– Павел Юрьевич, как повлияли на предприятия судового машиностроения события последних девяти месяцев?
– Однозначного ответа нет. Повлияли по-разному, порой диаметрально противоположно. Для тех, кто изначально вкладывал средства в импортонезависимость производства, появился шанс расширить свою клиентскую базу, объем и номенклатуру производства. Для предприятий, продукция которых была отечественной только на бумаге это, безусловно, сложное время.
Во-первых, им нужно как-то исполнять уже заключенные контракты, что непросто в ситуации массового отказа иностранных компаний от поставок в Россию. Во-вторых, налицо полная неопределенность с заключением новых контрактов, так как неизвестно, какой иностранный партнер завтра или послезавтра откажется от исполнения договора в одностороннем порядке.
– Сказался ли на объемах выпуска отечественного судового оборудования уход с рынка зарубежных компаний?
– Да, сказался отрицательно. Несмотря на объявленную программу импортозамещения, судовладельцы и верфи на протяжении восьми лет предпочитали заказывать импортное судовое оборудование. Мотивировалось это тем, что уже накоплен опыт его эксплуатации, и сроки поставки такого оборудования ниже, чем у предлагаемых отечественных образцов.
После ужесточения требований к происхождению поставляемого товара и включения судового оборудования в постановление правительства РФ №719, ситуация изменилась мало. Дилерам импортного оборудования удавалось по формальному признаку получать подтверждение происхождения их продукции, как российской и продолжать осуществлять ее поставки дальше.
В связи с этим российские производители получали минимальное количество заказов и не имели ни возможности, ни потребности в расширении объемов производства. К сожалению, расплачиваться за эту недальновидность теперь должна вся отрасль.
– В этом году на поддержку выпуска судового комплектующего оборудование Минпромторгу выделено семь млрд рублей. Кто получит эти средства? И что еще необходимо предпринять сегодня, чтобы добиться максимального выпуска необходимого оборудования?
– Получателей субсидий определит конкурс. Среди компаний, которые записываются на участие в нем, наравне с отечественными производителями мы уже видим все тех же дилеров импортной техники, которые не имеют в России ни производственных помещений, ни оборудования для производства той продукции, на поставки которой они заявляются. Очевидно, они снова попытаются под видом российской техники ввезти что-то из-за рубежа.
Теперь, скорее всего, это будет китайское оборудование. И в случае отказа от его поставок через несколько лет, мы рискуем вновь получить негативный результат, но деньги на поддержку "российского" производителя уже будут потрачены.
Поэтому, на мой взгляд, в первую очередь необходимо усилить контроль за получателями средств. Да, в конкурсе введены формальные преграды в виде необходимости наличия опыта поставок, помещений и оборудования в собственности. Но опытом поставок считается не производство оборудования, а именно продажи, что, согласитесь, немного разные вещи. Продать изделие и его изготовить – это далеко ни одно и то же, особенно при распределении бюджетных субсидий на разработку нового оборудования.
– Решена ли проблема правопреемственности результатов интеллектуальной деятельности (РИД) НИОКР?
– Если ваш вопрос касается субсидий, о которых я только что сказал, то права на все работы, оплаченные из федерального бюджета, остаются за Российской Федерацией.
– Сколько наименований судового оборудования вы поставляете на рынок? И какая часть из них отвечает требованиям 719-го постановления?
– Номенклатура предприятия очень велика. Перечислю только направления выпуска продукции – фильтры воды, масла, топлива, сепараторы топлива и масла, теплообменное оборудование, подогреватели воды, масла и топлива, телескопические закрытия вертолетных ангаров и помещений лебедок, емкостное оборудование, системы водоподготовки, системы опреснения воды, системы очистки сточных вод, системы очистки нефтесодержащих вод и многое другое.
Чтобы получить заключение Минпромторга на каждое наименование, требуется время. К сожалению, к продукции, которая полностью производится в России, более пристальное внимание. Поэтому мы уже больше года занимаемся получением сертификатов о подтверждении происхождения. При этом наши иностранные коллеги справляются с такой задачей буквально за неделю. Их продукция до сих пор присутствует в списках российского оборудования, правда, по каким-то причинам они больше его не поставляют.
– Вы занимались локализацией продукции?
– С самого основания компании ставка делается не на локализацию, а на создание российского оборудования. От чертежей до изготовления – весь процесс полностью контролируется и проходит внутри ООО "Винета". Поэтому независимо от внешних факторов, мы всегда остаемся гибкими для заказчика. Ведь при отсутствии или снятии с производства каких-то компонентов, их всегда можно заменить на схожие, если не на аналогичные. Это один из плюсов ситуации, когда ты владеешь не только сборочным конвейером, но и всей технологией.
– Сколько времени уходит на подтверждение продукции российской?
– Процедура подтверждения в ТПП и Минпромторге может занимать от полугода до года на одно наименование.
– Помогает ли вам, как отечественному производителю оборудования, 616-е постановление?
– На наш взгляд, данное постановление фактически не работает.
– Как вы относитесь к предложению ряда экспертов временно упростить сертификацию оборудования для многих категорий судов или даже отказаться от нее?
– Как к лоббированию серого рынка импортного судового оборудования. Это поможет заткнуть образовавшуюся брешь в поставках чтобы отчитаться, что все запланированные проекты достроены и сданы, но в будущем может сыграть негативную роль и привести на российский рынок откровенный неликвид, подделки и оборудование сомнительного качества.
– В качестве одного из решений проблемы импортозамещения, активно предлагается инструмент реверс-инжиниринга. Дешево и сердито?
– Только люди, глубоко не погруженные в тонкости процесса обратного проектирования могут назвать его дешевым. Чтобы создать какое-то изделие, недостаточно его разобрать и повторить каждую деталь. Нужно воссоздать всю технологию его производства, да еще и так, чтобы конечное изделие не было убыточным, ведь задирать цены – это тоже не выход. Создать технологию производства с помощью реверс-инжиниринга – это, примерно, то же самое, как купив бутылку вина, разлить ее по бокалам и на основе этого создать на основе винодельню полного цикла. Процесс обратного проектирования – длительная и сложная процедура с непредсказуемым результатом.
Подписка Корабел.ру экономит ваше время Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей и будьте в курсе всего самого важного и интересного! |
|