Прогулка по "Коммуне", старейшему кораблю российского флота.

0 4871 6 мин
"Коммуна" -  спасатель подводных лодок, построенный 100 лет назад, еще в царской России, пережил все катаклизмы ХХ века и до сих пор держится в строю. Находясь в Крыму мне удалось прогулялся с фотоаппаратом по заслуженному кораблю, который сейчас пришвартован в Стрелецкой бухте Севастополя. 
Спасательное судно "Коммуна" / Корабел.ру

"Коммуна" можно с уверенностью сказать - гордость Севастополя. В 2013 году его экипаж отпраздновал сто лет со дня спуска спасательного судна на воду. Сегодня "Коммуна" является старейшим судном в составе Военно-морского флота России и старейшим в мире, фактически, а не номинально, стоящим на вооружении.
 
Знак "Морское наследие России", который присваивается наиболее значимым морским объектам России. "Коммуна", изначально называвшаяся "Волхов", была построена в 1915 году в Петербурге. Свое нынешнее имя корабль получил в 1922 году. / Корабел.ру

Стоит отметить, что формально старейшим в мире кораблем, стоящим на вооружении, является американский трехмачтовый фрегат USS "Constitution", спущенный на воду в 1797 году. Но, в отличие от "Коммуны", он не принимает участия в выполнении каких-либо боевых задач и практически не выходит в море.
 
В кают-компании — пианино, выпущенное русской фортепианной фабрикой братьев Дидерихс в 1914 году. Рояль был отремонтирован и на нем можно играть. / Корабел.ру

Первым идею строительства судна - спасателя подводных лодок еще в 1909 году высказал командир субмарины Сибирской флотилии "Кефаль" Василий Меркушов. В докладной записке командованию флота он приводил в пример немецкое судно "Вулкан". Военное руководство идею Меркушова приняло, и уже к 1911 году был разработан проект спасательного судна, а в 1912 году началось его строительство. Постройкой судна по схеме катамарана занимался Путиловский завод в Санкт-Петербурге.
 
Спасательная шлюпка. А на заднем плане виднеются синие контейнеры с новейшими глубоководными аппаратами "Пантера", которыми оснащена "Коммуна". Кстати, свою первую операцию по подъему затонувшей подлодки корабль провел в 1917 году, подняв со дна лодку АГ-15. / Корабел.ру

В ноябре 1913 года спасатель был спущен на воду и получил наименование "Волхов". В июле 1915 года судно вошло в состав флота Российской империи.

Его водоизмещение составило 3,1 тысячи тонн при длине 96, ширине 18,6 и осадке 8,4 метра. Судно могло развивать скорость до 8,5 узла, а дальность его хода составляла около четырех тысяч миль. Собственного вооружения "Волхов" не получил. На борту судна установили системы подъема грузов массой до 80 тонн на левом корпусе катамарана и 30 тонн — на правом. В состав экипажа "Волхова" вошли 23 человека.
 
"Коммуна" представляет собой катамаран, состоящий из двух корпусов, скрепленных между собой 18-метровыми арочными фермами. Причем в каждом корпусе - свой двигатель. / Корабел.ру

По информации ленты.ру, в настоящее время на "Коммуне" служит 41 человек из 45 предусмотренных штатом. Экипаж в основном состоит из военных запаса, вышедших на пенсию. Есть и совсем молодые ребята, которые совсем недавно отпраздновали совершеннолетие. 
 
Носовая часть корабля. С этой рубки происходит наблюдение за процессом подъема аварийных судов. / Корабел.ру

Изначально на судно-спасатель установили два шестицилиндровых дизельных двигателя мощностью 600 лошадиных сил каждый, произведенных рижским заводом "Фельзер". Позднее их заменили силовыми установками с аналогичными характеристиками Коломенского завода. Технические характеристики судна остаются практически неизменными и по сей день. "Волхов", получивший нынешнее имя "Коммуна" в 1922 году, изначально был приписан к Балтийскому флоту Российской империи (позднее Балтийскому флоту СССР). В 1967 году судно перешло в распоряжение Черноморского флота.
 
Арочные фермы. Также видны грузоподъемные устройства: гаки, тросы, блоки. / Корабел.ру
 
Грузоподъемное устройство. Лебедка по левому борту. Всего за свою службу "Коммуна" оказала помощь более чем сотне кораблей и подводных лодок, в том числе иностранных. / Корабел.ру

Впервые "Волхов" по прямому назначению был использован летом 1917 года. Тогда в Аландских шхерах во время учебного погружения с открытым люком затонула подводная лодка АГ-15 типа "Американский Голланд". Спасательные работы проводились во время сильного шторма. Подъем подлодки состоялся 16 июня, после чего АГ-15 на протяжении месяца находилась в ремонте. 
 
Запасные гребные винты. Первый капитальный ремонт "Коммуна" прошла в 1954 году. Вместо старых дизелей на корабль поставили новые, голландского производства. / Корабел.ру

К слову, ремонт осуществлялся силами экипажа "Волхова". Уже в сентябре 1917 года судно-спасатель подняло еще одну затонувшую подлодку - "Единорог" типа "Барс". В общей сложности за все время службы судно подняло из-под воды 154 различных объекта, включая английскую подводную лодку L55. Этот корабль после подъема с глубины 62 метров ступенчатым методом в 1928 году был отремонтирован и вошел в состав ВМФ СССР.
 
Камбуз "Коммуны". / Корабел.ру
 
Арочные фермы, вид с носа на корму. Вдоль каждого корпуса - посередине, между уровнем воды и палубой, - находится рельса. По этим рельсам движется площадка с глубоководным аппаратом./ Корабел.ру

После начала Великой Отечественной войны "Коммуна" базировалась в Ленинграде, и с марта 1942 года экипаж судна работал на ладожской "Дороге жизни", использовавшейся для эвакуации жителей блокадного Ленинграда и доставки провизии в город. 
 
Якорная лебедка. Сзади — арочные фермы, которые не менялись с момента постройки корабля. / Корабел.ру

За время войны "Коммуна" подняла со дна четыре танка КВ, два трактора, 31 автомобиль, подводную лодку Щ-411, шхуны "Труд" и "Водолей-2", буксир "Аустра" и плавучую базу "Правда". Кроме того, на судне-спасателе во время войны прошли подготовку 159 водолазов. 
 
Вьюшки с канатами. / Корабел.ру
 
Люк, ведущий в кают-компанию. / Корабел.ру

После победы "Коммуна" смогла пройти капитальный ремонт только в 1954 году, во время которого дизельные двигатели Коломенского завода заменили на силовые установки голландского производства.
 
Спасательное судно "Коммуна" / Корабел.ру

В Великую Отечественную войну корабль служил в составе Балтфлота, обеспечивая ремонт подлодок, в том числе субмарин типа "Малютка".
 
Лебедки. Подъемная сила "Коммуны" составляет 1000 тонн. / Корабел.ру
 
Огромные барабаны с тросами позволяют погружать спускаемый аппарат на глубину до одного километра / Корабел.ру

В 1967 году "Коммуна" сменила базу с Кронштадта на Севастополь, выполнив переход с Балтики в Черное море вокруг Европы.
 
Ходовой мостик. / Корабел.ру
 
Площадка для лучшего обзора при управлении кораблем. / Корабел.ру

В 1973 году спасателя переоборудовали в судно — носитель глубоководных аппаратов. 
 
Вид на нос. / Корабел.ру

Сегодня судно в составе Черноморского флота России по-прежнему используется в качестве спасателя с выходами в море и регулярно проходит доковые ремонты, промежутки между которыми становятся короче по мере старения "Коммуны". Например, во время спуска на воду толщина корпуса в носовой части составляла 16 миллиметров. Во время замеров в 2005 году выяснилось, что корпус, выполненный из путиловской стали, истончился до 14,9 миллиметра.
 
Пеленгатор и гирокомпас. / Корабел.ру
 
Внутри ходовой рубки / Корабел.ру
 
Там же - штурвал и оборудование. / Корабел.ру

В 1967 году "Коммуна" была переведена в Севастополь. Там ее переоборудовали в носитель глубоководных аппаратов. С тех пор "Коммуна" находится в составе Черноморского флота.
 
Корабел.ру
 
Управление лебедкой. / Корабел.ру

Сегодня "Коммуна" обладает уже новым телеуправляемым подводным аппаратом Saab Seaeye Panther Plus шведского производства. Он позволяет проводить различные подводные работы, включая обследование объектов и резку металла, на глубине до тысячи метров, причем эта глубина ограничена лишь длиной троса.
 
Запасной штурвал. / Корабел.ру
 
Управление шпилями. Справа виден шпиль, на который наматывается канат. / Корабел.ру

Подводный аппарат оснащен четырьмя видеокамерами и парой манипуляторов, при помощи которых можно осуществлять захват объекта, устанавливать радиомаяки, перекусывать или резать различные металлические конструкции. Panther Plus имеет десять двигателей, обеспечивающих аппарату высокую маневренность.
 
Спасательная шлюпка с мотором. / Корабел.ру
 
Шлюпка, грузоподъемные устройства, глубоководные аппараты "Пантера". / Корабел.ру

На "Коммуне" служат и четырехлапые. / Корабел.ру
 
Правый борт "Коммуны". (А вот тут верить или не верить) "..Любопытно, что сталь, из которой строили этот корабль, 25 лет вымачивалась в белорусских болотах. Она оказалась настолько прочной, что время недавнего ремонта практически не было обнаружено износа корпуса корабля. Заменили только несколько листов на палубе..." / Корабел.ру
 
Баллер руля, перо руля, марки углублений. / Корабел.ру
 

33. Широкая — как русская душа — корма "Коммуны". / Корабел.ру



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
Круизный сезон в Ивановской области показал рекордные результаты
21:45 , 21 Ноября 2024 / судоходство