|
Мелехин Д.В., менеджер по развитию бизнеса Департамента морской промышленности ABB во время беседы с “Корабел.Ру” на выставке “Нева” / Фото: Корабел.ру |
– ABB – международный концерн, который действует в 100 с лишним странах мира. Основной персонал около 105 тысяч человек. Бизнес очень разнообразен. На выставке мы представляем ABB Marine & Ports – подразделение ABB, относящееся к морскому бизнесу. Это оборудование для морских судов и портов. Здесь кроме нас присутствует еще одно подразделение компании “Турбокомпрессоры”. Турбокомпрессоры очень активно используются на морских судах для улучшения эффективности двигателей внутреннего сгорания.
Морской бизнес ABB, который я представляю, располагается по всему миру. Два основных центра находятся в Норвегии и Финляндии. Более ориентирован на Россию центр, который расположен в Финляндии. Это единственная страна, у которой замерзают все порты, и ледоколы – очень давний и хорошо развитый сегмент судостроения. Финское подразделение по праву считается центром компетенций ABB по оборудованию для судов с высоким ледовым классом. Кроме Финляндии, такое значение этому направлению придается только в России.
|
Сборочное производство ВРК Azipod® ледового класса в Финляндии / Фото: ABB |
В нашей стране оборудование для судов с высоким ледовым классом требуется не только в Арктике. Те же сахалинские проекты в значительной степени связаны с тяжелыми ледовыми условиями, и там тоже нужны суда высокого ледового класса. Случается, что и в Азовском море в районе Таганрога встает лед, и в северном Каспии, и Балтика в ледовом отношении достаточно сложная акватория.
ABB предпочитает делать комплексную поставку судового электротехнического и пропульсивного оборудования, а не продавать какой-то отдельный компонент, хотя такое тоже возможно. Пожалуй, нет ни одного российского судовладельца, который ходит в высоких широтах или работает на сахалинских шельфовых проектах, на судах которого нет нашего оборудования.
Нашим фирменным широко известным изделием является азимутальная винторулевая колонка с электроприводом под названием Azipod®. Для тех, кто не часто с этим сталкивается и не совсем понимает, что это такое, поясню, что система Azipod® – это пропульсивное (движительное) устройство, с помощью которого судно может двигаться и маневрировать даже в тяжелой ледовой обстановке.
– Какие винторулевые колонки выпускает ABB?
– Типоразмерный ряд ВРК у нас ориентирован на море. Пока еще мы не представлены в речном флоте в России, но на море для высоких широт мы предлагаем пропульсивные установки высокого ледового класса мощностью до 17 МВт, для открытой воды – до 22 МВт (для круизных судов).
Если говорить о низшем диапазоне мощности, то у нас был опыт создания небольших колонок – от 0,5 МВт. Он не получил серийного распространения. Зато колонки с мощностью 3,5, 6,5, 7,5, 10, 11, 13 и 15 МВт представлены достаточно широко, в том числе и в России. Уже есть колонка мощностью 17 МВт. В самое ближайшее время она будет устанавливаться на строящихся судах.
|
Сертификат РМРС о присвоении ледового класса Arc 8 ВРК Azipod® 17 МВт / Фото: ABB |
Если у судовладельцев появится заинтересованность, то возможно создание колонок и большей мощности. Мы изготавливаем ВРК самого высокого ледового класса – уровня Arc 7 и даже Icebreaker-8. Уже появились запросы на колонки класса Arc 8. Это очень серьезные ВРК, которые могут обеспечит высокую ледопроходимость. У ABB уже имеется проект таких колонок.
– Что выделяет ваши ВРК?
– Пропульсивные системы ABB имеют массу преимуществ по сравнению, скажем, с механической колонкой. Во-первых, у нас колонка с гребным винтом не толкающего, а тянущего типа, то есть он расположен впереди корпуса колонки по ходу движения судна. Это улучшает гидродинамическое обтекание потока, набегающего на винт, повышает его гидродинамические характеристики.
Кроме того, наличие электрического привода позволяет обеспечить overеtorque – очень значительное, хотя и кратковременное, превышение вращающего момента. Это очень важно при нахождении в сплошных льдах, торосах. Для механических же колонок этот не самый желательный режим. Там вращающий момент передается через конические зубчатые передачи, которые после систематического попадания в подобные ситуации подвергаются износу. Возможность длительного и систематического overtorque на механических колонках несколько ограничена. И электрическая колонка в данной ситуации выглядит предпочтительнее.
К числу преимуществ наших колонок можно отнести отсутствие Z-образной механической передачи и большого количества подшипников. По сути дела, вал у нас находится только внутри подводной гондолы, и подшипников там всего два. Вдобавок, вынос основных узлов в гондолу колонки позволяет экономить пространство в кормовой части судна.
– Какие проекты с использованием системы Azipod® в России стоит выделить?
– Самый успешный и резонансный наш проект – серия из 15 газовозов для “Новатэка”, перевозящих СПГ из порта Сабетта. Были реализованы все заложенные в проекте требования к колонкам. Суда уже перевезли большое количество груза, работают успешно. С нашими колонками газовоз “Совкомфлота” выполнил переход в восточном секторе Севморпути без ледокольного сопровождения. Если брать западный сектор Арктики, то все шесть судов компании “Норильский никель” оснащены нашими системами. И до устья Енисея они ходят самостоятельно, то есть им не требуется никакой ледокол. Там в интересах того же “Совкомфлота” работают и другие очень успешные суда.
Есть у нас и необычные для России технические решения, которыми компания гордится. Например, “Атомфлот” использует суда с колонками Azipod® и судовой сетью постоянного тока – Onboard DC Grid. Это для нашей страны пилотный проект, т.е. необычное и не используемое ранее в России решение, которое было реализовано ABB. В “Атомфлоте” очень квалифицированные эксплуатационники. Поэтому, если они выбрали нас, для компании – это очень большая гордость.
– Звучала идея оборудования “Ямалмаксов” нового поколения колонками мощностью 17 МВт...
– Серия из 15 газовозов о которой я упомянул, уже построена и эксплуатируется. На них установлены системы Azipod® мощностью 15 МВт. Но у “Новатэка” есть еще планы по расширению производства СПГ и его вывозу, и, соответственно, планы по строительству дополнительного количества судов. Так, для шести судов, которые будут обслуживать проект “Арктик СПГ-2”, наша компания поставит пропульсивные системы – для каждого судна комплекс из трех 17-мегаваттных колонок.
– Что нового у вас появилось за последние пару лет?
– Главным событием этих двух лет для всех нас был коронавирус, который очень сильно сказался на рабочем процессе. Прекратились поездки друг к другу, нашим сервисным инженерам было сложно попасть на обслуживаемые суда. Несколько сократился объем мировых перевозок. Мы исполняли те заказы, которые уже были получены.
– Что нового появилось в продуктовом портфеле ABB?
– На выставке “Нева 2021” Российский морской регистр судоходства торжественно вручил ABB сертификат о принципиальном одобрении винторулевых колонок Azipod® мощностью 17 МВт ледового класса Arc 8. Это важное для отрасли событие.Также, как я говорил ранее, у нас есть возможность увеличить мощность колонок высокого ледового класса до 20 МВт и предложить ледовый класс Arc 8.
|
ВРК Azipod® различного типа и класса на фабрике ABB в Финляндии / Фото: ABB |
Но это такие технические решения, которые нельзя делать впрок, их можно создавать только под заказ. И ABB это делать умеет, нам нужно просто получить пожелание заказчика на такую мощность и такой ледовый класс. Однако, при росте мощности колонки немного увеличивается осадка судна, на что нужно согласие судовладельца.
– Оживление в сегменте рыболовных судов заметили?
– За последние пару лет в компании произошел некоторый психологический поворот в сторону судов малого водоизмещения. Это, во-первых, “рыбаки”, а во-вторых, суда, короткой дистанции (речные, прогулочные и прочие). За крайние полтора года, несмотря на пандемию, пытаемся найти контакт с заказчиками. Как с речниками, так и с рыбаками.
У рыбаков сейчас ситуация очень интересная: они испытывают все трудности роста, какие только можно. Но именно роста, он очевиден, виден невооруженным глазом. Сейчас разместить заказ на российской верфи на рыболовное судно невозможно. Потому что сейчас все занято. Система господдержки хорошо ли, плохо, но начала работать. И программа “Квота под киль”, и субсидии, которые получают судовладельцы. Они начинают строить в Турции, где-то еще, потому что на российских мощностях им уже негде размещаться. Идет явное оживление. И ещё отмечу, начали увеличивать размеры судов.
Основные проекты, которые используют наши рыбаки при строительстве судов – норвежские. Мы тоже пробуем выйти на этот рынок. У нас есть свои некоторые предложения. Это, в первую очередь, решения, связаны с энергоэффективностью эксплуатации судового оборудования. Например частотно-регулируемый привод (ЧРП) для судовых потребителей, которые эксплуатируются постоянно (насосы, вентиляторы и т.п.). Здесь мы можем предложить ЧРП, который позволяет экономить топливо. Затем – совместное применение валогенератора в сочетании с ЧРП с той же целью. И еще у нас есть система Microgrid, которая оптимизирует генерацию и потребление энергии для судов небольшой мощности. И последние полгода мы пытаемся выйти в этот сегмент, чего у нас раньше не было.
– Каковы успехи ABB в локализации?
– Локализацию у нас определяет актуальное законодательство. Недавно был обновлен “Кодекс торгового мореплавания”, определяющий перечень видов активности, которые запрещены для судов не российской постройки. Механизм, который определяет критерии – постановление №719. Ему шесть лет, каждый год оно обновляется. В мае вышла новая редакция постановления, которое ввело балльную систему. Теперь судовладелец должен набрать при строительстве судна определенное количество баллов. И сделать это он может самостоятельно. Директивно никто не заставляет его покупать, например, судовые дизели. Многие речники судовыми дизелями российского производства не очень довольны. Поэтому они могут купить дизели, которые нужны им для качественной эксплуатации, а баллы набрать на чем-то другом, например, на винторулевой колонке. В этом смысле балльная система должна стимулировать производство.
ABB также занимается локализацией. Уже определились критерии, позволяющие считать нашу винторулевую колонку российской. И сейчас мы делаем соответствующие шаги, пробные заказы на компоненты, ищем новых партнеров. И самое главное, в 719-ом постановлении четко прописано требование сборки в России. Поэтому сейчас мы вышли на конкретный план по созданию сборочного предприятия на российской территории. Реализовываться этот проект будет на условиях специального инвестиционного контракта (СПИК).
Одно из условий локализации мы уже выполнили – компания уже располагает необходимой сервисной сетью, которая соответствует требованиями постановления. Один сервисный центр располагается у нас на Севере, второй – на Сахалине. При строительстве судов российской постройки с нашим оборудованием, пусконаладку выполняют тоже наши специалисты.
– Какие впечатления от выставки “Нева 2021”?
– Выставка, как всегда, очень хороша. Это единственное место в России, где в течение трех-четырех дней в одном месте можно увидеть всех людей из отрасли. В этом смысле, это уникальная площадка. “Нева” оказывает неоценимую помощь в установлении контрактов, определений тенденций. Да и просто человеческое общение важно для всех людей, связанных с морем.