по их реализации".
Что предлагалось на Госсовете?
Длительная окупаемость таких проектов настораживает инвестора и тормозит строительство новых судов, считает глава рабочей группы Госсовета, губернатор Астраханской области Александр Жилкин. Помочь могло бы софинансирование региональных программ развития туризма и упрощение процедуры возмещения затрат на уплату процентов по кредитам инвестиционных проектов. Речь при этом идет о тех проектах, которые направлены на создание или модернизацию объектов туристско-рекреационного использования с длительным сроком окупаемости.
Минпромторг России уже создал инструмент стимулирования отечественного судостроения — это субсидирование кредитных ставок и лизинговых платежей при закупке судов. Хотя здесь есть ограничение: субсидирование ведется только в пределах текущего бюджетного периода, сейчас это всего лишь год.
Вдобавок к этому министерство подготовило программу судового утилизационного гранта, которая простимулирует сдачу в металлолом устаревших судов с обязательством строительства новых. Это должно обеспечить загрузку отечественных верфей.
Заседание президиума Госсовета по вопросу развития внутренних водных путей / Kremlin.ru |
Четвертый пункт: эксплуатация портовых сооружений, особенно причалов
О чем говорил президент?
Их конструкции в большинстве своем изрядно изношены и не соответствуют современным техническим требованиям. При этом причалы, как правило, находятся на балансе государства и не вовлечены в хозяйственный оборот. Соответственно, средств на их текущий ремонт постоянно не хватает.
Цитата:
"Очевидно, что необходимо вводить эти объекты в хозяйственный оборот, привлекать к их обустройству частные деньги, частный капитал, частный бизнес".
Что предлагалось на Госсовете?
Сама возможность приватизации причальных сооружений существует еще с 2012 года, но предприниматели не торопятся их выкупать. Причиной этого, считает Максим Соколов, является несоответствие оценочной стоимости причалов экономической целесообразности их приобретения потенциальным инвестором. Чтобы устранить это препятствие, он предлагает внести в законодательство о приватизации уже согласованные с Росимуществом изменения, направленные на ускорение перехода объектов речных портов в руки эффективных собственников. Добросовестные арендаторы, которые имеют право преимущественной покупки, смогут приватизировать объекты речных портов по цене, соответствующей их инвестиционной стоимости.
По мнению Александра Жилкина, ряд причальных стенок и пассажирских причалов, задействованных в социальных перевозках, следует вывести из федеральной собственности, но передать при этом не частникам, а регионам или даже муниципалитетам, поскольку именно они выплачивают субсидии перевозчикам. Передача должна осуществляться на безвозмездной основе.
На заседании президиума Госсовета по вопросу развития внутренних водных путей / Kremlin.ru |
Пятый пункт: эффективность использования водных путей и их инфраструктуры
О чем говорил президент?
На реках пересекаются интересы разных отраслей экономики. Каждая структура решает свои вопросы, практически не согласовывая их с остальными эксплуатантами водных ресурсов, исходя лишь из узких ведомственных задач. Теоретически координацией, по мнению президента, могла бы заняться правительственная комиссия по вопросам природопользования и охраны окружающей среды, но пока активности в речной сфере она не проявляет.
Цитата:
"Это известная ситуация, когда каждый тянет в свою сторону, а реки, качество водных путей, состояние их инфраструктуры далеко не всегда при этом выигрывают".
Что предлагалось на Госсовете?
Для того, чтобы исключить конфликт интересов, необходимо дать четкое понимание того, чьи интересы в каждом конкретном случае приоритетны: или рыбного хозяйства, или судоходства, или гидроэнергетики. Определять это и управлять всеми процессами должен системный координатор, который будет работать надведомственно. Возможно, это будет та комиссия, которую упомянул президент. Ей вменят в обязанности проведение комплексной оценки влияния конкретного проекта на различные отрасли и определение целесообразности его реализации с водохозяйственной точки зрения.
Заседание президиума Госсовета по вопросу развития внутренних водных путей / Kremlin.ru |
Шестой пункт: безопасность судоходства
О чем говорил президент?
С момента крушения теплохода "Булгария" прошло пять лет. Из этой трагедии были сделаны выводы и приняты меры для того, чтобы свести минимуму саму возможность ее повторения. Но это не значит, что вопросы безопасности судоходства сегодня закрыты. Современные навигационные технологии позволяют заранее предупреждать возможные происшествия и контролировать в режиме реального времени ситуацию на судовом ходу. Но их нужно использовать! Президент призвал активнее применять эти технологии.
Цитата:
"Вопросы безопасности всегда, хочу это подчеркнуть – всегда должны стоять на первом месте. Здесь ничего нельзя упускать".
Что предлагалось на Госсовете?
Министр транспорта Максим Соколов напомнил, что в 2012 году были созданы администрации бассейнов внутренних водных путей и внедрена система государственно-портового контроля, уже показавшая свою эффективность. Кроме того, были назначены капитаны бассейнов, персонально отвечающие за обеспечение безопасности судоходства, введена и действует система управления безопасностью в судоходных компаниях и на судах.
– Осуществляется также регулярная аттестация капитанов судов, внедряются современные навигационные технологии на основе ГЛОНАСС и электронной картографии, введена обязательность страхования гражданской ответственности судовладельцев за причинение вреда. В совокупности эти меры привели к существенному повышению уровня безопасности судоходства и снижению аварийности на реках, – отчитался министр.
Вместе с тем он согласился, что электронная картография на речных судах пока еще используется недостаточно и необходимо принять меры для повсеместного оснащения судов приемниками ГЛОНАСС.
В сфере обеспечения безопасности судоходства проведена существенная работа, отмечает Александр Жилкин, в том числе и на основе риск-ориентированного подхода к проверке судов и судоходных компаний. Большая роль в этом вопросе принадлежит Росморречфлоту и Ространснадзору. Но есть один момент, портящий картину.
– К сожалению, Владимир Владимирович, сложилась ситуация, при которой уже почти год не назначен руководитель Ространснадзора, что, конечно, негативно сказывается на работе на местах, – обратился к президенту глава Астраханской области.
Заседание президиума Госсовета по вопросу развития внутренних водных путей / Kremlin.ru |
В качестве заключения
Спору нет, решение всех названных проблем для развития судоходства по внутренним водным путям жизненно необходимо. Обсуждение этих тем на Госсовете, прошедшем в Волгограде, это не конец истории, а лишь ее начало. Впереди выработка конкретных шагов на основе уже предложенных идей — причем здесь должно учитываться мнение всех заинтересованных сторон.
В сентябре на форуме в Геленджике, который организует главный редактор сайта и журнала "Корабел.ру" Николай Ивакин, у глав судоходных и судостроительных компаний, представителей региональных и федеральных госведомств, судовладельцев и руководителей профильных СМИ будет возможность встретиться и детально поговорить о том, как именно нужно воплощать в жизнь решения минувшего Госсовета по внутренним водным путям.
Более подробную информацию можно получить по телефону +7 (921) 963-72-83 и электронной почте nikivakin@korabel.ru.
Подготовил Ренарт Фасхутдинов