По поводу производства судового оборудования и компонентов, могу изложить некоторые свои суждения:
1. Новых производителей судового оборудования не так много, потому как судостроение в России не стало стабильным и прогнозируемым бизнесом. Создание новых производственных предприятий требует значительных капитальных вложений, а при отсутствии прогнозируемого спроса, мало кто рискует вкладываться.
2. За последние 15 - 20 лет возникли ряд новых производителей судового оборудования, такие как «ТРАНЗАС», «НАВИС», «ВАЛКОМ», поставляющие оборудование и системы навигации и автоматизации собственной разработки, как на российском рынке, так и на зарубежном, изготавливая их из комплектующих собственного производства и покупных комплектующих от зарубежных поставщиков.
3. Также есть ряд компаний, таких как «РАПС», «Россудпром», "Арис" и "ГЕСЕР", которые практически закрывают потребность в судовой мебели, зашивках, дверях, санитарных кабинах и других комплектующих для достройки судов на рынке российского судостроения, выдерживая конкуренцию с европейскими и корейскими производителями.
4. Сейчас создана достаточно благоприятная ситуация для создания небольших производств по различным направлениям. Поскольку ОСК владеет большим количеством судостроительных заводов и влияет на другие предприятия, не входящие в корпорацию, то они должны владеть всей информацией о спросе на судовое оборудование на ближайшее время и на дальнейшую перспективу.
Полагаю, что ОСК целесообразно создавать предприятия по производству оборудования или поддержать те из существующих, которые ранее производили такую продукцию для судостроения, или производят сейчас аналогичное оборудование для других отраслей. В первую очередь это касается арматуры, насосов, электродвигателей, редукторов, палубных и тяговых лебедок и прочего.
Для успешного продвижения такого проекта необходимо привлечь разные КБ, которые определили бы номенклатуру оборудования и, возможно, участвовали бы в разработке новых моделей, так как они знают характеристики современного оборудования, поставляемого западными поставщиками в настоящее время.
5. Определенные сдвиги в этом направлении уже делаются. Планируется совместное с компанией «Вяртсиля» производство дизельных двигателей в Пензе. По пропульсивным комплексам (ВРШ и ВРК) начались разработки НПО «Винт» и ОАО «Звездочка» совместно с немецкими партнерами, «РЭП холдинг» ведет разработки по системам электродвижения. Есть и другие развивающиеся направления.
6. Сейчас законтрактовано около 40 судов "река-море" на различных верфях России. Самое время провести анализ поставляемого оборудования, рассмотреть возможность производства оборудования, поставляемого по импорту на российских предприятиях для следующих судов этих серий и для новых проектов. По разным источникам, планируется к строительству еще как минимум 50 аналогичных судов (сухогрузов и танкеров).
7. По планам Росрыболовства потребность в новых добывающих судах до 2020 года составляет:
- крупных и больших – 162;
- средних – 203;
- малых и маломерных – 383;
- всего – 748 судов.
При условии, что этот флот может быть построен на российских верфях, целесообразно изучить номенклатуру оборудования для этих судов, и думаю, что эти объемы могут быть интересны не только производителям, входящим в состав ОСК, но и другим предприимчивым и активным инвесторам.
8. Одной из наиболее известных причин, по которой нечасто используется оборудование российских производителей, является отсутствие информации или недостаточность её для всесторонней оценки целесообразности применения данного оборудования как для проектантов судов, так и для заказчиков. Когда каталоги оборудования, технические описания и цены доступны лишь после многих запросов, с такими поставщиками предпочитают не связываться.
9. В конце восьмидесятых годов многие предприниматели в Польше и Хорватии, на малых предприятиях, стали производить различное судовое оборудование по лицензиям европейских производителей. В этих странах производят и простые, и достаточно сложные компоненты и оборудование для судов. Сейчас поставщики из этих стран являются наиболее конкурентоспособными на нашем рынке и на рынке европейских стран. Это очень хорошие примеры для изучения и принятия в наших условиях.
10. Развитие судостроительного машиностроения важно не только для удовлетворения спроса на оборудование и компоненты отечественного производства, но и для дальнейшего развития самого судостроения. Учитывая, что в ближайшее время будут построены ледоколы, специальные арктические суда снабжения, платформы и другие плавсредства для эксплуатации в Арктике, необходимо и целесообразно сосредоточиться на оборудовании арктического исполнения. Опыт производства такого оборудования у России есть, однако сейчас на рынке, предложения по многим позициям такого оборудования можно получить только из таких стран как Финляндия и Норвегия, и цены на такое оборудование высоки. Производство такого оборудования у нас должно быть рентабельным.
11. Важно, чтобы все декларированные программы развития транспортного и промыслового флота, а также развитие таких проектов, как Штокмановское месторождение и другие, стали реальностью, и чтобы большинство планируемых к строительству судов строились в России, или при обязательном, прописанном в документах, участии российских поставщиков оборудования при строительстве судов за рубежом.
С уважением,
Генеральный директор - главный конструктор ООО «Петробалт» Тарица Г.В.