Эксклюзив
Эксклюзив
В этом разделе будет публиковаться эксклюзивная информация по текущим событиям, предоставленная "Корабел.ру" специалистами и экспертами отрасли

Проблемы судостроения в условиях санкций - взгляд "МИЦ СПБ"

0 1654 5 мин
События последних трех месяцев сильно повлияли на ситуацию на российском рынке судостроения. Производители оборудования, а также торговые компании, которые занимались поставками в Россию, либо полностью прекратили, либо заморозили взаимоотношения с коллегами из РФ. Привычные логистические цепочки разрушены, а на их восстановление потребуется некоторое время.
Все эти события привели к значительным задержкам темпов строительства на верфях, как, например, происходит с некоторыми рыболовными траулерами, краболовами и буксирами, а какие-то перспективные проекты и вовсе заморожены до лучших времен. По факту – строящиеся российские рыбопромысловые суда остались практически без импортного оборудования. На конец января было заключено 58 договоров (30 – для Дальневосточного и 28 – для Северного рыбохозяйственных бассейнов) на предоставление квот под строительство рыбопромысловых судов с объемом инвестиций около 189,8 млрд рублей на момент подписания этих договоров.
Новый траулер «Баренцево море» пришел в Мурманск после первого рейса / Фото: "Росрыболовство"
Непосредственно в строительстве, к середине февраля, находятся 36 судов. 

Распределение строящихся промысловых судов по верфям-участникам программы:
Северная верфь 14
Выборгский судостроительный завод 6
Адмиралтейские верфи  6
Ленинградский судостроительный завод "Пелла" 6
"Верфь братьев Нобель" 2
Прибалтийский завод "Янтарь" 1
Судостроительный завод "РОСТР" 1
Итого: 36

И если траулеры и краболовы, строительство которых вот-вот завершится, имеют соответствующее насыщение и свой пропульсивный комплекс. То у будущего новостроя, в том числе и у тех "рыбаков", что еще только на стапель "забираются" или спускаются с него, судьба неопределенная. Отдельный вопрос – обслуживание уже сданных судов. Так или иначе они столкнутся с ремонтными работами, обслуживанием оборудования. Те траулеры, что вскоре должны проходить различные испытания будут вынуждены решать проблемы в области пусконаладочных работ, ведь софт зарубежная компания уже не планирует выдавать. 
Универсальное сухогрузное судно класса "река-море" "Сухогруз-М" Петербургского Петербургского "МИЦ СПБ", разработанного совместно с АО ИЦС И АМЭ / Фото: "МИЦ СПБ"
Вчерашние привычные и рабочие решения относительно поставок судовых система и оборудования больше не работаю. Иностранные производители пропульсивных установок, главных двигателей, валолиний и валогенераторов в лице Wartsila, Mitsubishi и Yanmar, ушли от сотрудничества с отечественными проектантами. Справедливости ради нужно отметить, что действия компаний имеют, конечно, политическую окраску, а компании и сами не рады, что им приходится уходить, но факт есть факт. В сложившейся ситуации есть несколько выходов, дополняющих друг друга и позволяющих минимизировать потери. 

Во-первых, наращивание объемов сотрудничества и вывод на рынок новых поставщиков из Китая, Турции и Южной Кореи. Во-вторых, собственно импортозамещение. В-третьих, выстраивание оптимальных логистических цепочек. Опыт работы с китайскими и турецкими поставщиками позволяет решить задачи и по выбору энергетической установки, а также и по другим системам и устройствам. Такие известные марки, как Weichai, Yuchai, SJMATEK, JMC, Gurdesan, Aksis хорошо зарекомендовали себя на судостроительном рынке и пользуются постоянным спросом. Среди российских компаний, активно работающих над импортозамещением, а также производящих оборудование под собственной торговой маркой, хочется отметить таких производителей судовых двигателей, как "Промышленные компоненты Камаз", успешно работающих совместно с компанией Weichai Group, SJMATEK Marine Machine Co., Ltd. и локализующих продукцию этих предприятий на территории РФ, "СПиТ" по судовой мебели, зашивке и изоляции, "Палфингер кран рус" - по производству кранов, "Силовые машины", "ПКФ "Лентранс", "ПСК "Ладога" по палубному оборудованию. Успешно решены вопросы по замещению импортных комплектующих производителей электрооборудования и автоматики на российские компаниями: "НТИ", "ВНИИР-Прогресс". Реальной альтернативой известному производителю красок Jotun стали "Русские краски" и "ИНЕЛКА". 
 
Рыболовный траулер проекта GM 3.02 / Фото: "Морской Инжиниринговый Центр", ООО
Разрабатываются различные виды радионавигационного оборудования, а на судах проектов "МИЦ СПБ", таких как Т3150- ЗД, краболовном судне проекта 5226, рыболовном траулере GM 3.02 поставщиками станут  "Связь и радионавигация СПб", "КИПС", "НТИ", "НПК Морсвязьавтоматика". Хочется отметить также производителей судовой арматуры и насосов "Армалит", а также оборудования по охране окружающей среды (сепарация. очистка, утилизация) "Промтехнологии".
Ход строительства траулера проекта GM 3.02 / Фото: "Морской Инжиниринговый Центр", ООО
Не все судостроители пока готовы довериться российским производителям оборудования, а какие-то типы производства еще просто не налажены. Также хромает организация качественного сервиса того оборудования, которое производит и будет производить Россия. Тем не менее курс на импортозамещение, взятый нашими специалистами, приведет к положительным сдвигам не только в судостроении, но и во многих других производственных сферах. Сегодня технологический уровень основных отечественных верфей отвечает высоким мировым стандартам и позволяет производить на территории страны практически всю линейку гражданских судов – от сухогрузов до рыболовецких траулеров, от танкеров различного назначения до электроходов.

Вынужденно удлиняются логистические цепочки, и это однозначно приведет к удорожанию оборудования. При этом также хочется отметить, что, во-первых, никто не отменял практику приобретения чего-то недоступного через "третьих лиц", а, во-вторых, в мире существует целая индустрия производства и продажи "неоригинальных" запчастей или расходных материалов.

Проектная компания "МИЦ СПб", разрабатывающая в данный момент ПДСП и РКД на буксиры проекта Т3150-ЗД, строящиеся в настоящее время на Зеленодольском заводе им А.М. Горького, как раз столкнулась с проблемой согласования оборудования, предварительно одобренного заказчиком. Больше половины поставщиков были вынуждены отказаться от предложений и разорвали контракты. Тем не менее специалистам компании удалось частично заменить оборудование аналогичным по характеристикам не в ущерб проекту, и предприятие активно продолжает поиски недостающих позиций.

Например, уже сейчас согласовано, что буксиры будут оснащены двигателями компании "Промышленные компоненты Камаз" в сотрудничестве с Weichai Group, а также ВРК совместно с SJMATEK. В лучшей позиции компания оказалась при старте разработки документации полного цикла для строительства краболовного судна проекта 6135. Уже понимая, что придется столкнуться с подобными проблемами, "МИЦ СПБ" начали заранее прорабатывать возможности поставщиков и учитывать технические данные возможного оборудования в начале проектирования.
 
Эскизный проект 6135 нового краболовного судна / Фото: "Морской Инжиниринговый Центр", ООО
Что же касается сухогрузных судов стоит отметить, что несколько снизились темпы строительства/спуска судов. К вышеуказанной проблеме поставок привычного оборудования добавляется еще и проблема переработки проекта. Сперва проектант совместно с заводом-изготовителем должны найти альтернативную замену оборудования, а далее переработать проект в разделах ПДСП и РКД. Усугубляется это еще и тем, что данные стадии проекта, часто выполняют разные проектные организации, а если один из проектантов -зарубежная компания, ситуация становится критической. 

МИЦ СПБ - проектная компания полного цикла проектирования, и как вы знаете, на замену сухогрзуным судам у нас есть что предложить рынку - это и выполненный совместно компанией "АМЭ" Сухогруз-М, в рамках ОКР, с достаточно высокой степенью локализации. И известный Сухогруз 5000М, сведения о разработке и научно-экономических исследованиях которого, можно найти в докладах "МИЦ СПБ". Судно превосходит по технико-экономическим показателям своих "конкурентов", а главное проект является полностью отечественным.

Резюмируя все вышесказанное, отметим, что только комплексный подход, а также совместные предложения по поддержке судостроительной отрасли с учетом современной геополитической обстановки со стороны поставщиков, проектантов, судостроительных заводов и заказчиков/эксплуатантов могут привести к реальному решению накопившихся проблем.




Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
В ААНИИ подведут итоги гидрометеобеспечения морских операций на СМП в 2024 году
20:57 / судоходство