Сергей Абрамов, руководитель компании "СК Партнер", речник с многолетним стажем, по нашей просьбе высказал свою позицию относительно кризисной ситуации в речном крюинге.
“Кадровые проблемы “на реке” возникли буквально с 2002-2003 гг, когда происходила переоценка системы образования и были утверждены новые, действующие сейчас ГОС СПО (государственные образовательные стандарты среднего и высшего профессионального образования). До этого Нижегородская академия, как и другие профильные учебные заведения, выдавала дипломы инженера-судоводителя или техника-судоводителя с правом эксплуатации судовых энергетических установок (специальность 2407). Выпускник получал смешанную профессию судоводителя-судомеханика.
Поскольку с 50х гг на внутренних водных путях эксплуатируются специально спроектированные и построенные суда под сокращенные экипажи, то первым делом недостаток кадров ощутили на себе именно речники.
Совмещенная специальность “судоводитель-судомеханик” была рядовым явлением. Которое убили одним росчерком пера. Несколько лет назад группа инициативных лиц, обеспокоенная проблемной тенденцией, обратилась в Департамент управления кадрами сопровождения специальных программ Министерства транспорта РФ с письмом, где была изложена данная проблема и просьбой вернуться к пересмотру стандартов образования по данной специальности.
К большому сожалению, ничего не изменилось. А кадровый голод достиг таких высот, что стало практически нереально 100% усомплектовать речной экипаж. Зачастую речные суда работают на минимальном количестве обслуживающего персонала.
Большая часть флота на реке сегодня работает на совмещении профессий судоводителя-судомеханика. Ни одно учебное заведение больше не выпускает людей с этой специальностью.
Да, с этим пытались бороться. После окончания третьего курса речного училища, когда по программе начинают давать специализированные дисциплины, курсант может, доплатив, параллельно получить дополнительное образование по второй специальности.
Просто раньше мы получали третьего штурмана-третьего механика с высшим образованием, то теперь пополнение идет через выпускников колледжей, отучившихся дополнительно на моториста. С начальным техническим образованием. Заметная разница в знаниях.
Конечно, мы тоже стараемся помогать. Берем на практику мальчишек-курсантов из речного училища. За время практики они постигают азы, зарабатывают деньги. Мы советуем их потратить на обучение, идти учиться сразу на штурмана и механика, обещаем свою помощь.
К сожалению, Минтранс таким образом реорганизован сам, что главенствующие позиции в области речного транспорта заняты бывшими моряками. Моряк никогда не поймет проблему речника. У них другие суда, другие условия работы.
Мы не перетягиваем народ с моря, а привлекаем людей, которые хотят работать именно у нас. Нам нужны специалисты, речники а вот нужны ли они нашему государству?
Конечно, если говорить о зарплате, она, само собой, ниже, чем у моряка загранплавания. Но ведь также несопоставимы и требования. Грустно, что кто-то вверху не понимает этого. Для сравнения, есть дальнобойщик и есть водитель автобуса, они оба - водители-профессионалы. Но ведь работа у них совсем разная... Так и речник с моряком.
Сегодня на наших глазах умирает специальность — речник! Пенсионеры на вес золота – с высшим образованием, с советской закалкой, опытом и выучкой. И единственная им замена - это потомственность, но и они, наши дети ,при отсутствии учебных заведений не получат уже такого образования, какое было у нас.”