Продать и изготовить изделие – далеко ни одно и то же

Или Почему продукция, которая по бумагам считалась российской, исчезла с отечественного рынка

Взгляд на ситуацию на рынке судового комплектующего оборудования глазами начальника отдела гражданского судостроения компании "Винета” Павла Петрова.

Павел Юрьевич, как повлияли на предприятия судового машиностроения события последних девяти месяцев?

 

– Однозначного ответа нет. Повлияли по-разному, порой диаметрально противоположно. Для тех, кто изначально вкладывал средства в импортонезависимость производства, появился шанс расширить свою клиентскую базу, объем и номенклатуру производства. Для предприятий, продукция которых была отечественной только на бумаге это, безусловно, сложное время. 

 

Во-первых, им нужно как-то исполнять уже заключенные контракты, что непросто в ситуации массового отказа иностранных компаний от поставок в Россию. Во-вторых, налицо полная неопределенность с заключением новых контрактов, так как неизвестно, какой иностранный партнер завтра или послезавтра откажется от исполнения договора в одностороннем порядке.

Установка очистки сточных вод (УОСВ) была представлена на выставка "НЕВА-2021" / Фото: ООО
Установка очистки сточных вод (УОСВ) была представлена на выставка "НЕВА-2021" / Фото: ООО "Винета"

Сказался ли на объемах выпуска отечественного судового оборудования уход с рынка зарубежных компаний?

 

– Да, сказался отрицательно. Несмотря на объявленную программу импортозамещения, судовладельцы и верфи на протяжении восьми лет предпочитали заказывать импортное судовое оборудование. Мотивировалось это тем, что уже накоплен опыт его эксплуатации, и сроки поставки такого оборудования ниже, чем у предлагаемых отечественных образцов.

 

После ужесточения требований к происхождению поставляемого товара и включения судового оборудования в постановление правительства РФ №719, ситуация изменилась мало. Дилерам импортного оборудования удавалось по формальному признаку получать подтверждение происхождения их продукции, как российской и продолжать осуществлять ее поставки дальше.

 

В связи с этим российские производители получали минимальное количество заказов и не имели ни возможности, ни потребности в расширении объемов производства. К сожалению, расплачиваться за эту недальновидность теперь должна вся отрасль.

 

В этом году на поддержку выпуска судового комплектующего оборудование Минпромторгу выделено семь млрд рублей. Кто получит эти средства? И что еще необходимо предпринять сегодня, чтобы добиться максимального выпуска необходимого оборудования?

 

– Получателей субсидий определит конкурс. Среди компаний, которые записываются на участие в нем, наравне с отечественными производителями мы уже видим все тех же дилеров импортной техники, которые не имеют в России ни производственных помещений, ни оборудования для производства той продукции, на поставки которой они заявляются. Очевидно, они снова попытаются под видом российской техники ввезти что-то из-за рубежа. 

 

Теперь, скорее всего, это будет китайское оборудование. И в случае отказа от его поставок через несколько лет, мы рискуем вновь получить негативный результат, но деньги на поддержку "российского" производителя уже будут потрачены.

 

Поэтому, на мой взгляд, в первую очередь необходимо усилить контроль за получателями средств. Да, в конкурсе введены формальные преграды в виде необходимости наличия опыта поставок, помещений и оборудования в собственности. Но опытом поставок считается не производство оборудования, а именно продажи, что, согласитесь, немного разные вещи. Продать изделие и его изготовить – это далеко ни одно и то же, особенно при распределении бюджетных субсидий на разработку нового оборудования.

 

Решена ли проблема правопреемственности результатов интеллектуальной деятельности (РИД) НИОКР?

 

– Если ваш вопрос касается субсидий, о которых я только что сказал, то права на все работы, оплаченные из федерального бюджета, остаются за Российской Федерацией.

 

Сколько наименований судового оборудования вы поставляете на рынок? И какая часть из них отвечает требованиям 719-го постановления?

 

– Номенклатура предприятия очень велика. Перечислю только направления выпуска продукции – фильтры воды, масла, топлива, сепараторы топлива и масла, теплообменное оборудование, подогреватели воды, масла и топлива, телескопические закрытия вертолетных ангаров и помещений лебедок, емкостное оборудование, системы водоподготовки, системы опреснения воды, системы очистки сточных вод, системы очистки нефтесодержащих вод и многое другое. 

 

Чтобы получить заключение Минпромторга на каждое наименование, требуется время. К сожалению, к продукции, которая полностью производится в России, более пристальное внимание. Поэтому мы уже больше года занимаемся получением сертификатов о подтверждении происхождения. При этом наши иностранные коллеги справляются с такой задачей буквально за неделю. Их продукция до сих пор присутствует в списках российского оборудования, правда, по каким-то причинам они больше его не поставляют.

Опреснительное оборудование, подготовленное к отправке заказчикам / Фото: ООО
Опреснительное оборудование, подготовленное к отправке заказчикам / Фото: ООО "Винета"

Вы занимались локализацией продукции?

 

– С самого основания компании ставка делается не на локализацию, а на создание российского оборудования. От чертежей до изготовления – весь процесс полностью контролируется и проходит внутри ООО "Винета". Поэтому независимо от внешних факторов, мы всегда остаемся гибкими для заказчика. Ведь при отсутствии или снятии с производства каких-то компонентов, их всегда можно заменить на схожие, если не на аналогичные. Это один из плюсов ситуации, когда ты владеешь не только сборочным конвейером, но и всей технологией.


Сколько времени уходит на подтверждение продукции российской?

 

– Процедура подтверждения в ТПП и Минпромторге может занимать от полугода до года на одно наименование.

 

Помогает ли вам, как отечественному производителю оборудования, 616-е постановление?

 

– На наш взгляд, данное постановление фактически не работает.

 

Как вы относитесь к предложению ряда экспертов временно упростить сертификацию оборудования для многих категорий судов или даже отказаться от нее?

 

– Как к лоббированию серого рынка импортного судового оборудования. Это поможет заткнуть образовавшуюся брешь в поставках чтобы отчитаться, что все запланированные проекты достроены и сданы, но в будущем может сыграть негативную роль и привести на российский рынок откровенный неликвид, подделки и оборудование сомнительного качества.

 

В качестве одного из решений проблемы импортозамещения, активно предлагается инструмент реверс-инжиниринга. Дешево и сердито? 

 

– Только люди, глубоко не погруженные в тонкости процесса обратного проектирования могут назвать его дешевым. Чтобы создать какое-то изделие, недостаточно его разобрать и повторить каждую деталь. Нужно воссоздать всю технологию его производства, да еще и так, чтобы конечное изделие не было убыточным, ведь задирать цены – это тоже не выход. Создать технологию производства с помощью реверс-инжиниринга – это, примерно, то же самое, как купив бутылку вина, разлить ее по бокалам и на основе этого создать на основе винодельню полного цикла. Процесс обратного проектирования – длительная и сложная процедура с непредсказуемым результатом.




Комментарии   2.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-0+
#Морозов Вадим Александрович
25.01.2023, 10:40
Предприятие сильное и нужное ,но продукция пока не конкурентоспособная по конструкции и стоимость очень высокая, на ВМФ подойдет , для гражданских судов пока нет ,пишут .что производят сепараторы , но это не цетробежные сепараторы , а усложненный метод фильтрации и насколько он эффективен надо выяснять . УОБТ хотели сделать с очисткой методом озонирования , но никто не подумал .что будет с корпусом судна , остаточный озон просто сожрет металл .
-0+
#Петров Павел
26.01.2023, 03:59
Дело скорее не в конкурентоспособности, а в предубежденности судовладельцев против отечественного оборудования. Почему все так вцепились за центробежный способ очистки топлива? Потому что иностранцы так делают. Значит это хорошо. Российская компания предлагает другой способ очистки, гарантирует качество топлива и предоставляет сертификаты? Это плохая техника. Я не пользовался, но раз русская и непохожа на импортную, то плохая. Установки очистки балластных вод на озоне? Вот если корейцы делают и нам не продают, так как высокотехнологичная новинка - это хорошая техника. А если российская компания разрабатывает и сертифицирует, то установка сожрет корпус судна, а может еще и команду с капитаном.
Свежие новости
Виктория Корабеловна рассказала в прямом эфире о проекте электросудна "Байкал"
17:30 / судостроение