"Признанный" паром Туркменистана

В январе 2015 года Британское Королевское общество инженеров-судостроителей опубликовало традиционный список самых значимых судов, которые были построены в 2014 году.
Как лучшие в своем классе были отмечены три судна с классом РС: крупнотоннажный газовоз для перевозки сжиженного природного газа "Великий Новгород" (постройки южнокорейской верфи STX Offshore&Shipbuilding Co. Ltd), многофункциональное ледокольное судно с асимметричной формой корпуса "Балтика" (верфь-строитель Arctech Helsinki Shipyard) и пассажирский накатной паром "Беркарар" (постройки верфи Uljanik).

О "Балтике" "Корабел.ру" писал в подробностях ещё на этапе сдачи судна заказчику. Теперь хотели бы немного рассказать и о двух других лауреатах, и начнем мы с парома "Беркарар", что на русский язык переводится как "Признанный".
"Беркарар" – первый из двух паромов, строящихся на старейшем в Хорватии судостроительном предприятии SHIPYARD ULJANIK BRODOGRADILISTE D.D. в городе Пула для Государственной службы морского и речного транспорта Туркменистана.

Сотрудничество верфи ULAJNIK с советской стороной насчитывает не одно десятилетие. Первое судно с классом РС сошло со стапелей предприятия в 1963 году и за более чем 50 лет здесь было построено свыше 55 единиц флота различных типов: рыболовных, железнодорожных паромов, грузовых судов для перевозки автомобилей и др.

Строила верфь ULAJNIK суда и для российских заказчиков. Так за последние 2 года на предприятии было сдано два траулера для лова донных видов рыбы и оснащенных самым современным оборудованием для ее переработки, замораживания, хранения, производства консервов и транспортировки. Подробно о одном из траулеров "Таурус" "Корабел" писал здесь.

Если вернуться к самому парому "Беркарар", то судно будет эксплуатироваться в Каспийском море на линиях Туркменбаши – порты Азербайджана, Ирана, Казахстана, России.

Паром "Беркарар" / Uljanik shipyard


Жилая секция парома вмещает около 200 пассажиров, оборудована тридцатью двухместными, четырьмя одноместными каютами и 170 откидными креслами. На главной палубе расположены ресторан, бар, магазины, детская игровая площадка.

На двух закрытых грузовых палубах могут разместиться до 54 большегрузных (длиной до 17 м) автомобилей. Вместимость парома эквивалентна железнодорожному составу из 54 вагонов. На крыше надстройки предусмотрена площадка для посадки вертолета Sikorsky S-76 для эвакуации пострадавших в случае нештатных ситуаций.

Технические характеристики парома "Беркарар":
 

Тип суднапассажирское / накатное (Po-Pax)
Символ класса РС - KM(*) R1 AUT1 HELIDECK ro-ro passenger ship;
Валовая вместимость9791
Водоизмещение, т11262
Дедвейт, т2400
Длина габаритная, м155,8
Ширина габаритная, м17,5
Осадка, м4,35
Количество палуб5
Пассажировместимость, чел.200
Вместимость грузовых автомобилей, шт.54 (с 40-футовыми контейнерами)
Главный двигательWärtsilä Italy S.p.A., Италия
Количество и мощность ГД2х3060
Количество и тип движителей2 винта регулируемого шага
Скорость, уз.17,6
Экипаж, чел.34


Проект парома (11612-B) разрабатывало конструкторское бюро, входящее в группу Uljanik Shipyard. Помимо современного дизайна, суда данного проекта имеют высокую скорость и маневренные характеристики, благодаря наличию ВРШ. Небольшая осадка позволяет парому проходить в порт приписки через канал. Кроме того, для работы парома не требуется сложной береговой инфраструктуры для проведения погрузочно-разгрузочных операций.

Паром "Беркарар" / "Российский морской регистр судоходства", ГУ


Контракт на строительство паромов с судоверфью "ULJANIK" Департамент Государственной службы морского и речного транспорта Туркменистана подписал в августе 2012 года. Спустя почти год, в начале июля 2013 было заложено головное судно (стр.№501), а в декабре того же года на воду спущен корпус.
Новое судно прибыло в порт приписки Туркменбаши в начале декабря 2014 года, где ему устроили прием "с размахом". На встречу судна приехал даже Президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов.
В свой первый рейс "Беркарар" вышел 3 января 2015 года с грузом стройматериалов для строительства школы в астраханском селе Фунтово, где проживает туркменская диаспора.
Второе аналогичное судно "Багтыяр" (стр.№502) было спущено на воду в июне 2014 года. Сдача уже готового парома заказчику планируется в 2015 году.
 

Каспийские планы Туркменистана


Программа "Генерального плана развития Туркменбашинского международного морского порта и Туркменского морского торгового флота до 2020 года" предусматривает целый ряд масштабных шагов по наращиванию погрузочно-разгрузочных и транспортных мощностей страны в Каспии. Помимо строительства паромов, в документе также предусмотрены планы по строительству:

  • терминала сыпучих грузов. Его проектная мощность рассчитана в среднем на 3 миллиона тонн в год, разместится он на площади в 180 тысяч квадратных метров. Будет использоваться для перевалки различных сырьевых материалов, нефтехимической продукции, клинкера, железной руды, боксита, алюминия, угля, кормов, удобрений, а также зерна, сахарного песка, соли и т.д., для хранения которых будут построены склады и бункеры. Причал длиной 440 метров позволит одновременно обслуживать 3 судна грузоподъемностью 5 тысяч тонн каждое;
  • терминала общих грузов, который разместится на площади в 261 тысячу квадратных метров. Его мощность составит в среднем 4 миллиона тонн грузов в год. Протяженность причальной стенки этого терминала – 625 метров, здесь можно будет обрабатывать одновременно 4 судна грузоподъемностью 5 тысяч тонн каждое;
  • контейнерного терминала со среднегодовой мощностью 400 тысяч TEU; 
  • и других объектов.


Также в программе заложено строительство судостроительного завода. Как было заявлено в пресс-релизе Администрации порта Туркменбаши, новое предприятие будет осуществлять полный цикл работ по строительству судов и кораблей различного класса. Планируемые производственные мощности позволят спускать от 4 до 6 судов (длиной до 160 метров) и осуществлять ремонт до 30 судов в год.

 

Реализовывать проект будет турецкая компания Gap ?n?aat. По состоянию на май 2014 года, оценочная стоимость работ по возведению новой инфраструктуры порта Туркменбаши оценивалась в сумму около двух миллиардов долларов США.

Информация о ходе реализации проекта в СМИ попадает в обрывочном виде. К большому сожалению связаться с Государственной службой морского и речного транспорта Туркменистана пока не удалось, но мы постараемся поподробнее рассказать о масштабном и интересном проекте на Каспии в следующих материалах "Корабела.ру".
 

Владислав Букин


Особую благодарность за помощь в подготовке материала редакция выражает ФАУ "Российский морской регистр судоходства".

"Российский морской регистр судоходства", ФАУ Санкт-Петербург
+7 (812) 380-20-72
"Uljanik Shipyard", Ltd Пула
+385(52)373-00-0



Комментарии   10.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-0+
#Кислицин Андрей Владимирович
11.03.2015, 08:48
это все цветочки... скоро ЛЕДОПЛАВИЛЬНОЕ судно построим!
-0+
#Донской Алексей Владимирович
11.03.2015, 16:39
"...суда данного проекта имеют высокую скорость и маневренные характеристики, благодаря наличию ВРШ". Высокая скорость благодаря ВРШ - это какая-то недавно выявленная новейшая зависимость? Наличие ВРШ увеличивает скорость?
 
"контейнерного терминала со среднегодовой мощностью 400 тысяч TEU и других объектов" - первый раз вижу, чтобы пропускная способность контейнерного, да и любого терминала измерялась в "других объектах". Также видимо что-то новое...
 
А может просто автор не думает над тем, что он пишет?
-0+
#Букин Владислав
11.03.2015, 18:40
Уважаемый Алексей Владимирович. Позволю себе ответить на Ваше очередное обвинение - автор думает над тем, что пишет. Что касается остального, то:
1. Наличие ВРШ относится только к маневренности.
2. "Другие объекты" имеется ввиду, что в плане значатся и "другие объекты", помимо перечисленных терминалов.
-0+
#Донской Алексей Владимирович
12.03.2015, 17:43
Я не высказываю обвинений. За обвинениями – это к прокурору. Не реагируйте так нервно ))).
 
Я высказываю критику автора за непродуманную стилистику и смысловую нагрузку предложений.
В результате, Вы вынуждены сами пояснять в комментариях, что Вы имели в виду.
 
Кроме того, часть статьи опять-таки бездумно скопирована из других источников. В качестве иллюстрации:
«На двух закрытых грузовых палубах могут разместиться до 54 большегрузных (длиной до 17 м) автомобилей.» Чуть ниже, в таблице указано «Вместимость грузовых автомобилей – 56» В связи с чем разночтение?
 
Далее: «Вместимость парома эквивалентна железнодорожному составу из 56 вагонов»
C какой стати на профессиональном сайте, вместимость авто-пассажирского парома оценивается в «эквиваленте ж/д вагонов»? А не в «линейных метрах (lane meters)» накатных палуб?
Объясните пожалуйста, что за эквивалентность здесь имеется в виду? Особенно, принимая во внимание, что вместимость/грузоподъемность 56 грузовиков не эквивалентна 56 вагонам. далее...
-0+
#Букин Владислав
13.03.2015, 10:09
Уважаемый Алексей Владимирович. Лихо вы выносите приговоры, а где приговоры, там и обвинения-гильотина и т.д. Но это лирика. Стилистику двух моментов, отмеченных Вами, пересмотрел - там, на мой взгляд, все в порядке.
1. Разночтения в цифрах. Вы правы. К сожалению, данные, которые предоставил РС и данные верфи ULJANIK разнятся не только по этим показателям, возникла небольшая путница. Все поправил в соответствии с данными РС.
2. Эквивалентность. Габаритная длина вагона и длина тягача с прицепом, примерно равны. Сравнение с "составом из 54 вагонов" применялось для понимания сколько "вмещает в себя паром". Не более того.
3. Указанным Вами сайтом пользовался, как и другими источниками - не скрываю.
-0+
#Донской Алексей Владимирович
13.03.2015, 21:03
Уважаемый Владислав Сергеевич.
Вы меня тревожите ))). Обвинения, приговоры, гильотины ... Вам бы "выйти из сумрака жизни в царстве террора". Ну кому нужна Ваша голова в корзине с опилками? Она испортится и будет пахнуть. Но это лирика.
1. А если все поправили по РС, почему у Вас "170 откидных кресел" а у РС "число пассажиров бескоечных - 136"?
2. Габаритная длина вагона и длина тягача с прицепом - не равны даже примерно. И понимания, сколько вмещает паром, это никак не добавляет. Это специализированное судно, имеющее специальные параметры грузовместимости. И на профессиональном сайте резонно именно их и указывать для понимания. Разве нет?
3. Безусловно Вы вольны пользоваться какими угодно источниками. Но я считаю, что информация из самых разных источников должна резюмироваться в материале на Корабеле на высоком проф. уровне.
Мне вот обидно слышать про публикации на Корабеле - "непрофессионально", "не про бизнес& далее...
-0+
#Назаров Альберт Георгиевич
12.03.2015, 12:31
Умиляет только то, что ни одно из упомянутых в статье судов не построено в России.
 
В то же время, суда построенные, в России в этом списке тоже есть. Проект, естественно, наш. Но не под РС - кто с РС имел дело, больше туда старается не ходить :)))
-0+
#Донской Алексей Владимирович
12.03.2015, 17:54
А почему "умиляет"? Ну и что, что не в России? Я правда не понял (((
И что было построено по Вашему проекту?
-0+
#Назаров Альберт Георгиевич
12.03.2015, 18:07
http://albatrossdesign.livejournal.com/81046.html
В этом же сборнике один из упомянутых в статье проектов под РС, два других видимо в сборнике по большим судам.
 
А умиляет потому, что когда к нам обратились по поводу этого проекта, то делать под РС мы заказчику категорически отсоветовали, зная совершенно точно, чем это грозит. Хотя бы потому что это катамаран, а у них для катамаранов ошибки в формулах расчетных нагрузок, которые с момента выхода правил РС/ВСС никто не исправляет, и на конкретные по расчетам РС не отвечает. Вот такие чудеса.
-0+
#Чайкин Виталий Георгиевич
14.03.2015, 00:54
Уважаемые господа ,а кто то знает координаты канторы ,на случай работы на этих судах .Заранее спасибо .
Свежие новости
Секреты промысла от капитана краболова "Сергея Приходько"
10:44 / видео