Управление судостроительным производством ─ задача, которую скоро предстоит решать студентам Инженерно-экономического факультета Корабелки. Не зря одна из его кафедр носит одноименное название. Елена Балашова возглавила ИЭФ в 2018 году и считается представителем новой волны в СПбГМТУ.
─ Елена Сергеевна, вы ─ доктор экономических наук, профессор, автор учебника "Экономика судостроения", много лет отработали в Политехе. Какие важные моменты биографии мы упустили?
─ Хотела бы добавить, что я ─ бизнес-тренер. Более 20 лет сотрудничаю с промышленными предприятиями Санкт-Петербурга и Северо-Запада России в области бережливого производства. Инструменты и методы бережливого производства лежат в основе современного менеджмента и экономики предприятия. Тренинги, которые проводит наша команда, учитывают особенности судостроительной промышленности.
─ Работаете преимущественно с предприятиями ОСК?
─ Мы имеем дело с разными компаниями. Например, незадолго до пандемии сотрудничали со знаменитым судостроительным заводом "Звезда" в Большом Камне: проводили тренинги по управлению качеством. Другой наш проект реализован совместно с судостроительной компанией "Пелла". Тем не менее, именно АО "ОСК" на сегодня ─ наш основной контрагент на судостроительном рынке. ─ Что представляет из себя инженерно-экономический факультет СПбГМТУ сегодня?
─ Это синергия двух научных школ: классического экономического факультета Корабелки и Международной высшей школы управления, которая пришла в СПбГМТУ из Политеха. Обновленный факультет стремительно развивается. Перед нами стоит множество амбициозных задач. Сейчас в состав инженерно-экономического факультета входит чуть менее 100 преподавателей, треть из них ─ профессора и доктора экономических наук. Это немало, но мы не собираемся останавливаться на достигнутом. В прежние времена на факультете работал собственный диссертационный совет, который стимулировал развитие экономики в области судостроения. Его восстановление ─ одна из основных задач в настоящий момент.
Кроме того, ИЭФ ─ это две учебные площадки, шесть кафедр и более 600 студентов. Совсем недавно мы переехали в новое здание на Псковской улице, по соседству с главным корпусом университета. На факультете ежегодно растет количество бюджетных мест, увеличивается число студентов, которые обучаются на коммерческой основе, повышается проходной балл ─ в этом году он вырос до 285.
О наших студентах можно говорить бесконечно. Они ─ невероятно талантливы: участвуют в научных проектах, стартапах, побеждают в олимпиадах международного и федерального уровня. Совсем недавно наша студентка выиграла V Международный конкурс "Инновационные стратегии развития", организатором которого стали Центр стратегических исследований и Кафедра экономической и финансовой стратегии Московской школы экономики МГУ имени М.В. Ломоносова, Северо-Западный институт управления РАНХиГС при Президенте РФ при участии Шанхайского университета, Национального исследовательского технологического университета "МИСиС" и Кемеровского государственного университета.
─ Какие новые направления подготовки открыты на факультете с 2018 года?
─ За это время ИЭФ сильно изменился. Мы внимательно присмотрелись к тому, что происходит на факультете ─ его сильным и слабым сторонам. В результате появились новые и улучшились уже имеющиеся направления подготовки. Мы переработали большинство курсов и скорректировали учебные планы в соответствии с реалиями современного рынка.
Если говорить конкретно, из новых специальностей в бакалавриате наиболее востребованы "Международный индустриальный менеджмент", "Мировая экономика и международные экономические отношения", а в магистратуре ─ "Морская логистика и таможенное дело".
─ Сегодня выпускник инженерно-экономического факультета тот, кто "читал Адама Смита и был глубокий эконом" или специалист, знающий тонкости судостроительного производства и работу оборонных предприятий?
─ Начиная с 1939 года, инженеров-экономистов обучали в ЛКИ специальности "Экономика и организация судостроительной промышленности". В 1981 г. это направление переименовали в "Экономику и управление на предприятиях машиностроения". Ситуация не менялась до начала перестройки, когда для судостроения и высшей школы наступили сложные времена. Тем не менее, даже в кризис отраслевые предметы присутствовали в учебных планах. В первую очередь, это экономика судостроения, технология судостроения, страхование в судостроении и др.
Факультет всегда поддерживал отношения с предприятиями, где работали его выпускники. Сегодня мы заинтересованы в том, чтобы в образовательном процессе принимали участие представители судостроительной отрасли. Мы практикуем дополнительные профессиональные программы, программы повышения квалификации и различные тренинги. Так что классическая политэкономия и теория Адама Смита не мешают нашим студентам приобретать требуемые в отрасли деловые умения и навыки.
─ В учебные планы университета включены обязательные программы, предписанные Минобром, и те, которые вуз разрабатывает самостоятельно. Такая система повышает качество учебных планов?
─ Корабелка уже несколько лет работает по собственным образовательным стандартам, которые включают федеральный компонент и требования профессиональных стандартов с перечнем общих дисциплин, обязательных для подготовки экономистов и менеджеров. Разумеется, такой подход позитивно сказывается на качестве обучения.
─ Вас можно поздравить с открытием нового корпуса ИЭФ. Деньги на ремонт факультет заработал сам?
─ С помощью университета. Хотя у нас действуют дополнительные программы подготовки и ведется обучение студентов на коммерческой основе, без помощи университета мы бы не смогли так быстро провести капитальный ремонт и реконструкцию в здании XIX века.
─ Вы сказали, что повысился проходной балл для поступления на факультет. А как вы контролируете качество подготовки своих выпускников?
─ Сегодня в образовательном процессе принимают участие представители отрасли. Вот они-то и могут оценить степень подготовки наших студентов. Например, в течение производственных практик и по итогам своей работы в составе экзаменационных комиссий.
─ Есть ли в отрасли дефицит экономистов и специалистов по производственному менеджменту?
─ Сегодня на рынке Санкт-Петербурга существует 2215 вакансий менеджера производства. При этом в основном все вакансии относятся к сфере торговли и только около 10% предложений ─ это промышленные предприятия. Однако в судостроении работает множество специалистов пожилого возраста, чей уход на пенсию создаст новые рабочие места. Не говоря уже о том, что всегда не хватает работников с уникальными профессиональными компетенциями. Специалист по производственному менеджменту занимается тем, что обеспечивает эффективное и рациональное использование трудовых и материальных ресурсов на конкретном производстве. Он отвечает за исполнение и реализацию всех бизнес-процессов, систематически сокращает расходы и издержки на выпуск товаров и любой продукции, следит за повышением качества, снижает стоимость продукта при высоком качестве.
─ Какие задачи решает проект "Фабрика процессов"?
─ "Фабрика процессов" ─ это большой проект, который сейчас реализуется на площадке Корабелки, его инициаторами были ОСК, Морской технический университет, ПКБ "Рубин" и Адмиралтейские верфи. По сути это большое бизнес-пространство, на котором проводятся тренинги в области использования инструментов и методов бережливого производства. Одна из основных проблем судостроения ─ избыточная трудоемкость и затратность производственных процессов. Методы бережливого производства помогают ее решить за счет повышения операционной и производственной эффективности.
Впервые бережливое производство появилось на автомобильном заводе компании "Тойота", поэтому в своей основе его инструменты заточены под особенности конвейерного производства. Простой перенос инструментов и методов бережливого производства в судостроительную отрасль не только не эффективен, но и чреват потерями. "Фабрика процессов" ─ уникальный проект, который обеспечивает адаптацию применяемых инструментов к отраслевым особенностям судостроительного производства без потери эффективности. У нас есть площадка ─ имитация судостроительного производства, маленький судостроительный завод со своим стапелем и сборочным цехом. К нам на тренинг приходят работники судостроительных предприятий. В прошлом году мы обучили около полутора тысячи человек.
─ Как у вашего факультета организована обратная связь с предприятиями?
─ Первое, что мы делаем после завершения тренинга, ─ для получения обратной связи просим участников заполнить соответствующие анкеты. И поскольку все слушатели ─ люди взрослые, если их что-то не устраивает, они об этом пишут. Это очень важный момент, который помогает нам развиваться. Кроме того, на каждом предприятии работает департамент производственной системы, задача которого ─ оценивать новые компетенции, полученные слушателями. Если производственников не удовлетворит результат, мы быстро об этом узнаем: нам просто не пришлют новых слушателей. Проект длится уже больше года, и подобных случаев пока не было. Значит, все идет нормально.
─ Какие предприятия уже оценили вашу работу? Есть ли среди них такие, которые не захотели повторно направить на ваши тренинги своих сотрудников?
─ Большинство предприятий, которые начинают с нами работать, продолжают сотрудничество. В числе наших постоянных клиентов ─ работники Адмиралтейских верфей, Балтийского завода и многих других производственных площадок. Реже к нам возвращаются представители предприятий, расположенных в удаленных от Петербурга регионах. Но это не связано с эффективностью нашей работы. Здесь речь идет об объективных трудностях, дорога и проживание увеличивают затраты на обучение.
─ Какими вам видятся перспективы инженерно-экономического образования?
─ Экономическое образование в России развивалось по-разному. Были и сложные периоды, но я смотрю в будущее с оптимизмом. В нынешних условиях востребованность инженерно-экономического образования будет только расти.
─ Хотела бы добавить, что я ─ бизнес-тренер. Более 20 лет сотрудничаю с промышленными предприятиями Санкт-Петербурга и Северо-Запада России в области бережливого производства. Инструменты и методы бережливого производства лежат в основе современного менеджмента и экономики предприятия. Тренинги, которые проводит наша команда, учитывают особенности судостроительной промышленности.
─ Работаете преимущественно с предприятиями ОСК?
─ Мы имеем дело с разными компаниями. Например, незадолго до пандемии сотрудничали со знаменитым судостроительным заводом "Звезда" в Большом Камне: проводили тренинги по управлению качеством. Другой наш проект реализован совместно с судостроительной компанией "Пелла". Тем не менее, именно АО "ОСК" на сегодня ─ наш основной контрагент на судостроительном рынке. ─ Что представляет из себя инженерно-экономический факультет СПбГМТУ сегодня?
─ Это синергия двух научных школ: классического экономического факультета Корабелки и Международной высшей школы управления, которая пришла в СПбГМТУ из Политеха. Обновленный факультет стремительно развивается. Перед нами стоит множество амбициозных задач. Сейчас в состав инженерно-экономического факультета входит чуть менее 100 преподавателей, треть из них ─ профессора и доктора экономических наук. Это немало, но мы не собираемся останавливаться на достигнутом. В прежние времена на факультете работал собственный диссертационный совет, который стимулировал развитие экономики в области судостроения. Его восстановление ─ одна из основных задач в настоящий момент.
Кроме того, ИЭФ ─ это две учебные площадки, шесть кафедр и более 600 студентов. Совсем недавно мы переехали в новое здание на Псковской улице, по соседству с главным корпусом университета. На факультете ежегодно растет количество бюджетных мест, увеличивается число студентов, которые обучаются на коммерческой основе, повышается проходной балл ─ в этом году он вырос до 285.
О наших студентах можно говорить бесконечно. Они ─ невероятно талантливы: участвуют в научных проектах, стартапах, побеждают в олимпиадах международного и федерального уровня. Совсем недавно наша студентка выиграла V Международный конкурс "Инновационные стратегии развития", организатором которого стали Центр стратегических исследований и Кафедра экономической и финансовой стратегии Московской школы экономики МГУ имени М.В. Ломоносова, Северо-Западный институт управления РАНХиГС при Президенте РФ при участии Шанхайского университета, Национального исследовательского технологического университета "МИСиС" и Кемеровского государственного университета.
Елена Балашова ─ декан Инженерно-экономического факультета (ИЭФ) СПбГМТУ / Фото: Пресс-служба СПбГМТУ |
─ За это время ИЭФ сильно изменился. Мы внимательно присмотрелись к тому, что происходит на факультете ─ его сильным и слабым сторонам. В результате появились новые и улучшились уже имеющиеся направления подготовки. Мы переработали большинство курсов и скорректировали учебные планы в соответствии с реалиями современного рынка.
Если говорить конкретно, из новых специальностей в бакалавриате наиболее востребованы "Международный индустриальный менеджмент", "Мировая экономика и международные экономические отношения", а в магистратуре ─ "Морская логистика и таможенное дело".
─ Сегодня выпускник инженерно-экономического факультета тот, кто "читал Адама Смита и был глубокий эконом" или специалист, знающий тонкости судостроительного производства и работу оборонных предприятий?
─ Начиная с 1939 года, инженеров-экономистов обучали в ЛКИ специальности "Экономика и организация судостроительной промышленности". В 1981 г. это направление переименовали в "Экономику и управление на предприятиях машиностроения". Ситуация не менялась до начала перестройки, когда для судостроения и высшей школы наступили сложные времена. Тем не менее, даже в кризис отраслевые предметы присутствовали в учебных планах. В первую очередь, это экономика судостроения, технология судостроения, страхование в судостроении и др.
Факультет всегда поддерживал отношения с предприятиями, где работали его выпускники. Сегодня мы заинтересованы в том, чтобы в образовательном процессе принимали участие представители судостроительной отрасли. Мы практикуем дополнительные профессиональные программы, программы повышения квалификации и различные тренинги. Так что классическая политэкономия и теория Адама Смита не мешают нашим студентам приобретать требуемые в отрасли деловые умения и навыки.
─ В учебные планы университета включены обязательные программы, предписанные Минобром, и те, которые вуз разрабатывает самостоятельно. Такая система повышает качество учебных планов?
─ Корабелка уже несколько лет работает по собственным образовательным стандартам, которые включают федеральный компонент и требования профессиональных стандартов с перечнем общих дисциплин, обязательных для подготовки экономистов и менеджеров. Разумеется, такой подход позитивно сказывается на качестве обучения.
В новом корпусе инженерно-экономического факультета СПбГМТУ на Лоцманская ул., д. 10-14, лит. М / Фото: Пресс-служба СПбГМТУ |
─ С помощью университета. Хотя у нас действуют дополнительные программы подготовки и ведется обучение студентов на коммерческой основе, без помощи университета мы бы не смогли так быстро провести капитальный ремонт и реконструкцию в здании XIX века.
─ Вы сказали, что повысился проходной балл для поступления на факультет. А как вы контролируете качество подготовки своих выпускников?
─ Сегодня в образовательном процессе принимают участие представители отрасли. Вот они-то и могут оценить степень подготовки наших студентов. Например, в течение производственных практик и по итогам своей работы в составе экзаменационных комиссий.
─ Есть ли в отрасли дефицит экономистов и специалистов по производственному менеджменту?
─ Сегодня на рынке Санкт-Петербурга существует 2215 вакансий менеджера производства. При этом в основном все вакансии относятся к сфере торговли и только около 10% предложений ─ это промышленные предприятия. Однако в судостроении работает множество специалистов пожилого возраста, чей уход на пенсию создаст новые рабочие места. Не говоря уже о том, что всегда не хватает работников с уникальными профессиональными компетенциями. Специалист по производственному менеджменту занимается тем, что обеспечивает эффективное и рациональное использование трудовых и материальных ресурсов на конкретном производстве. Он отвечает за исполнение и реализацию всех бизнес-процессов, систематически сокращает расходы и издержки на выпуск товаров и любой продукции, следит за повышением качества, снижает стоимость продукта при высоком качестве.
─ Какие задачи решает проект "Фабрика процессов"?
─ "Фабрика процессов" ─ это большой проект, который сейчас реализуется на площадке Корабелки, его инициаторами были ОСК, Морской технический университет, ПКБ "Рубин" и Адмиралтейские верфи. По сути это большое бизнес-пространство, на котором проводятся тренинги в области использования инструментов и методов бережливого производства. Одна из основных проблем судостроения ─ избыточная трудоемкость и затратность производственных процессов. Методы бережливого производства помогают ее решить за счет повышения операционной и производственной эффективности.
Впервые бережливое производство появилось на автомобильном заводе компании "Тойота", поэтому в своей основе его инструменты заточены под особенности конвейерного производства. Простой перенос инструментов и методов бережливого производства в судостроительную отрасль не только не эффективен, но и чреват потерями. "Фабрика процессов" ─ уникальный проект, который обеспечивает адаптацию применяемых инструментов к отраслевым особенностям судостроительного производства без потери эффективности. У нас есть площадка ─ имитация судостроительного производства, маленький судостроительный завод со своим стапелем и сборочным цехом. К нам на тренинг приходят работники судостроительных предприятий. В прошлом году мы обучили около полутора тысячи человек.
─ Как у вашего факультета организована обратная связь с предприятиями?
─ Первое, что мы делаем после завершения тренинга, ─ для получения обратной связи просим участников заполнить соответствующие анкеты. И поскольку все слушатели ─ люди взрослые, если их что-то не устраивает, они об этом пишут. Это очень важный момент, который помогает нам развиваться. Кроме того, на каждом предприятии работает департамент производственной системы, задача которого ─ оценивать новые компетенции, полученные слушателями. Если производственников не удовлетворит результат, мы быстро об этом узнаем: нам просто не пришлют новых слушателей. Проект длится уже больше года, и подобных случаев пока не было. Значит, все идет нормально.
─ Какие предприятия уже оценили вашу работу? Есть ли среди них такие, которые не захотели повторно направить на ваши тренинги своих сотрудников?
─ Большинство предприятий, которые начинают с нами работать, продолжают сотрудничество. В числе наших постоянных клиентов ─ работники Адмиралтейских верфей, Балтийского завода и многих других производственных площадок. Реже к нам возвращаются представители предприятий, расположенных в удаленных от Петербурга регионах. Но это не связано с эффективностью нашей работы. Здесь речь идет об объективных трудностях, дорога и проживание увеличивают затраты на обучение.
─ Какими вам видятся перспективы инженерно-экономического образования?
─ Экономическое образование в России развивалось по-разному. Были и сложные периоды, но я смотрю в будущее с оптимизмом. В нынешних условиях востребованность инженерно-экономического образования будет только расти.