Еще года три назад Мурманский морской не на шутку лихорадило. Вытаскивать из провала некогда славное предприятие Росрыболовство отправило одного из своих управленцев - Владимира Соколова, который прежде, до назначения в столицу, много лет отработал в Мурманском траловом флоте.
Прошло два с половиной года. Сегодня ММРП работает стабильно и успешно. В нынешнем сентябре портовики перевалили 24 тысячи тонн рыбопродукции, что на 4 тысячи тонн больше, чем за аналогичный период 2008-го. Ожидается, что год завершат с показателями, на 70-75 тысяч тонн перекрывающими уровень предыдущего. Причем сделать рывок удалось только за счет внутренних экономических резервов.
Впрочем, сегодняшний разговор не о том, как крупнейшему предприятию областного центра удалось выйти из собственного глубочайшего кризиса. Мы беседуем с генеральным директором ММРП Владимиром Соколовым о том, с какими мыслями и надеждами портовики идут к Международному экономическому форуму.
- В ближайшие дни внимание властей и бизнеса будет приковано к Мурманску. Как вы считаете, чем объясняется необходимость проведения у нас представительной международной встречи?
- Масштабом открывающихся здесь перспектив. Значительностью тем, которые намечено обсудить. К Мурманску напрямую привязаны три глобальных вопроса, которые важны как для нашей страны, так и для международной экономической политики. Это и освоение Штокмана, которое давно назрело. И создание транспортного узла. И наконец, свободная экономическая зона порта Мурманск. Конечно, обсуждать все это наиболее эффективно, так сказать, на месте действия. Здесь соберутся российские и зарубежные бизнесмены и политики. Представители известных корпораций наверняка приедут с реальными предложениями и будут защищать их на форуме. А значит, будут четко обозначены сроки внедрения проектов, действия и так далее.
- А что конкретно форум может дать вашему предприятию?
- Мы рассматриваем это событие как возможность для активного поиска инвесторов. Специалисты порта представят четыре инвестиционных проекта. Два из них связаны со строительством промышленного холодильника на 20 тысяч тонн единовременного хранения рыбопродукции и обновлением существующего холодильного комплекса. Еще один нацелен на модернизацию АТС порта. И последний касается замены оборудования котельной, которая отапливает не только территорию предприятия, но и жилой фонд.
- Какие основные вопросы надеетесь обсудить как с российскими, так и с зарубежными коллегами?
- Жаль, что на столь представительный форум прибудут в основном представители не рыбных, а торговых портов. Проблемы, специфика торгового судоходства и логистики в корне отличаются от забот рыбопромышленников. Однако темы для обсуждений найдутся. И одна из самых больных именно для рыбных портов - это реализация рыбопродукции не только в нашей стране, но и за рубежом. Если вы помните, действовала у нас организация «Севрыбсбыт». В масштабах страны - «Главрыбсбыт». Они стабильно работали, но в период реформ развалились. Взамен были созданы частные корпорации, которые заняли эту нишу и рулят нынче маркетингом. Государство на реализацию рыбопродукции больше не влияет. И это, считаю, большой минус.
Вторая проблема, которую мы упустили, это ремонт судов. Государство в последнее время повернулось в эту сторону и немало поработало над законодательной базой, выпустив необходимые постановления и регламентирующие документы, однако и сегодня более 70 процентов мурманских судов ремонтируются за рубежом. И дело не в качестве - наши судоремонтники, поверьте, работают не хуже иностранных. Вести суда на ремонт в ту же Норвегию флотоводцев заставляет боязнь осложнений со стороны фискальных органов. Судовладельцы говорят открыто: да, постановление, регламентирующее судоремонт, в России имеется. Но к нему примечаний - туча. Какие документы и где надо заверять да подписывать, какие требования исполнять - диктуют больше полусотни пунктов. Не одни башмаки стопчешь, пока по всем кабинетам за бумажками пройдешь и каждую запчасть из гигантского списка оформишь… Вот на днях снова два мурманских рыбацких судна идут ремонтироваться не к нам, а в Киркенес. Потому что там законодательная база создавалась веками. И экономический подход совершенно другой.
- О чем бы вы еще спросили, если бы получили слово на форуме?
- Вопрос «на засыпку»: как быть с брошенными судами? Для нашего порта это настоящий бич. Да и для многих других тоже. Обычная нынче ситуация: фирма разорилась, хозяин в бегах, а его судно стоит у нашего причала, занимает место. Наши работники вынуждены за ним приглядывать, порт гоняет буксиры, тратит средства. К тому же эти «потеряшки» представляют реальную угрозу для экологии Кольского залива. Мы кому угодно готовы отдать их на металлолом, однако по закону не имеем права ни отправить их на переплавку, ни просто убрать из акватории порта.
- Представьте, что Вы на трибуне форума. О чем еще скажете?
- Обязательно поднял бы вопрос о нехватке холодильных мощностей на территории Мурманской области для хранения рыбопродукции. Кстати, в своих инвестиционных проектах, как я уже упоминал, мы предлагаем конкретное решение этой важной проблемы. Самостоятельно порт не может построить новый холодильный комплекс, но с помощью инвесторов мы надеемся воплотить эту идею в жизнь. Кстати, мы уверены - инвесторы появятся. Ведь хранение рыбопродукции - достаточно выгодный бизнес, например, холодильник порта приносит сейчас стабильную прибыль.
Впрочем, сегодняшний разговор не о том, как крупнейшему предприятию областного центра удалось выйти из собственного глубочайшего кризиса. Мы беседуем с генеральным директором ММРП Владимиром Соколовым о том, с какими мыслями и надеждами портовики идут к Международному экономическому форуму.
- В ближайшие дни внимание властей и бизнеса будет приковано к Мурманску. Как вы считаете, чем объясняется необходимость проведения у нас представительной международной встречи?
- Масштабом открывающихся здесь перспектив. Значительностью тем, которые намечено обсудить. К Мурманску напрямую привязаны три глобальных вопроса, которые важны как для нашей страны, так и для международной экономической политики. Это и освоение Штокмана, которое давно назрело. И создание транспортного узла. И наконец, свободная экономическая зона порта Мурманск. Конечно, обсуждать все это наиболее эффективно, так сказать, на месте действия. Здесь соберутся российские и зарубежные бизнесмены и политики. Представители известных корпораций наверняка приедут с реальными предложениями и будут защищать их на форуме. А значит, будут четко обозначены сроки внедрения проектов, действия и так далее.
- А что конкретно форум может дать вашему предприятию?
- Мы рассматриваем это событие как возможность для активного поиска инвесторов. Специалисты порта представят четыре инвестиционных проекта. Два из них связаны со строительством промышленного холодильника на 20 тысяч тонн единовременного хранения рыбопродукции и обновлением существующего холодильного комплекса. Еще один нацелен на модернизацию АТС порта. И последний касается замены оборудования котельной, которая отапливает не только территорию предприятия, но и жилой фонд.
- Какие основные вопросы надеетесь обсудить как с российскими, так и с зарубежными коллегами?
- Жаль, что на столь представительный форум прибудут в основном представители не рыбных, а торговых портов. Проблемы, специфика торгового судоходства и логистики в корне отличаются от забот рыбопромышленников. Однако темы для обсуждений найдутся. И одна из самых больных именно для рыбных портов - это реализация рыбопродукции не только в нашей стране, но и за рубежом. Если вы помните, действовала у нас организация «Севрыбсбыт». В масштабах страны - «Главрыбсбыт». Они стабильно работали, но в период реформ развалились. Взамен были созданы частные корпорации, которые заняли эту нишу и рулят нынче маркетингом. Государство на реализацию рыбопродукции больше не влияет. И это, считаю, большой минус.
Вторая проблема, которую мы упустили, это ремонт судов. Государство в последнее время повернулось в эту сторону и немало поработало над законодательной базой, выпустив необходимые постановления и регламентирующие документы, однако и сегодня более 70 процентов мурманских судов ремонтируются за рубежом. И дело не в качестве - наши судоремонтники, поверьте, работают не хуже иностранных. Вести суда на ремонт в ту же Норвегию флотоводцев заставляет боязнь осложнений со стороны фискальных органов. Судовладельцы говорят открыто: да, постановление, регламентирующее судоремонт, в России имеется. Но к нему примечаний - туча. Какие документы и где надо заверять да подписывать, какие требования исполнять - диктуют больше полусотни пунктов. Не одни башмаки стопчешь, пока по всем кабинетам за бумажками пройдешь и каждую запчасть из гигантского списка оформишь… Вот на днях снова два мурманских рыбацких судна идут ремонтироваться не к нам, а в Киркенес. Потому что там законодательная база создавалась веками. И экономический подход совершенно другой.
- О чем бы вы еще спросили, если бы получили слово на форуме?
- Вопрос «на засыпку»: как быть с брошенными судами? Для нашего порта это настоящий бич. Да и для многих других тоже. Обычная нынче ситуация: фирма разорилась, хозяин в бегах, а его судно стоит у нашего причала, занимает место. Наши работники вынуждены за ним приглядывать, порт гоняет буксиры, тратит средства. К тому же эти «потеряшки» представляют реальную угрозу для экологии Кольского залива. Мы кому угодно готовы отдать их на металлолом, однако по закону не имеем права ни отправить их на переплавку, ни просто убрать из акватории порта.
- Представьте, что Вы на трибуне форума. О чем еще скажете?
- Обязательно поднял бы вопрос о нехватке холодильных мощностей на территории Мурманской области для хранения рыбопродукции. Кстати, в своих инвестиционных проектах, как я уже упоминал, мы предлагаем конкретное решение этой важной проблемы. Самостоятельно порт не может построить новый холодильный комплекс, но с помощью инвесторов мы надеемся воплотить эту идею в жизнь. Кстати, мы уверены - инвесторы появятся. Ведь хранение рыбопродукции - достаточно выгодный бизнес, например, холодильник порта приносит сейчас стабильную прибыль.
Нина Антонян
"Мурманский вестник"
"Мурманский вестник"