"Коммуна" - спасатель подводных лодок, построенный 100 лет назад, еще в царской России, пережил все катаклизмы ХХ века и до сих пор держится в строю. Находясь в Крыму мне удалось прогулялся с фотоаппаратом по заслуженному кораблю, который сейчас пришвартован в Стрелецкой бухте Севастополя.
Спасательное судно "Коммуна" / Корабел.ру
"Коммуна" можно с уверенностью сказать - гордость Севастополя. В 2013 году его экипаж отпраздновал сто лет со дня спуска спасательного судна на воду. Сегодня "Коммуна" является старейшим судном в составе Военно-морского флота России и старейшим в мире, фактически, а не номинально, стоящим на вооружении.
Знак "Морское наследие России", который присваивается наиболее значимым морским объектам России. "Коммуна", изначально называвшаяся "Волхов", была построена в 1915 году в Петербурге. Свое нынешнее имя корабль получил в 1922 году. / Корабел.ру
Стоит отметить, что формально старейшим в мире кораблем, стоящим на вооружении, является американский трехмачтовый фрегат USS "Constitution", спущенный на воду в 1797 году. Но, в отличие от "Коммуны", он не принимает участия в выполнении каких-либо боевых задач и практически не выходит в море.
В кают-компании — пианино, выпущенное русской фортепианной фабрикой братьев Дидерихс в 1914 году. Рояль был отремонтирован и на нем можно играть. / Корабел.ру
Первым идею строительства судна - спасателя подводных лодок еще в 1909 году высказал командир субмарины Сибирской флотилии "Кефаль" Василий Меркушов. В докладной записке командованию флота он приводил в пример немецкое судно "Вулкан". Военное руководство идею Меркушова приняло, и уже к 1911 году был разработан проект спасательного судна, а в 1912 году началось его строительство. Постройкой судна по схеме катамарана занимался Путиловский завод в Санкт-Петербурге.
Спасательная шлюпка. А на заднем плане виднеются синие контейнеры с новейшими глубоководными аппаратами "Пантера", которыми оснащена "Коммуна". Кстати, свою первую операцию по подъему затонувшей подлодки корабль провел в 1917 году, подняв со дна лодку АГ-15. / Корабел.ру
В ноябре 1913 года спасатель был спущен на воду и получил наименование "Волхов". В июле 1915 года судно вошло в состав флота Российской империи.
Его водоизмещение составило 3,1 тысячи тонн при длине 96, ширине 18,6 и осадке 8,4 метра. Судно могло развивать скорость до 8,5 узла, а дальность его хода составляла около четырех тысяч миль. Собственного вооружения "Волхов" не получил. На борту судна установили системы подъема грузов массой до 80 тонн на левом корпусе катамарана и 30 тонн — на правом. В состав экипажа "Волхова" вошли 23 человека.
"Коммуна" представляет собой катамаран, состоящий из двух корпусов, скрепленных между собой 18-метровыми арочными фермами. Причем в каждом корпусе - свой двигатель. / Корабел.ру
По информации ленты.ру, в настоящее время на "Коммуне" служит 41 человек из 45 предусмотренных штатом. Экипаж в основном состоит из военных запаса, вышедших на пенсию. Есть и совсем молодые ребята, которые совсем недавно отпраздновали совершеннолетие.
Носовая часть корабля. С этой рубки происходит наблюдение за процессом подъема аварийных судов. / Корабел.ру
Изначально на судно-спасатель установили два шестицилиндровых дизельных двигателя мощностью 600 лошадиных сил каждый, произведенных рижским заводом "Фельзер". Позднее их заменили силовыми установками с аналогичными характеристиками Коломенского завода. Технические характеристики судна остаются практически неизменными и по сей день. "Волхов", получивший нынешнее имя "Коммуна" в 1922 году, изначально был приписан к Балтийскому флоту Российской империи (позднее Балтийскому флоту СССР). В 1967 году судно перешло в распоряжение Черноморского флота.
Грузоподъемное устройство. Лебедка по левому борту. Всего за свою службу "Коммуна" оказала помощь более чем сотне кораблей и подводных лодок, в том числе иностранных. / Корабел.ру
Впервые "Волхов" по прямому назначению был использован летом 1917 года. Тогда в Аландских шхерах во время учебного погружения с открытым люком затонула подводная лодка АГ-15 типа "Американский Голланд". Спасательные работы проводились во время сильного шторма. Подъем подлодки состоялся 16 июня, после чего АГ-15 на протяжении месяца находилась в ремонте.
Запасные гребные винты. Первый капитальный ремонт "Коммуна" прошла в 1954 году. Вместо старых дизелей на корабль поставили новые, голландского производства. / Корабел.ру
К слову, ремонт осуществлялся силами экипажа "Волхова". Уже в сентябре 1917 года судно-спасатель подняло еще одну затонувшую подлодку - "Единорог" типа "Барс". В общей сложности за все время службы судно подняло из-под воды 154 различных объекта, включая английскую подводную лодку L55. Этот корабль после подъема с глубины 62 метров ступенчатым методом в 1928 году был отремонтирован и вошел в состав ВМФ СССР.
Камбуз "Коммуны". / Корабел.ру
Арочные фермы, вид с носа на корму. Вдоль каждого корпуса - посередине, между уровнем воды и палубой, - находится рельса. По этим рельсам движется площадка с глубоководным аппаратом./ Корабел.ру
После начала Великой Отечественной войны "Коммуна" базировалась в Ленинграде, и с марта 1942 года экипаж судна работал на ладожской "Дороге жизни", использовавшейся для эвакуации жителей блокадного Ленинграда и доставки провизии в город.
Якорная лебедка. Сзади — арочные фермы, которые не менялись с момента постройки корабля. / Корабел.ру
За время войны "Коммуна" подняла со дна четыре танка КВ, два трактора, 31 автомобиль, подводную лодку Щ-411, шхуны "Труд" и "Водолей-2", буксир "Аустра" и плавучую базу "Правда". Кроме того, на судне-спасателе во время войны прошли подготовку 159 водолазов.
Вьюшки с канатами. / Корабел.ру
Люк, ведущий в кают-компанию. / Корабел.ру
После победы "Коммуна" смогла пройти капитальный ремонт только в 1954 году, во время которого дизельные двигатели Коломенского завода заменили на силовые установки голландского производства.
Спасательное судно "Коммуна" / Корабел.ру
В Великую Отечественную войну корабль служил в составе Балтфлота, обеспечивая ремонт подлодок, в том числе субмарин типа "Малютка".
Лебедки. Подъемная сила "Коммуны" составляет 1000 тонн. / Корабел.ру
Огромные барабаны с тросами позволяют погружать спускаемый аппарат на глубину до одного километра / Корабел.ру
В 1967 году "Коммуна" сменила базу с Кронштадта на Севастополь, выполнив переход с Балтики в Черное море вокруг Европы.
Ходовой мостик. / Корабел.ру
Площадка для лучшего обзора при управлении кораблем. / Корабел.ру
В 1973 году спасателя переоборудовали в судно — носитель глубоководных аппаратов.
Вид на нос. / Корабел.ру
Сегодня судно в составе Черноморского флота России по-прежнему используется в качестве спасателя с выходами в море и регулярно проходит доковые ремонты, промежутки между которыми становятся короче по мере старения "Коммуны". Например, во время спуска на воду толщина корпуса в носовой части составляла 16 миллиметров. Во время замеров в 2005 году выяснилось, что корпус, выполненный из путиловской стали, истончился до 14,9 миллиметра.
Пеленгатор и гирокомпас. / Корабел.ру
Внутри ходовой рубки / Корабел.ру
Там же - штурвал и оборудование. / Корабел.ру
В 1967 году "Коммуна" была переведена в Севастополь. Там ее переоборудовали в носитель глубоководных аппаратов. С тех пор "Коммуна" находится в составе Черноморского флота.
Корабел.ру
Управление лебедкой. / Корабел.ру
Сегодня "Коммуна" обладает уже новым телеуправляемым подводным аппаратом Saab Seaeye Panther Plus шведского производства. Он позволяет проводить различные подводные работы, включая обследование объектов и резку металла, на глубине до тысячи метров, причем эта глубина ограничена лишь длиной троса.
Запасной штурвал. / Корабел.ру
Управление шпилями. Справа виден шпиль, на который наматывается канат. / Корабел.ру
Подводный аппарат оснащен четырьмя видеокамерами и парой манипуляторов, при помощи которых можно осуществлять захват объекта, устанавливать радиомаяки, перекусывать или резать различные металлические конструкции. Panther Plus имеет десять двигателей, обеспечивающих аппарату высокую маневренность.
Правый борт "Коммуны". (А вот тут верить или не верить) "..Любопытно, что сталь, из которой строили этот корабль, 25 лет вымачивалась в белорусских болотах. Она оказалась настолько прочной, что время недавнего ремонта практически не было обнаружено износа корпуса корабля. Заменили только несколько листов на палубе..." / Корабел.ру
Баллер руля, перо руля, марки углублений. / Корабел.ру
33. Широкая — как русская душа — корма "Коммуны". / Корабел.ру
Каждый день только самые важные и интересные новости
Сетевое издание «КОРАБЕЛ.РУ» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Рег. номер: ЭЛ № ФС 77-76728 Учредитель: ООО «РА Корабел.ру» Знак инф. продукции: 16+