Полагаем, что этот материал выведет дискуссию на другой, более конструктивный уровень.
Тема, затронутая в Вашей статье - очень интересная и важная. Мир и судоходство очень сильно изменились за последние 20 лет.
На мой взгляд - конечно, я могу судить только по украинским морякам, так как мы не используем русские экипажи - имеет место серьезная проблема в образовании. Полагаю в России много схожего.
Все наши, сегодня работающие, капитаны и большинство стармехов получили образование в советское время. Все старослужащие достойные и образованные специалисты. Возраст от 45 до 70 лет. В нашей компании нет политики увольнять по возрасту людей, которые великолепно адаптировались к новым условиям и достаточно здоровы, чтобы занимать такую ответственную должность.
Я обратил внимание, что большинство хороших капитанов и стармехов работают в компании много лет. Из вновь нанятых 90% выгоняют после первого рейса! Суда - в основном корейской постройки 2002 и 2012 годов, средней тяжести отягощения современными новшествами.
В ближайшие годы, думаю, мы начнем назначать капитанов и стармехов 33-35 лет, получивших образование после развала CCCP. Момент будет интересный, но я думаю, они справятся. Вы прекрасно знаете, как важны личные качества.
По улучшению образования я могу сказать следующее:
1. Несомненно, нужна достойная зарплата преподавателей, которая должна исключать любую мысль о взятках, особенно в заочном обучении. Очень много людей с проплаченными дипломами на должностях младших офицеров, с низкими знаниями и нежеланием или неумением работать. Это также проблема круинговых компаний для которых более важно получить деньги нежели обеспечить судно специалистом. Но это создаст ощущение безнаказанности и безответственности у некоторых людей с соответствующем отношением к работе.
2. Облегчение общеобразовательной программы. Привитие больших навыков практической работы особенно перед окончанием. Вы удивитесь, но многие третьи и вторые механики не могут сделать элементарный анализ котельной и охлаждающей воды. У большинства штурманов - никакого понятия о правильном техническом обслуживании палубы и ее механизмов, не говоря уже о требованиях МАКО и ИМО к корпусу. И что такое МАКО вообще. У многих капитанов мало знаний по коммерческой работе и никакого интереса к контролю за обслуживанием судна.
3. Усиленное изучение английского языка, для любой специальности. Я считаю, что каждый моряк обязан свободно владеть иностранным языком, вне зависимости от того, в какой компании - русской или иностранной - он работает. Знание языка однозначно повышает статус и квалификацию, к тому же все судовые инструкции и международные документы сейчас существуют на английском. А в его знании наши люди уступают индийцам и филиппинцам значительно. Очень многим иностранным суперинтендантам, властям, сюрвейрам и ремонтникам говорить, что с нашими, что с китайцами - одинаково утомительно.
4. Я обратил внимание, что многие офицеры не знают технических названий судовых конструкций и набора. Ни по-русски, ни по-английски. Насколько я помню, даже в мое время во ЛВИМУ нас особо этому не учили. Хотя на кафедре ДВС старая профессура, как Акимов и Шмелев, потратили много усилий, чтобы научить нас правильно говорить на техническом языке.
Многие не знают примитивного делопроизводства, как организовать файлы и документацию.
5. Мне кажется, что разделение обучения на две стадии вызывает ситуацию, когда специалист, получив диплом, позволяющий занимать должность 4-3 механика, 3-2 штурмана - не хочет или не может учиться дальше и блокирует продвижение другим, особенно в небольших компаниях.
6. Должно ли быть обязательным высшее образование для старшего комсостава? Не могу ответить однозначно. Сам видел бангладешского стармеха лет 35-ти на японском балкере, у которого все было организовано лучше, чем у многих моих стармехов, отучившихся в ОВИМУ. На вопрос "где учился" - взят в компанию кадетом, сдавал экзамены на диплом в Англии.
Университетское образование повышает интеллектуальный уровень - несомненно. Скажу точно: никогда не видел хорошего старпома старше 45-50 лет, даже с высшем образованием. Понимаю только, что экзамены на повышение уровня рабочего диплома должны быть очень серьезные.
7. Молодые специалисты не понимают замечаний, мол, будешь так продолжать - заменим на азиатов. Как же так? Мы же лучше!
Мнение ошибочное! Профессионализм и знание определяется не цветом кожи и национальностью, а личными качествами и желанием освоить профессию. Результат уже налицо - 2 судна с приемки ушли с филиппинскими командами.
8. Будут ли платить судовладельцы Вузам за подготовку специалистов?
Думаю это могут позволить себе только крупные компании. В средних и мелких этим некому заниматься, даже если будут деньги. Вкладываться в будущего моряка, который уйдет работать туда, где больше платят - удовольствие сомнительное. Некоторые компании уже проходили это на Филиппинах.
Ресурсы моряков в Азии огромные, и многие государства таким образом решают проблему занятости населения и безработицы. Мне кажется, что многие филиппинцы, особенно капитаны и комсостав, живут дома лучше чем многие наши, судя по фотографиям домов. Ведь их зарплата не меньше, чем у украинцев.
Каждый моряк должен понимать - чем выше его уровень образования и знания, тем ему легче найти работу.
9. Раньше, как мне казалось, многие моряки гордились своей профессией. Сейчас престижность падает.
Морское образование должно прививать гордость и любовь к своей профессии. Может быть это звучит не серьезно, но делать то, что ты не любишь, особенно в море, это плохо. Работа тяжелая, и должно быть удовлетворение, и не только материальное.
Наблюдение: Раньше моряков было видно по одежде. Сейчас нет, и не потому, что в стране стали лучше одеваться. На приемку последнего судна в Корею ко мне приехал филиппинский экипаж. И по внешнему виду было видно что приехали МОРЯКИ. Я обсуждал с нашими украинцами, и они согласились с этими моими размышлениями.
10. Много проблем связано с нашими обычными вопросами: "Зачем это делать и почему Я?".
Много моих знакомых моряков, кто работал в смешанных экипажах, больше работать в русскоязычных экипажах не хочет. У филипиннцев есть лишь один ответ: "Yes Sir!" - и исполнять. А мне часто приходится слушать, даже от капитанов, почему работу нельзя сделать, а потом убеждать и объяснять их, как это нужно сделать. Пока удается, благодаря опыту полученному в пароходстве. Но это к данной теме не относится. Хотя?
11. Как учат в других странах, точно не знаю. Есть ощущение, что образование типа среднего, с упором на практику.
Один раз был в морском колледже в Саутгемптоне, лет 15 назад. Поразило огромное количество современных компьютерных тренажеров, имитирующих мостик (10шт+), машинное отделение, газовоз и тд. Много иностранцев приезжают сдавать экзамены на повышение разряда.
Спрашивал у филиппинских капитанов, говорят, два типа колледжей:
- Первый тип: учат 1 год, выходишь рядовым и всю жизнь работаешь рядовым.
- Второй тип: учат 3 года, выходишь рядовым и работаешь рядовым, пока не проявишь себя достойным повышения. Экзамены с должность на должность на Филиппинах стоят дорого, но за взятку не купить. Вроде как не сдал деньги - пропали.
Письмо моё не слишком единообразно. Но надеюсь, что информация Вам пригодится. Уверен, что трудности вопроса о морском образовании известны вам во всех тонкостях со времен БМП, так как много старых проблем повторяются и усугубляются в современных условиях.
С уважением Олег Колобов.
Комментарий профессора А.М.Никитина после незначительного редактирования со стороны соавтора по "Статье о ВПО" Проф. Блинова Э.К..
Дискуссии по содержанию статьи, а именно, обсуждения, к чему могут привести новации Стратегии 2020, пока не получилось. Мы пишем о проблемах высшего морского образования, а нам в ответ – а зачем оно нужно моряку (даже капитану)? Т.е. проблема решается просто: нет высшего образования – нет проблемы.
Хотя понять авторов большинства комментариев можно – безденежье, а тут еще в перспективе оно же, т.к. на обучение уже нет ни сил, ни желания, да и, наверное, способности.
Но делать-то все равно что-то надо. Не может продолжаться движение в противоположных направлениях: техника совершенствуется, а человек наоборот – обратно на «елку». Такое впечатление, что многие просто не читали ни "Положение о дипломировании", ни саму нашу статью. Ведь в них нами сказано, что необходимость высшего образования касается только вновь получаемых дипломов уровня управления, а у кого он уже есть, тот остается с дипломом и работает до ухода на пенсию.
Например, по нашему мнению, не будет такого, что Старшему механику при обмене через пять лет выдадут диплом вахтенного механика. Бред какой-то.
Анонсированная руководством Минтранса необходимость наличия высшего образования для получения диплома уровня управления, по нашему мнению, продиктована рядом объективных обстоятельств. И Минтранс, осуществляя со своего уровня УПРАВЛЕНИЕ подготовкой и дипломированием специалистов в отрасли (Конвенционная обязанность морской администрации РФ), должным образом среагировал на эти обстоятельства. А обстоятельства, на наш взгляд, таковы:
Морское техническое образование - ВПО и СПО - потеряло и продолжает терять свой престиж. Почему и каковы причины этого, это потребует от всех нас отдельного обсуждения.
На рынке труда Конкурс на плавательские специальности практически отсутствует, что приводит к тому, что на бюджетные места попадают люди, которые не понимают, что учиться в ВУЗе это такой же труд, как и работа на производстве. Как результат недопонимания этого – низкий реальный КПД высшей школы.
Рассмотрим, а что представляет собой выпускник средне-технического уровня – сейчас он просто несравним с уровнем подготовки в советское время. Более того, в советское время, выпускники средних мореходок оказывались в практической части даже лучше подготовленными, чем выпускники высших училищ. Но этого сейчас нет даже в теоретическом отношении, т.к. при сроке обучения 2 года 10 месяцев он, как правило, не сможет набрать плавценз в требуемых 12 месяцев. Кстати, на Филиппинах после такого срока обучения выпускник "СПО" становится лишь мотористом.
И на этом фоне идет речь о подушевом финансировании обучения. Какое будет качество такового – понятно, но иначе придётся сокращать преподавателей. Это тоже можно сделать. Правда, сократить недолго, но когда понадобиться возрождать СПО, придется это делать с нуля. А создать систему среднего образования "СПО" - "не канаву выкопать или даже не проложить очередную трубу".
Система квалификации в РФ такова, что есть специалист(инженер), магистр, бакалавр - продукт ВПО, и есть ещё техник - продукт СПО.
Ничего промежуточного быть не может по определению, как бы этого не хотелось тем ученикам, кто хочет оптимизировать свои усилия в обучении (с такими сталкиваемся ежедневно - «вы покажите в учебнике, что мне нужно прочитать, т.к. весь учебник, каких бы размеров он не был - слишком много для меня, да и зачем зря время терять»).
И как Вы знаете, для каждой квалификации есть определенные стандартные требования, которые должны быть выполнены, включая и высшую математику, и физику, и химию, и так Вами не любимую и бесполезную теорию вероятностей. Сразу возникает вопрос - а как можно оценивать риски и, тем более, управлять ими. Такие риски например возникают при плавании в узкостях или при заходе в порт. Особенно для капитана, см. пример тх "Конкордии" или буровой "Кольская".
Эти знания невозможны без знания азов теории вероятностей, без понимания случайности ситуаций из-за случайности их воздействий на судно.
Кроме того, должна быть возможность перехода из ВУЗа в ВУЗ по тем или иным обстоятельствам, при общем сроке обучени за счет бюджета не более 6 лет. А это не может произойти без наличия соответствующих связывающих рамок для разных специальностей. И хочу напомнить, что Болонский проект образования вообще на этом основан.
Высшее образование, кстати, является хоть каким-то ситом для уровня знаний специалистов. Т.к. после окончания средней мореходки и получения диплома СПО, фактически никакого фильтра нет.
Раньше они были, и очень серьезные. Никто не мог по собственному желанию пойти и повысить диплом – нужно было получить рекомендацию с судна (капитан, ст. механик, партийная, комсомольская, профсоюзная организации), от механика-наставника, и то - если существовала потребность пароходства в специалисте с более высоким дипломом. При этом реально сменить пароходство было практически невозможно без наличия рекомендаций по профессии.
А что есть сейчас? Отработал нужный стаж, плати деньги за курсы и получай новый диплом. При этом, как человек работал, какая у него компетентность - толком никто не знает. Когда нам говорят, «а Вы сделайте строгий экзамен», как преподаватели и практики можем ответь лишь одно: далеко не всегда бодро отвечающий на вопросы является хорошим механиком (штурманом), - очень часто совсем наоборот. И это при том, что только в Петербурге несколько десятков круинг-компаний. Конечно, можно было бы пожелать, чтобы в "Положение о дипломировании" добавили еще необходимость отзыва работодателей и их рекомендации, но мы представляем какой поднялся бы шум, да это скорее всего, проблему отбора не решило бы, но все-таки какой-то фильтр.
«Человеческий фактор» требует определенных усилий, как со стороны обучающего, так и со стороны обучаемого. Образование - это не только система знаний, но и формирование личности с набором вполне определенных качеств, при этом специфичных для моряка.
Если смотреть реально на вещи, тот, кто не заканчивает сегодня среднюю школу, или тот, кто не желает получать высшее образование, идут в среднее профессиональное учебное заведение. Это либо «трудный подросток», либо лицо, уже в 17-летнем возрасте оптимизирующее свои трудозатраты на получение квалификации. С высокой степенью вероятности можно считать, что для этих людей, чтобы сформировать из них личность, способную отвечать за своих подчиненных, пассажиров, груз, потребуется гораздо больше усилий и времени, чем для того, кто мечтает о профессии и стремится к знаниям.
Очень хочется, что желание идти на флот начиналось со школьной скамьи. И для тех, кто приходит в учебное заведение с флота и уже понимает и чувствует дефицит в своих знаниях, а не только для получения очередного «сертификата». Нам бы этого очень хотелось. При этом никоим образом не допускаем исключений ни с той, ни с другой стороны. Спорить же о том, что знания предшествуют опыту, а не наоборот – это все равно, что оспаривать известную аксиому, что только умный учится на ошибках других, а дурак ...
Можно согласиться с Донским о том, что надо уметь донести до абитуриентов необходимость учиться.
Это должны сделать в первую очередь родители. Бывают случаи, когда мамы, набрав кредитов, сами требуют от сына переходить на заочное обучение. К сожалению, в настоящее время в РФ иные приоритеты, и другие люди являются "эталоном успешности", а наши принципиальные идеалы, в их понимании, - не более чем рассуждения безнадежно отставших от жизни людей.
Относительно того, что ВУЗы делают деньги на моряках. Во-первых, нет проблем у желающих с поступлением в технический ВУЗ на бюджет, и мы не стремимся к жесткому конкурсу. По закону, заочное обучение - платное и ВУЗы здесь ни причем, т.к. это прописано в законе.
Практика показывает, что обучающиеся на платной основе редко заканчивают ВУЗ очно, чаще все равно вынуждены переходить на заочное. И преподаватели не рады обучать труднообучаемого (кстати, ОНИ также стремятся оптимизировать свои трудозатраты). ВУЗ всегда заинтересован в получении качественного абитуриента.
Наша задача - обучить его, а затем, по требованию ИМО подкорректировать при переходе на более высокий диплом. При этом мы заинтересованы в привлечении действующих моряков к проведению занятий, но, учитывая наши расценки оплаты их труда, таких желающих что-то не находится. При этом привлечение подразумевает самостоятельное создание соответствующего курса на основе модельного курса ИМО, а не «чтение по кем-то заготовленному тексту выступления». А это способен сделать далеко не каждый, даже очень хороший и опытный моряк. Проблему, предположительно, можно решить повышением оплаты, но это будет за счет моряка, а он и так недоволен, что его «обирают».
При переходе с диплома на диплом должно проводиться дополнительное обучение – это требование ИМО, и это было условием признания наших "рабочих дипломов". Оно должно проводиться с использованием, так называемых, модельных курсов (сейчас в ИМО рассматриваются). Есть варианты на не одну сотню часов для получения диплома старшего механика (это как раз касается выпускников средних мореходок нового образца).
Естественно, все это «удовольствие» за счет обучаемого, сколько будет стоить, можно только догадываться, не говоря уже о том, кто это все будет проводить. По крайней мере, если для этих целей нанимать опытного знающего старшего механика (капитана), а «не надоевшего и выжившего из ума профессора», то придется заплатить несколько дороже (зарплата полного профессора в высшей школе 25 тыс. руб - информация для тех, кто полагает что ВУЗы «жируют» за счет моряков).
При этом для перехода с должности третьего на должность второго механика тоже нужно освоить модельный курс. И это тоже информация для размышления тем, кто считает более приемлемым многоступенчатый вариант обучения (всегда коммерческий). Впрочем, может, этим озаботится "борец против ВПО" - Профсоюз моряков - и «продавит» бюджетное финансирование? Было бы интересно, как это у него получится.
Мы полагаем, что Минтранс может, если не пройдет вариант необходимости высшего образования для получения диплома уровня управления, потребовать изменения существующего "Положения", т.е. одинаковых курсов для выпускников средних мореходок и для академий. Т.е. курсы будут существенно отличаться и, как мы сказали, за счет обучаемого. И он будет прав, как морская Администрация РФ, которая ответственна за безопасность судоходства и мореплавания.
Последние аварийные события показывают, что нужно очень серьезно заниматься «человеческим фактором» - иначе будет перманентная "Булгария и Кольская". Таким образом, здесь заложен очень серьезный «аргумент» для оппозиции противникам высшего образования.
А морские Академии и Университеты водного транспорта, по определению их сути, гораздо больше заинтересованы в получении качественного абитуриента, стремящегося получить высокую квалификацию, не хуже прежней - советской. И хорошо бы проводить его обучение на бюджетной основе, это для всех лучше, чем «обирать бедных моряков». Почему ВУЗу нужен именно бюджетный вариант? Потому что в этом случае будет конкурс знаний, первичных навыков к труду и устремлений молодого человека, а не соревнование денег родителей.
Ну и совсем лирика – "человек всегда стремился к знаниям и это основа его развития, а когда он сопротивляется этому, то это говорит лишь о его деградации и как человека и как специалиста – работника".
А.Никитин