В течение 6 лет при при Санкт-Петербургском государственном морском техническом университете (СПбГМТУ) действует Учебный военный центр. О накопленном опыте подготовки военных специалистов в стенах гражданского вуза рассказывает начальник УВЦ, капитан 1-го ранга Альберт Беникович Акопян.
- Альберт Беникович, расскажите, пожалуйста, как начиналась история УВЦ в Корабелке?
- Учебный военный центр при Санкт-Петербургском государственном морском техническом университете (СПбГМТУ) был создан, как и все другие, в целях повышения эффективности использования потенциала федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования в интересах обеспечения обороны и безопасности страны (Правительство Российской Федерации Распоряжение от 6 марта 2008 года №275-р). Этому предшествовало два года эксперимента на базе факультета военного обучения университета. Между Министерством обороны РФ (МО РФ) и СПбГМТУ 31 мая 2006 года был заключен Государственный контракт на оказание услуг по подготовке в порядке эксперимента офицеров из числа студентов университета. Аналогичные Государственные контракты были заключены в 2007г. и в 2008г.
- УВЦ действует уже 6 лет, то есть, немалый срок. Чего удалось добиться за это время?
- Сегодня есть все основания считать, что создание системы подготовки военных кадров в учебных военных центрах при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, было глубоко продуманным и своевременным решением. При этом не была разрушена существовавшая ранее система подготовки офицеров запаса, а наоборот, в тех ВУЗах где были образованы и учебные военные центры и сохранились военные кафедры (факультеты военного обучения) возросли требования к учебному процессу, к учебной материальной базе и профессорско-преподавательскому составу, что в целом обеспечило повышение качества военной подготовки граждан. Именно так произошло и в нашем университете. Решением ученого совета университета военная кафедра введена в состав учебного военного центра в качестве самостоятельного структурного подразделения. Централизация учебного процесса, учебной материальной базы и профессорско-преподавательского состава способствует повышению качества образования и военно-патриотического воспитания граждан.
- Приходилось ли сталкиваться с какими-то проблемами? Есть довольно расхожее представление, что подготовка офицеров является делом сугубо военных высших учебных заведений.
- Процесс становления учебных военных центров в системе военного образования непростой, действительно, к сожалению, в высших военных учебных заведениях до сих пор есть противники новой системы военной подготовки. Надеюсь, что неправильное восприятие новой системы военной подготовки возникает у них лишь от незнания ее особенностей, а не от боязни создающейся конкуренции, в части подготовки военных кадров. Альтернативная форма подготовки офицеров может и должна внести дух соревновательности между учебными военными центрами и высшими военными учебными заведениями.
Прошло всего 6 лет и уже сегодня мы имеем доказательства в пользу принятого решения об использовании потенциала гражданских ВУЗов в деле подготовки военных кадров. Наши выпускники назначаются на надводные корабли и подводные лодки, на базы оружия, в военные представительства при предприятиях и учреждениях военно-промышленного комплекса. Сегодня выпуск УВЦ сопоставим с выпуском из военного института. При этом хочу особо подчеркнуть высокую мотивацию наших выпускников к военной службе.
- Доказательство конкурентоспособности военного образования в УВЦ СПбГМТУ – единственная проблема?
- Существуют и другие проблемные вопросы. В нашем случае это определение статуса учебного военного центра (военной кафедры, факультета военного обучения) среди военных учебных заведений ВМФ, с целью упрощения и улучшения взаимодействия по всем направлениям совместной деятельности с военно-морскими учебными заведениями. По этой же причине нам сложно создавать и обслуживать собственную современную учебную материальную базу, а также безвозмездно использовать учебную материальной базу военно-морских учебных заведений. В законодательной базе все эти вопросы прописаны, но на деле мы сталкиваемся с непреодолимыми препятствиями как объективного, так и субъективного характера. Но уже сегодня ситуация начинает меняться в лучшую сторону.
Решения, принятые на совещании руководителей органов государственной власти по вопросу "О состоянии и проблемах обеспечения судостроительных и кораблестроительных предприятий России, а также Военно-Морского Флота современными высококвалифицированными инженерными кадрами на примере Санкт-Петербургского государственного морского технического университета", состоявшемся в апреле 2014года, позволили нам совместно с представителями Главного командования ВМФ сделать серьезные шаги на пути совершенствования учебной материальной базы УВЦ на перспективу до 2020 года. Соответствующие шаги предпринимает в отношении УВЦ и университет, предоставляя помещения и оснащая их электронно-вычислительной техникой.
- Каковы условия, создаваемые для студента, идущего на обучение в Учебный военный центр?
- В отношении существующих условий формирования контингента для обучения в УВЦ, а также прохождения военной службы выпускниками хотелось бы сказать несколько слов. Дело в том, что между гражданином, заключившим контракт на обучение в УВЦ, и курсантом военного института есть разница в материальном обеспечении:
- ежемесячные выплаты: студент УВЦ на 1-ом курсе 1650 руб., на последующих курсах 3-4 установленных законом государственных стипендий (4020-5360 руб.) в зависимости от результатов обучения, а курсант-от 15 000 руб. независимо от результатов обучения;
- размещение (общежитие): студент оплачивает от 750 руб./месяц; курсант - безвозмездно;
- обеспечение формой одежды: студенту 1 раз за все время обучения производится выплата в размере 5 000 руб. на приобретение специальной одежды, а курсант в соответствии с нормами весь период обучения;
- продовольственное обеспечение: студент питается самостоятельно (около 15 000 руб./месяц), а курсант в соответствии с нормами весь период безвозмездно.
Разница в финансовом обеспечении курсантов и студентов объясняется тем, что курсанты проходят военную службу со всеми её тяготами и ограничениями, а студенты нет.
Также отличаются и начальные условия службы у выпускников ВУЗов:
- выплаты по окончанию учебного заведения: выпускник УВЦ обеспечивается только военными перевозочными документами к месту назначения, выпускник военного ВУЗа – месячным денежным довольствием (около 40 000 руб.) и военными перевозочными документами к месту назначения;
- срок присвоения очередного воинского звания: выпускник УВЦ - через 3 года, выпускник военного ВУЗа - через 2 года;
- общая выслуга: выпускник УВЦ – время обучения не входит в общую выслугу, выпускник военного ВУЗа - входит в общую выслугу (прибавка к денежному довольствию 10% с первого дня назначения).
Что касается срока службы в первом звании, насколько мне известно, уже предложение рассматривается в рабочей группе по совершенствованию законодательства и будем надеяться, что разницу ликвидируют.
- Нет ли некой ущербности в плане финансового обеспечения учебы курсантов УВЦ?
- Если рассматривать только финансовую составляющую порядка получения военного образования и дальнейшей военной службы, то гражданин, поступающий в УВЦ, находится в менее привлекательных условиях, а соответственно должен обладать большей мотивацией к военной службе при равенстве всех прочих условий. Но это, скорее всего не правило, а исключение из правил. К нам на обучение поступают также граждане, которые не прошли по конкурсу в военные учебные заведения, но их примерно 10-15 % от общего количества поступающих. Все мы знаем, что окончательное решение, где получать военное образование формируют, как правило, родители. Исходя из вышеизложенного, дети из малообеспеченных и неполных семей, как правило, выбирают военное учебное заведение. Некоторые изменения в финансовом обеспечении в пользу граждан, проходящих обучение в УВЦ, а тем более их выпускников, несомненно, благоприятно скажутся и на системе военного образования в государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, и на гражданах, избравших профессию «Защитник Отечества». Конечно, нам не хватает внимания со стороны средств массовой информации, тем более телевидения. В телеэфире чаще говорят о высших военных учебных заведениях, да и на сайте МО РФ об учебных военных центрах практически ничего нет. Думаю, что размещение более полной информации о каждом учебном военном центре при государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования на сайте Министерства обороны будет весьма целесообразным. Неудивительно, что в некоторых военных комиссариатах мы даже вынуждены вести разъяснительную работу, при обращении к нам за помощью потенциальных абитуриентов.
- В условиях существующей межвузовской конкуренции, какие еще трудности вынуждены преодолевать офицерский состав и курсанты УВЦ?
- К сожалению, из-за недостатков организационного характера нам также не удается направить наших выпускников на стажировку с учетом объектов, рассматриваемых для их назначения на первичные должности. Картина кадрового предназначения выпускников, на сегодняшний день, проясняется только после выпуска офицеров из военных институтов, поэтому нам приходится самим формировать предложения по местам проведения учебных сборов (стажировок) и не всегда они оказываются удачными. Опыт показал, что военно-морские институты, корабли резерва и бригады ремонтируемых кораблей в этом плане неэффективны. В качестве мест учебного сбора (стажировки) должны рассматриваться боеготовые части и соединения, учебные центры по подготовке экипажей кораблей (подводных лодок). В то же время есть положительный опыт проведения учебных сборов (стажировок). Мы благодарны как руководству, так и личному составу технических баз вооружения Балтийского Флота за многолетнее плодотворное сотрудничество в плане проведения учебных сборов (стажировок) наших студентов. Как результат, в этих частях уже служат наши выпускники.
- Учащиеся в УВЦ СПбГМТУ проходят все азы морской службы? Как быть, например, с участием в морских походах?
- Безусловно, на формировании будущего офицера флота благоприятно сказывается участие в дальних походах. "Корабелка" не является исключением. В апреле-мае 2014 года студенты 4-го курса в количестве 29 человек приняли участие в дальнем штурманском походе на учебном корабле 1-го ранга "Смольный", командир похода контр-адмирал В. Соколов. Руководили подразделением УВЦ капитана 2 ранга Кузнецов Денис Иванович и капитана 3 ранга Мартынович Андрей Юрьевич. В походе участвовало 10 курсантских подразделений, 9 из военных учебных заведений МО РФ и единственными представителями из государственного образовательного учреждении высшего профессионального образования были наши студенты УВЦ. По итогам военно-морского соревнования в ходе штурманского похода между военно-учебными заведениями именно студенты УВЦ при СПбГМТУ заняли первое место (кстати, занимавшие еженедельно первое место). Командование похода наградило наше подразделение грамотой за 1-е место, за лучшую организацию службы войск и повседневной деятельности, за отличные показатели в учебе, отметило высокую организацию, порядок и воспитанность студентов УВЦ, хорошую физическую подготовленность, умелое руководство и инициативу наших офицеров. Наглядный пример серьезности наших намерений в деле подготовки военных кадров.
- Какие еще мероприятия проводит руководство УВЦ и ректорат СПбГМТУ для студентов, получающих военное образование?
- Мы немало внимания уделяем военно-патриотическому воспитанию наших студентов, привитию им качеств необходимых будущему офицеру. Это и раздельное компактное размещение их по подразделениям в общежитии, наработанная система внутреннего порядка под руководством курсовых офицеров и старшинского состава из числа старшекурсников, военно-спортивные мероприятия, участие в мероприятиях патриотической направленности и т.д. Мы стараемся максимально приблизить процесс обучения в УВЦ к учебному процессу, проводимому в отношении курсантов в военных институтах, при этом, не допуская потери учебного времени. Так же мы поступили в отношении физической подготовки студентов УВЦ, которая проводиться по отдельной программе, составленной в соответствии с наставлением по физической подготовке. Важное место в военно-спортивном воспитании занимают занятия на шлюпках ЯЛ-6. Нами ежегодно проводится шлюпочная Регата "Весла на воду!" в день города Санкт-Петербурга, ставшая в этом году Всероссийской Регатой. Ежегодно студенты "корабелки" и УВЦ ходят в шлюпочные походы по Ладоге, по местам Боевой Славы Ладожской флотилии в годы Великой Отечественной Войны, проводим возложение венков на р. Неве в День Победы 9 мая и т.д.
- Известно, что на протяжение ряда лет наборы в военные институты и учебные военные центры не проводились вовсе. Однако, СПбГМТУ, как оказалось, удалось отстоять право приема учащихся в УВЦ?
- Да, вы правы. В самые неблагоприятные для всего военного образования годы (2010- 2012 г.г.), когда не были проведены наборы в военные институты и учебные военные центры при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, между Управлением военных представительств (УВП) МО РФ и СПбГМТУ было заключено Соглашение. В соответствии с Соглашением мы приступили к подготовке гражданских инженерных кадров для УВП, тем самым мы избежали перерыва в деятельности УВЦ, сохранили и развили педагогическое и методическое мастерство профессорско-преподавательского состава, накопили опыт в организации учебного процесса, сохранили в ВУЗе специалитет по двум направлениям. Позднее, нам удалось получить разрешение на заключение с этими гражданами договоров на обучение в УВЦ. Благодаря именно этим решениям УВЦ осуществит выпуск офицеров в 2015-2017 годах. Говоря о Ректорах университета необходимо отметить, что они всегда проявляли и проявляют отеческую заботу о военной кафедре (факультете военного обучения) и учебном военном центре. Среди выпускников военной кафедры Ленинградского кораблестроительного института (так ранее назывался университет) есть видные военноначальники, командиры кораблей, атомных подводных лодок, адмиралы (экс-начальник Главного управления кораблестроения ВМФ вице-адмирал Фоминых Владимир Александрович, экс-начальник Управления аварийно-спасательных работ Лауреат Государственной премии контр-адмирал Чикер Николай Петрович и т.д.), старшие офицеры. Сегодня в штабе Главного командования служит наш выпускник капитан 1 ранга Пучков Эдуард Владимирович, в должности командира электромеханической боевой части эсминца Тихоокеанского флота поступил и успешно завершил обучение в Военно-морской академии имени Адмирала Флота Советского Союза Кузнецова Николая Герасимовича.
- И последний вопрос: сколько ежегодно выпускается офицеров, подготовленных в Учебном военном центре?
- Выпускники учебного военного центра пока еще лейтенанты, у них еще все впереди. В сентябре этого года 39 выпускников УВЦ (среди них и первая наша выпускница Екатерина Матвеечева) пополнят ряды лейтенантов Вооруженных Сил РФ, разъедутся по всей России, от Калининграда до Камчатки. В прошлом году их было 41. Все это весомое доказательство в пользу системы военного образования при гражданских ВУЗах, дань уважения всем тем, кто принимал и принимает участие в ее становлении.
Источник: пресс-служба СПБГМТУ
- Учебный военный центр при Санкт-Петербургском государственном морском техническом университете (СПбГМТУ) был создан, как и все другие, в целях повышения эффективности использования потенциала федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования в интересах обеспечения обороны и безопасности страны (Правительство Российской Федерации Распоряжение от 6 марта 2008 года №275-р). Этому предшествовало два года эксперимента на базе факультета военного обучения университета. Между Министерством обороны РФ (МО РФ) и СПбГМТУ 31 мая 2006 года был заключен Государственный контракт на оказание услуг по подготовке в порядке эксперимента офицеров из числа студентов университета. Аналогичные Государственные контракты были заключены в 2007г. и в 2008г.
- УВЦ действует уже 6 лет, то есть, немалый срок. Чего удалось добиться за это время?
- Сегодня есть все основания считать, что создание системы подготовки военных кадров в учебных военных центрах при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, было глубоко продуманным и своевременным решением. При этом не была разрушена существовавшая ранее система подготовки офицеров запаса, а наоборот, в тех ВУЗах где были образованы и учебные военные центры и сохранились военные кафедры (факультеты военного обучения) возросли требования к учебному процессу, к учебной материальной базе и профессорско-преподавательскому составу, что в целом обеспечило повышение качества военной подготовки граждан. Именно так произошло и в нашем университете. Решением ученого совета университета военная кафедра введена в состав учебного военного центра в качестве самостоятельного структурного подразделения. Централизация учебного процесса, учебной материальной базы и профессорско-преподавательского состава способствует повышению качества образования и военно-патриотического воспитания граждан.
Занятия курсантов УВЦ / СПбГМТУ |
- Приходилось ли сталкиваться с какими-то проблемами? Есть довольно расхожее представление, что подготовка офицеров является делом сугубо военных высших учебных заведений.
- Процесс становления учебных военных центров в системе военного образования непростой, действительно, к сожалению, в высших военных учебных заведениях до сих пор есть противники новой системы военной подготовки. Надеюсь, что неправильное восприятие новой системы военной подготовки возникает у них лишь от незнания ее особенностей, а не от боязни создающейся конкуренции, в части подготовки военных кадров. Альтернативная форма подготовки офицеров может и должна внести дух соревновательности между учебными военными центрами и высшими военными учебными заведениями.
Прошло всего 6 лет и уже сегодня мы имеем доказательства в пользу принятого решения об использовании потенциала гражданских ВУЗов в деле подготовки военных кадров. Наши выпускники назначаются на надводные корабли и подводные лодки, на базы оружия, в военные представительства при предприятиях и учреждениях военно-промышленного комплекса. Сегодня выпуск УВЦ сопоставим с выпуском из военного института. При этом хочу особо подчеркнуть высокую мотивацию наших выпускников к военной службе.
- Доказательство конкурентоспособности военного образования в УВЦ СПбГМТУ – единственная проблема?
- Существуют и другие проблемные вопросы. В нашем случае это определение статуса учебного военного центра (военной кафедры, факультета военного обучения) среди военных учебных заведений ВМФ, с целью упрощения и улучшения взаимодействия по всем направлениям совместной деятельности с военно-морскими учебными заведениями. По этой же причине нам сложно создавать и обслуживать собственную современную учебную материальную базу, а также безвозмездно использовать учебную материальной базу военно-морских учебных заведений. В законодательной базе все эти вопросы прописаны, но на деле мы сталкиваемся с непреодолимыми препятствиями как объективного, так и субъективного характера. Но уже сегодня ситуация начинает меняться в лучшую сторону.
Решения, принятые на совещании руководителей органов государственной власти по вопросу "О состоянии и проблемах обеспечения судостроительных и кораблестроительных предприятий России, а также Военно-Морского Флота современными высококвалифицированными инженерными кадрами на примере Санкт-Петербургского государственного морского технического университета", состоявшемся в апреле 2014года, позволили нам совместно с представителями Главного командования ВМФ сделать серьезные шаги на пути совершенствования учебной материальной базы УВЦ на перспективу до 2020 года. Соответствующие шаги предпринимает в отношении УВЦ и университет, предоставляя помещения и оснащая их электронно-вычислительной техникой.
В учебном походе. Порт Алжир/ Пресс-служба СПбГМТУ |
- Каковы условия, создаваемые для студента, идущего на обучение в Учебный военный центр?
- В отношении существующих условий формирования контингента для обучения в УВЦ, а также прохождения военной службы выпускниками хотелось бы сказать несколько слов. Дело в том, что между гражданином, заключившим контракт на обучение в УВЦ, и курсантом военного института есть разница в материальном обеспечении:
- ежемесячные выплаты: студент УВЦ на 1-ом курсе 1650 руб., на последующих курсах 3-4 установленных законом государственных стипендий (4020-5360 руб.) в зависимости от результатов обучения, а курсант-от 15 000 руб. независимо от результатов обучения;
- размещение (общежитие): студент оплачивает от 750 руб./месяц; курсант - безвозмездно;
- обеспечение формой одежды: студенту 1 раз за все время обучения производится выплата в размере 5 000 руб. на приобретение специальной одежды, а курсант в соответствии с нормами весь период обучения;
- продовольственное обеспечение: студент питается самостоятельно (около 15 000 руб./месяц), а курсант в соответствии с нормами весь период безвозмездно.
Разница в финансовом обеспечении курсантов и студентов объясняется тем, что курсанты проходят военную службу со всеми её тяготами и ограничениями, а студенты нет.
Также отличаются и начальные условия службы у выпускников ВУЗов:
- выплаты по окончанию учебного заведения: выпускник УВЦ обеспечивается только военными перевозочными документами к месту назначения, выпускник военного ВУЗа – месячным денежным довольствием (около 40 000 руб.) и военными перевозочными документами к месту назначения;
- срок присвоения очередного воинского звания: выпускник УВЦ - через 3 года, выпускник военного ВУЗа - через 2 года;
- общая выслуга: выпускник УВЦ – время обучения не входит в общую выслугу, выпускник военного ВУЗа - входит в общую выслугу (прибавка к денежному довольствию 10% с первого дня назначения).
Что касается срока службы в первом звании, насколько мне известно, уже предложение рассматривается в рабочей группе по совершенствованию законодательства и будем надеяться, что разницу ликвидируют.
- Нет ли некой ущербности в плане финансового обеспечения учебы курсантов УВЦ?
- Если рассматривать только финансовую составляющую порядка получения военного образования и дальнейшей военной службы, то гражданин, поступающий в УВЦ, находится в менее привлекательных условиях, а соответственно должен обладать большей мотивацией к военной службе при равенстве всех прочих условий. Но это, скорее всего не правило, а исключение из правил. К нам на обучение поступают также граждане, которые не прошли по конкурсу в военные учебные заведения, но их примерно 10-15 % от общего количества поступающих. Все мы знаем, что окончательное решение, где получать военное образование формируют, как правило, родители. Исходя из вышеизложенного, дети из малообеспеченных и неполных семей, как правило, выбирают военное учебное заведение. Некоторые изменения в финансовом обеспечении в пользу граждан, проходящих обучение в УВЦ, а тем более их выпускников, несомненно, благоприятно скажутся и на системе военного образования в государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, и на гражданах, избравших профессию «Защитник Отечества». Конечно, нам не хватает внимания со стороны средств массовой информации, тем более телевидения. В телеэфире чаще говорят о высших военных учебных заведениях, да и на сайте МО РФ об учебных военных центрах практически ничего нет. Думаю, что размещение более полной информации о каждом учебном военном центре при государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования на сайте Министерства обороны будет весьма целесообразным. Неудивительно, что в некоторых военных комиссариатах мы даже вынуждены вести разъяснительную работу, при обращении к нам за помощью потенциальных абитуриентов.
- В условиях существующей межвузовской конкуренции, какие еще трудности вынуждены преодолевать офицерский состав и курсанты УВЦ?
- К сожалению, из-за недостатков организационного характера нам также не удается направить наших выпускников на стажировку с учетом объектов, рассматриваемых для их назначения на первичные должности. Картина кадрового предназначения выпускников, на сегодняшний день, проясняется только после выпуска офицеров из военных институтов, поэтому нам приходится самим формировать предложения по местам проведения учебных сборов (стажировок) и не всегда они оказываются удачными. Опыт показал, что военно-морские институты, корабли резерва и бригады ремонтируемых кораблей в этом плане неэффективны. В качестве мест учебного сбора (стажировки) должны рассматриваться боеготовые части и соединения, учебные центры по подготовке экипажей кораблей (подводных лодок). В то же время есть положительный опыт проведения учебных сборов (стажировок). Мы благодарны как руководству, так и личному составу технических баз вооружения Балтийского Флота за многолетнее плодотворное сотрудничество в плане проведения учебных сборов (стажировок) наших студентов. Как результат, в этих частях уже служат наши выпускники.
- Учащиеся в УВЦ СПбГМТУ проходят все азы морской службы? Как быть, например, с участием в морских походах?
- Безусловно, на формировании будущего офицера флота благоприятно сказывается участие в дальних походах. "Корабелка" не является исключением. В апреле-мае 2014 года студенты 4-го курса в количестве 29 человек приняли участие в дальнем штурманском походе на учебном корабле 1-го ранга "Смольный", командир похода контр-адмирал В. Соколов. Руководили подразделением УВЦ капитана 2 ранга Кузнецов Денис Иванович и капитана 3 ранга Мартынович Андрей Юрьевич. В походе участвовало 10 курсантских подразделений, 9 из военных учебных заведений МО РФ и единственными представителями из государственного образовательного учреждении высшего профессионального образования были наши студенты УВЦ. По итогам военно-морского соревнования в ходе штурманского похода между военно-учебными заведениями именно студенты УВЦ при СПбГМТУ заняли первое место (кстати, занимавшие еженедельно первое место). Командование похода наградило наше подразделение грамотой за 1-е место, за лучшую организацию службы войск и повседневной деятельности, за отличные показатели в учебе, отметило высокую организацию, порядок и воспитанность студентов УВЦ, хорошую физическую подготовленность, умелое руководство и инициативу наших офицеров. Наглядный пример серьезности наших намерений в деле подготовки военных кадров.
- Какие еще мероприятия проводит руководство УВЦ и ректорат СПбГМТУ для студентов, получающих военное образование?
- Мы немало внимания уделяем военно-патриотическому воспитанию наших студентов, привитию им качеств необходимых будущему офицеру. Это и раздельное компактное размещение их по подразделениям в общежитии, наработанная система внутреннего порядка под руководством курсовых офицеров и старшинского состава из числа старшекурсников, военно-спортивные мероприятия, участие в мероприятиях патриотической направленности и т.д. Мы стараемся максимально приблизить процесс обучения в УВЦ к учебному процессу, проводимому в отношении курсантов в военных институтах, при этом, не допуская потери учебного времени. Так же мы поступили в отношении физической подготовки студентов УВЦ, которая проводиться по отдельной программе, составленной в соответствии с наставлением по физической подготовке. Важное место в военно-спортивном воспитании занимают занятия на шлюпках ЯЛ-6. Нами ежегодно проводится шлюпочная Регата "Весла на воду!" в день города Санкт-Петербурга, ставшая в этом году Всероссийской Регатой. Ежегодно студенты "корабелки" и УВЦ ходят в шлюпочные походы по Ладоге, по местам Боевой Славы Ладожской флотилии в годы Великой Отечественной Войны, проводим возложение венков на р. Неве в День Победы 9 мая и т.д.
- Известно, что на протяжение ряда лет наборы в военные институты и учебные военные центры не проводились вовсе. Однако, СПбГМТУ, как оказалось, удалось отстоять право приема учащихся в УВЦ?
- Да, вы правы. В самые неблагоприятные для всего военного образования годы (2010- 2012 г.г.), когда не были проведены наборы в военные институты и учебные военные центры при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, между Управлением военных представительств (УВП) МО РФ и СПбГМТУ было заключено Соглашение. В соответствии с Соглашением мы приступили к подготовке гражданских инженерных кадров для УВП, тем самым мы избежали перерыва в деятельности УВЦ, сохранили и развили педагогическое и методическое мастерство профессорско-преподавательского состава, накопили опыт в организации учебного процесса, сохранили в ВУЗе специалитет по двум направлениям. Позднее, нам удалось получить разрешение на заключение с этими гражданами договоров на обучение в УВЦ. Благодаря именно этим решениям УВЦ осуществит выпуск офицеров в 2015-2017 годах. Говоря о Ректорах университета необходимо отметить, что они всегда проявляли и проявляют отеческую заботу о военной кафедре (факультете военного обучения) и учебном военном центре. Среди выпускников военной кафедры Ленинградского кораблестроительного института (так ранее назывался университет) есть видные военноначальники, командиры кораблей, атомных подводных лодок, адмиралы (экс-начальник Главного управления кораблестроения ВМФ вице-адмирал Фоминых Владимир Александрович, экс-начальник Управления аварийно-спасательных работ Лауреат Государственной премии контр-адмирал Чикер Николай Петрович и т.д.), старшие офицеры. Сегодня в штабе Главного командования служит наш выпускник капитан 1 ранга Пучков Эдуард Владимирович, в должности командира электромеханической боевой части эсминца Тихоокеанского флота поступил и успешно завершил обучение в Военно-морской академии имени Адмирала Флота Советского Союза Кузнецова Николая Герасимовича.
- И последний вопрос: сколько ежегодно выпускается офицеров, подготовленных в Учебном военном центре?
- Выпускники учебного военного центра пока еще лейтенанты, у них еще все впереди. В сентябре этого года 39 выпускников УВЦ (среди них и первая наша выпускница Екатерина Матвеечева) пополнят ряды лейтенантов Вооруженных Сил РФ, разъедутся по всей России, от Калининграда до Камчатки. В прошлом году их было 41. Все это весомое доказательство в пользу системы военного образования при гражданских ВУЗах, дань уважения всем тем, кто принимал и принимает участие в ее становлении.
Источник: пресс-служба СПБГМТУ