Производственная система Амурского судостроительного завода

2 374 5 мин
И вновь отправляемся на Амурский судостроительный завод. На этот раз встретимся с профессионалом, занимающимся развитием производственной системы, Дмитрием Гребенюк. Напомним, что данный материал выходит в рамках проекта, посвященного людям, принимающим решения (ЛПР).
Директор по развитию производственной системы Дмитрий Гребенюк / Фото: Корабел.ру
Директор по развитию производственной системы Дмитрий Гребенюк / Фото: Корабел.ру

Дмитрий Сергеевич родился в городе Комсомольск-на-Амуре, закончил там технический университет, позже получил второе высшее образование в области менеджмента организации. Также у него есть диплом по английскому языку, но развитие производства давно и надолго стало его основным видом деятельности. На Амурском судостроительном заводе работает более двух лет, всего в профессии более десяти.

 

Заметим, что суть развития производственной системы в выполнении поставленных задач в установленный срок с нужным качеством, используя имеющийся человеческий ресурс. 

 

В судостроительную область вы пришли из авиастроения. Насколько схожи виды деятельности?

 

– Если смотреть на отрасль через призму моей профессии, то принципиальных различий не вижу. Единственное – у корабля достаточно длинный цикл строительства по сравнению с самолетом. 

 

Моя должность на Амурском судостроительном заводе – директор по развитию производственной системы. Многие задаются вопросом – о чем это, насколько такой специалист вообще нужен? Отвечаю. Наша задача – помогать предприятию выполнять производственные задачи. И эта помощь с инструментами бережливого производства, такими как анализ процессов, поиск всего, что мешает эффективно достигать результата и устранение этих "потерь". Опираемся при этом мы как на мировой опыт, так и на опыт наших предприятий.

 

Все новое – хорошо забытое старое. Насколько производственная система схожа с научной организацией труда в СССР?

 

– Безусловно, производственная система опирается на опыт СССР, но при этом является самобытной наукой. В современном виде она пришла к нам из-за рубежа. Часто, говоря о производственной системе, вспоминают Японию и компанию "Тойота", сумевшую достигнуть серьезных высот благодаря грамотной организации производства.

 

Менталитет влияет на внедрение производственной системы?

 

– Насколько менталитет имеет значение – не скажу, но вовлеченность человека точно способствует развитию системы. Без этого невозможно построить эффективный процесс. Люди, их творческий потенциал решают. Когда я изучал опыт передовых предприятий, общался с заводами, где удачно организован процесс, мне говорили: "Не копируйте то, как у нас реализовано, смотрите на то, как мы к этому пришли, какими принципами руководствовались". Что это значит? У всех компаний разные условия, соответственно, для достижения целей нужны разные подходы. Но если человек горит своим делом – все получится.

 

Профессионал на производстве играет большую роль. Но давайте поговорим детальнее о производственной системе. С чего начинается, чем заканчивается?

 

– Если говорить простыми словами, то начинается с анализа текущего состояния производственного процесса. Уже под коренные причины проблем разрабатываются шаги по их устранению. При этом следует руководствоваться информацией непосредственно с места производства и здравым смыслом. Помнить, что каждая ситуация в чем-то уникальна. Возьмем, например, цех, где происходит раскрой металла. При реализации проекта мы разделили потоки: отдельно лист пустили, отдельно полособульб, отдельно механосборочные части. На каждом переделе определили свой цвет тары, в которую складывается продукция после обработки для передачи на следующий этап. Таким образом сделали процесс прозрачным, когда достаточно одного взгляда, чтобы увидеть в каком месте возникла проблема и оперативно на нее отреагировать, что в итоге позволило сократить время протекания всего процесса. Также важным вопросом, является подготовка производства - в идеале рабочий с утра должен прийти на смену и сразу начать работу не тратя время на получение задания и поиск чертежей, инструменты, материала.

На производстве Амурского судостроительного завода / Фото: Корабел.ру
На производстве Амурского судостроительного завода / Фото: Корабел.ру

Все, кто занимаются развитием производственной системы в ОСК, регулярно обмениваются опытом. Какой завод вас больше других удивил?

 

– Последний раз я был на Северной верфи, смотрели трубообрабатывающий цех, прошлись по всему "потоку". Меня порадовало, что специалистов по развитию производственной системы там берут из своих. Начальников участков, мастеров, которые любят свою работу и готовы включаться в процесс. С руководителями тоже достаточно грамотно выстроена работа: либо вы с нами и развиваете процессы нашего предприятия, либо, ребята, нам не по пути.

 

Как работать с консервативно настроенными заводчанами?

 

– Работа с возражениями – наша основная задача. Разные подходы есть. Порой приходится директивно ставить задачу: "Выполняй – потом поймешь". Когда человек получает результат – вовлекается. В основном предпочитаю мягкое внедрение. Когда у работника выявляются его "боли" в процессе, и совместно со специалистами находятся решения облегчающие его работу. Вместе обсуждается ситуация, предлагаются конкретные шаги по сокращению временнЫх затрат. Самый большой эффект достигается, когда человек уже сам понял, что производственная система помогает ему.

 

За два года работы на Амурском судостроительном заводе изменилось отношение заводчан к вашей деятельности?

 

– Я уже на подготовленную почву пришел. Генеральный директор завода Михаил Васильевич Боровский регулярно проводит совещания, на которых подчеркивает важность развития производственной системы. Недавно поставил нам интересную задачу по тайм-менеджменту, чтобы мы на уровне руководства также более эффективно взаимодействовали. Я абсолютно уверен, что по-настоящему производственная система может заработать только тогда, когда в этом заинтересованы на самом высоком уровне.

 

Ваша работа в чем-то сродни работе психолога. Выслушиваете человека, помогаете ему что-то изменить в своей деятельности.

 

– Никогда не думал об этом в таком ключе. Возможно.

 

Какие заводы на ваш взгляд в тройке лидеров по развитию Производственной системы?

 

- "Красное Сормово" – лидер. Мы у них учимся. Если говорить про динамику изменений, то прибалтийский судостроительный завод "Янтарь", Северное производственное объединение "Арктика", "Адмиралтейские верфи".

 

У вас есть что-нибудь организованное так, как на "Красном Сормове"? Они на сегодня одни из передовиков в производственной системе.

 

– Еще раз скажу, что хотя инструменты производственной системы имеют конкретные названия, но решения всегда индивидуальны. Однако ОСК рекомендовано внедрять удачные решения.

 

Что вам нравится в вашей работе?

 

– Я получаю удовольствие от взаимодействия с профессионалами. Мне очень нравится, когда люди хорошо разбираются в своем деле, у них можно учиться. Когда я вижу, что человек загорелся, выстроил свой процесс, он ему результат приносит, – всегда радуюсь. Это самая большая награда в моей работе. Придает мне сил, зажигает на новые свершения.

 

У вас есть кумир?

 

– Мне очень близка позиция Маргулана Сейсембая. Есть такая японская философия относящаяся к развитию производственной системы – кайдзен, которую он исповедует в обычной жизни. Ее суть – непрерывное совершенствование. В целом, мне нравятся крупные предприниматели, которые динамично развиваются, люди, взявшие на себя ответственность за реализацию своей мечты.

 

Есть ли у вас любимое судно?

 

– Корвет. С характером, выполняет задачи по защите нашей родины.

 

Расскажите, что удалось благодаря реализации производственной системы ускорить?

 

– Из последнего участок алюминиево-магниевых сплавов. Важный момент – и мастера, и бригадиры там были полностью включены в дело: очень много предложений по улучшению своих процессов реализовали. Мы, в свою очередь выстроили процесс в "поток", сделали все необходимое для подготовки производства. Сейчас проходит этап стабилизации. Из больших проектов также хочу отметить оптимизацию строительства секций. Тут мы работали совместно с Федеральным центром компетенций. Хочу сказать, что нам очень повезло поработать с профессионалами, а также воспользоваться обучающими ресурсами.

 

Сколько всего у вас человек работает?

 

– Сейчас у меня в подчинении отдел развития производственной системы, в котором три человека. Это бэк-офис. Занимаются документами, протоколами, отчетами, взаимодействуют с ОСК. И четыре парня – фронт-офис. Ребята, которые реально над производством работают на передовой.

 

Рецепт хорошего корабела.

 

– Мне приходит такая картинка. Возьмем нашу сдаточную базу, и там главный строитель организует достроечные работы по кораблю. Если завод это функция, на стыке этих функций очень много потерь. Там же – вот он корабль, вот они сроки, нужно строить. Там как раз процессный подход. Мне видется, что рецепт хорошего корабела, когда есть процесс, есть человек который за него отвечает и все службы работают на одну цель, выполняя поставленные этим человеком задачи. Тогда это эффективнее и быстрее проходит.

 

Есть ли какие-то планы в работе на ближайшую пятилетку?

 

– План есть, но озвучивать его рано. Вот увидимся еще раз через год – обязательно расскажу.

"Амурский судостроительный завод", ПАО
Комсомольск-на-Амуре
+7 (4217) 57-34-83
"Прибалтийский судостроительный завод "Янтарь", АО
Калининград
+7 (4012) 61-30-40; +7 (4012) 61-30-35
"Северное производственное объединение "Арктика", АО
Северодвинск
+7 (818) 458-54-33
"Красное Сормово", ПАО Нижний Новгород
+7 (831) 229-61-27, +7 (831) 229-61-05




Комментарии   2.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-0+
#Морозов Вадим Александрович
12.08.2023, 11:05
– Если смотреть на отрасль через призму моей профессии, то принципиальных различий не вижу. Единственное – у корабля достаточно длинный цикл строительства по сравнению с самолетом.
Как это прочитал в статье и сразу стал виден уровень квалифиикации этого руководителя . Хотелось бы донести до него .что корабли можно строить почти так же быстро как самолеты и так же почти как на конвеере. ОСК из -за убыточности передают под руководство банка ,одни .эфективные менеджеры передают другим более ..эфектным менеджерам , а может першину лучше ОСК отдать и поставить правильную задачу и дать толковое тех.задание.
-0+
#Гребенюк Дмитрий Сергеевич
12.08.2023, 15:48
Вадим Александрович, благодарю за комментарий! Сразу видно, что Вам не безразлична судьба отечественного машиностроения. Знаю примеры строительства кораблей на Корейских верфях. Очень близко к тому, что Вы говорите. Нам предстоит пройти ещё большой путь в этом направлении.
Если у Вас реально есть желание поделиться со мной своим опытом, мой телефон с телеграмм 89098265446. Я всегда открыт к диалогу с профессионалами своего дела и применяю в своей практике полученный опыт.
Свежие новости