Экспертный совет при Коллегии Федерального агентства морского и речного транспорта 28 июня одобрил основные параметры проекта строительства Багаевского низконапорного гидроузла. Докладчик проектанта АО "Акватик" представил результаты инженерно-гидрометеорологических, рыбохозяйственных, археологических и прочих изысканий, физического моделирования и экономических расчетов в обоснование существенного снижения предельной отметки НПУ (нормального подпорного уровня) создаваемого водохранилища в верхнем бьефе Багаевского гидроузла с 2,8 до 2,0 метров. После скрупулезного обсуждения членами Экспертного совета предложения проектанта были признаны обоснованными и корректными.
Как пояснил председательствовавший на заседании заместитель министра транспорта РФ – руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Виктор Олерский, "одобренные сегодня Экспертным советом проектные решения при строительстве Багаевского гидроузла позволяют свести к абсолютному минимуму экологические и социальные издержки от реализации этого важнейшего проекта при гарантированном выполнении генеральной задачи - обеспечении 4-метровых глубин на всем протяжении судового хода на Нижнем Дону.
В результате можно сказать, что проект с отметкой НПУ 2,0, утвержденный экспертами, представляющими эксплуатирующие структуры Росморречфлота, академические институты различного профиля, научно-технические, инженерные центры и компании, а также судоходное сообщество, обрел более позитивные характеристики для населения района, где появится компактное регулируемое водохранилище.
На первый взгляд снижение НПУ относительно небольшое, отметил В.Олерский, но оно позволяет почти вдвое от предыдущих планов сократить площадь затопления и втрое - подтопления в зоне создаваемого водохранилища, значительно улучшить его гидрологическую структуру, полностью отказаться от необходимости отселения жителей хутора Арпачин. Кроме того, на треть будет сокращена длина планируемого к постройке рыбоходно-нерестового канала, заметно возрастет интенсивность внутреннего водообмена и качество воды в водоеме, снизится угроза распространения сине-зеленых водорослей, в несколько раз сократится площадь примыкающих территорий с повышенным на 1 метр и более уровнем грунтовых вод и, соответственно, риском заболачивания".
Реализация проекта строительства Багаевского гидроузла - крупнейшее событие для всего водного комплекса страны, которое позволит решить проблему заполнения и оздоровления Цимлянского водохранилища, обеспеченности водой жителей городов, промышленности и аграрного сектора Ростовской области и поддержания гарантированных глубин судового хода на 80-км участке Единой глубоководной системы на Нижнем Дону.
Создание "Багаевки" поможет преодолеть гидрологические дисбалансы, возникшие в нижнем, плотно заселенном и застроенном течении Дона из-за незавершенного в советский период цикла строительства сооружений, системно увязанных с уже построенным каскадом гидротехнических объектов выше по течению.
О необходимости преодоления инфраструктурных ограничений для развития водного транспорта страны говорил президент России Владимир Путин на заседании президиума Госсовета по вопросу развития внутренних водных путей в августе 2016 года. Он отметил, что из-за узких, точнее, мелких мест на ЕГС, где глубина значительно ниже минимально необходимой для прохождения судов, фактически возникло разделение Волги и Нижнего Дона на отдельные участки с плохой коммуникацией.
"Это стало причиной фактически полного прекращения сквозного судоходства для грузовых и пассажирских судов на этих реках. Потеряны популярные — и прежде всего для въездного туризма — сквозные маршруты из Петербурга и Москвы в направлении южных регионов России. И проектам в этой сфере следует уделить приоритетную поддержку", — подчеркнул глава государства, отметив, что все стадии проектирования и экспертизы должны идти в тесном контакте с природоохранными ведомствами и ведущими экологическими организациями.
Досье:
Строительство Багаевского гидроузла предусмотрено ФЦП "Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)" (входит в госпрограмму "Развитие транспортной системы"). Реализация этого проекта также включена в схему территориального планирования РФ в области федерального транспорта (железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного), автомобильных дорог федерального значения, утвержденную распоряжением правительства от 19 марта 2013 года. Максимальная стоимость строительства гидроузла, включая обустройство его водохранилища – 22 млрд рублей.
В результате можно сказать, что проект с отметкой НПУ 2,0, утвержденный экспертами, представляющими эксплуатирующие структуры Росморречфлота, академические институты различного профиля, научно-технические, инженерные центры и компании, а также судоходное сообщество, обрел более позитивные характеристики для населения района, где появится компактное регулируемое водохранилище.
На первый взгляд снижение НПУ относительно небольшое, отметил В.Олерский, но оно позволяет почти вдвое от предыдущих планов сократить площадь затопления и втрое - подтопления в зоне создаваемого водохранилища, значительно улучшить его гидрологическую структуру, полностью отказаться от необходимости отселения жителей хутора Арпачин. Кроме того, на треть будет сокращена длина планируемого к постройке рыбоходно-нерестового канала, заметно возрастет интенсивность внутреннего водообмена и качество воды в водоеме, снизится угроза распространения сине-зеленых водорослей, в несколько раз сократится площадь примыкающих территорий с повышенным на 1 метр и более уровнем грунтовых вод и, соответственно, риском заболачивания".
Реализация проекта строительства Багаевского гидроузла - крупнейшее событие для всего водного комплекса страны, которое позволит решить проблему заполнения и оздоровления Цимлянского водохранилища, обеспеченности водой жителей городов, промышленности и аграрного сектора Ростовской области и поддержания гарантированных глубин судового хода на 80-км участке Единой глубоководной системы на Нижнем Дону.
Создание "Багаевки" поможет преодолеть гидрологические дисбалансы, возникшие в нижнем, плотно заселенном и застроенном течении Дона из-за незавершенного в советский период цикла строительства сооружений, системно увязанных с уже построенным каскадом гидротехнических объектов выше по течению.
О необходимости преодоления инфраструктурных ограничений для развития водного транспорта страны говорил президент России Владимир Путин на заседании президиума Госсовета по вопросу развития внутренних водных путей в августе 2016 года. Он отметил, что из-за узких, точнее, мелких мест на ЕГС, где глубина значительно ниже минимально необходимой для прохождения судов, фактически возникло разделение Волги и Нижнего Дона на отдельные участки с плохой коммуникацией.
"Это стало причиной фактически полного прекращения сквозного судоходства для грузовых и пассажирских судов на этих реках. Потеряны популярные — и прежде всего для въездного туризма — сквозные маршруты из Петербурга и Москвы в направлении южных регионов России. И проектам в этой сфере следует уделить приоритетную поддержку", — подчеркнул глава государства, отметив, что все стадии проектирования и экспертизы должны идти в тесном контакте с природоохранными ведомствами и ведущими экологическими организациями.
Досье:
Строительство Багаевского гидроузла предусмотрено ФЦП "Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)" (входит в госпрограмму "Развитие транспортной системы"). Реализация этого проекта также включена в схему территориального планирования РФ в области федерального транспорта (железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного), автомобильных дорог федерального значения, утвержденную распоряжением правительства от 19 марта 2013 года. Максимальная стоимость строительства гидроузла, включая обустройство его водохранилища – 22 млрд рублей.