При создании судовых систем широко используются трубы из медно-никелевых сплавов. В практике отечественного и зарубежного судостроения сложились два различных подхода проектирования и изготовления таких трубопроводов.
Первый, традиционный, состоит в том, что трубопроводы формируются путем деформации прямых труб на судостроительных предприятиях. Исходным материалом служат трубы, а судостроительные предприятия оснащаются специальными станками для деформации труб – гибки, раздачи, обжима и других.
Второй, индустриальный, состоит в том, что для построения трубопровода наряду с трубами широко используются фитинги – покупные комплектующие изделия, образующие группу стандартных элементов трубопроводов. К ним относятся: отводы, тройники, переходы, заглушки, фланцы и так далее. Трубопровод формируется путем сварки труб и готовых элементов.
Преимущества индустриального подхода перед традиционным:
- затраты на оборудование и содержание сварочных постов меньше, чем затраты на оснащение и содержание громоздкого трубогибочного производства,
- отводы не имеют утонение стенки, которое обязательно происходит при изгибании труб. Это позволяет выполнять трубопровод полностью с меньшей толщиной стенки, отсюда экономия веса и стоимости готовой продукции,
- применение крутоизогнутых элементов повышает гибкость трассировки, это позволяет увеличить полезный объем судна и обеспечить удобства его функционального использования,
- унифицируются технологии проектирования, строительства и ремонта отечественных и зарубежных судов.
Эти преимущества уже почувствовали российские судостроительные предприятия, которые имеют опыт создания судна по иностранному проекту.
Традиционный способ также имеет свои сильные и слабые стороны. За рубежом практикуют оба подхода, и судостроители имеют возможность оптимального выбора. К сожалению, наши корабелы при строительстве по российским стандартам такого выбора лишены, так как элементная база для проектирования медно-никелевых трубопроводов по российским стандартам отсутствует. Простое же заимствование импортных комплектующих элементов неприемлемо в силу несовпадения их по материалам и размерности с отечественными стандартами.
Многолетний надежный партнер российских судостроителей научно-производственная компания "Метапром" реализует инвестиционный проект, цель которого – устранить эту историческую несправедливость и наладить производство широкой номенклатуры фитингов, выпускаемых из российских материалов по российским стандартам для отечественных судостроителей. Программа освоения выпуска фитингов реализуется в несколько этапов.
На первом этапе потребителям предлагают наиболее актуальные элементы – крутоизогнутые бесшовные приварные отводы из сплава МНЖ5-1 , выпускаемые по техническим условиям МТБР.302660.001ТУ, с углом изгиба 90о и типоразмером 160х5/R225, 210x5/R300, 258x5/R375 с дальнейшим расширением спектра типоразмеров. На сегодня уже выполнена НИР и завершается ОКР. Начиная с III квартала 2015 года предприятие готово принимать заказы на эти комплектующие.
Затем последует очередь переходов и тройников из МНЖ5-1. В плане - выпуск фитингов из меди М3р и медно-никелевого сплава МНЖМц11-1,1-0,6.
Имея возможность покупать готовые комплектующие элементы, судостроительные предприятия смогут реализовать современный индустриальный подход к строительству медных и медно-никелевых трубопроводов и добиться сокращения сроков и стоимости реализации проектов.
Справка
ООО "НПК "Метапром" объединяет усилия новаторов, выходцев из ведущих предприятий советской цветной металлургии – "Красного выборжца" и Кировского завода ОЦМ. Базируется в Санкт-Петербурге и Шлиссельбурге. Виды деятельности – инжиниринг, производство, снабжение прокатом из меди и ее сплавов. Первым в России освоило производство холоднокатаных медных плит из сплава меди, легированного серебром и оловом, позволивших резко увеличить ресурс кристаллизаторов машин непрерывной разливки стали на отечественных металлургических заводах. Поставщик медных и медно–никелевых труб для судостроительной промышленности России. Производитель сплавов со специальными свойствами – для заводов ВПК. Постоянно обновляет на своих складах значительный запас проката из меди и ее сплавов. Поддерживает тесные партнерские отношения с ведущими отечественными и зарубежными производителями, научными предприятиям.