Как лучшие в своем классе были отмечены три судна с классом РС: крупнотоннажный газовоз для перевозки сжиженного природного газа "Великий Новгород" (постройки южнокорейской верфи STX Offshore&Shipbuilding Co. Ltd), многофункциональное ледокольное судно с асимметричной формой корпуса "Балтика" (верфь-строитель Arctech Helsinki Shipyard) и пассажирский накатной паром "Беркарар" (постройки верфи Uljanik).
О "Балтике" "Корабел.ру" писал в подробностях ещё на этапе сдачи судна заказчику. Теперь хотели бы немного рассказать и о двух других лауреатах, и начнем мы с парома "Беркарар", что на русский язык переводится как "Признанный".
"Беркарар" – первый из двух паромов, строящихся на старейшем в Хорватии судостроительном предприятии SHIPYARD ULJANIK BRODOGRADILISTE D.D. в городе Пула для Государственной службы морского и речного транспорта Туркменистана.
Сотрудничество верфи ULAJNIK с советской стороной насчитывает не одно десятилетие. Первое судно с классом РС сошло со стапелей предприятия в 1963 году и за более чем 50 лет здесь было построено свыше 55 единиц флота различных типов: рыболовных, железнодорожных паромов, грузовых судов для перевозки автомобилей и др.
Строила верфь ULAJNIK суда и для российских заказчиков. Так за последние 2 года на предприятии было сдано два траулера для лова донных видов рыбы и оснащенных самым современным оборудованием для ее переработки, замораживания, хранения, производства консервов и транспортировки. Подробно о одном из траулеров "Таурус" "Корабел" писал здесь.
Если вернуться к самому парому "Беркарар", то судно будет эксплуатироваться в Каспийском море на линиях Туркменбаши – порты Азербайджана, Ирана, Казахстана, России.
Жилая секция парома вмещает около 200 пассажиров, оборудована тридцатью двухместными, четырьмя одноместными каютами и 170 откидными креслами. На главной палубе расположены ресторан, бар, магазины, детская игровая площадка.
На двух закрытых грузовых палубах могут разместиться до 54 большегрузных (длиной до 17 м) автомобилей. Вместимость парома эквивалентна железнодорожному составу из 54 вагонов. На крыше надстройки предусмотрена площадка для посадки вертолета Sikorsky S-76 для эвакуации пострадавших в случае нештатных ситуаций.
Технические характеристики парома "Беркарар":
Тип судна | пассажирское / накатное (Po-Pax) Символ класса РС - KM(*) R1 AUT1 HELIDECK ro-ro passenger ship; |
Валовая вместимость | 9791 |
Водоизмещение, т | 11262 |
Дедвейт, т | 2400 |
Длина габаритная, м | 155,8 |
Ширина габаритная, м | 17,5 |
Осадка, м | 4,35 |
Количество палуб | 5 |
Пассажировместимость, чел. | 200 |
Вместимость грузовых автомобилей, шт. | 54 (с 40-футовыми контейнерами) |
Главный двигатель | Wärtsilä Italy S.p.A., Италия |
Количество и мощность ГД | 2х3060 |
Количество и тип движителей | 2 винта регулируемого шага |
Скорость, уз. | 17,6 |
Экипаж, чел. | 34 |
Проект парома (11612-B) разрабатывало конструкторское бюро, входящее в группу Uljanik Shipyard. Помимо современного дизайна, суда данного проекта имеют высокую скорость и маневренные характеристики, благодаря наличию ВРШ. Небольшая осадка позволяет парому проходить в порт приписки через канал. Кроме того, для работы парома не требуется сложной береговой инфраструктуры для проведения погрузочно-разгрузочных операций.
Контракт на строительство паромов с судоверфью "ULJANIK" Департамент Государственной службы морского и речного транспорта Туркменистана подписал в августе 2012 года. Спустя почти год, в начале июля 2013 было заложено головное судно (стр.№501), а в декабре того же года на воду спущен корпус.
Новое судно прибыло в порт приписки Туркменбаши в начале декабря 2014 года, где ему устроили прием "с размахом". На встречу судна приехал даже Президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов.
В свой первый рейс "Беркарар" вышел 3 января 2015 года с грузом стройматериалов для строительства школы в астраханском селе Фунтово, где проживает туркменская диаспора.
Второе аналогичное судно "Багтыяр" (стр.№502) было спущено на воду в июне 2014 года. Сдача уже готового парома заказчику планируется в 2015 году.
Каспийские планы Туркменистана
Программа "Генерального плана развития Туркменбашинского международного морского порта и Туркменского морского торгового флота до 2020 года" предусматривает целый ряд масштабных шагов по наращиванию погрузочно-разгрузочных и транспортных мощностей страны в Каспии. Помимо строительства паромов, в документе также предусмотрены планы по строительству:
- терминала сыпучих грузов. Его проектная мощность рассчитана в среднем на 3 миллиона тонн в год, разместится он на площади в 180 тысяч квадратных метров. Будет использоваться для перевалки различных сырьевых материалов, нефтехимической продукции, клинкера, железной руды, боксита, алюминия, угля, кормов, удобрений, а также зерна, сахарного песка, соли и т.д., для хранения которых будут построены склады и бункеры. Причал длиной 440 метров позволит одновременно обслуживать 3 судна грузоподъемностью 5 тысяч тонн каждое;
- терминала общих грузов, который разместится на площади в 261 тысячу квадратных метров. Его мощность составит в среднем 4 миллиона тонн грузов в год. Протяженность причальной стенки этого терминала – 625 метров, здесь можно будет обрабатывать одновременно 4 судна грузоподъемностью 5 тысяч тонн каждое;
- контейнерного терминала со среднегодовой мощностью 400 тысяч TEU;
- и других объектов.
Также в программе заложено строительство судостроительного завода. Как было заявлено в пресс-релизе Администрации порта Туркменбаши, новое предприятие будет осуществлять полный цикл работ по строительству судов и кораблей различного класса. Планируемые производственные мощности позволят спускать от 4 до 6 судов (длиной до 160 метров) и осуществлять ремонт до 30 судов в год.
Реализовывать проект будет турецкая компания Gap ?n?aat. По состоянию на май 2014 года, оценочная стоимость работ по возведению новой инфраструктуры порта Туркменбаши оценивалась в сумму около двух миллиардов долларов США.
Информация о ходе реализации проекта в СМИ попадает в обрывочном виде. К большому сожалению связаться с Государственной службой морского и речного транспорта Туркменистана пока не удалось, но мы постараемся поподробнее рассказать о масштабном и интересном проекте на Каспии в следующих материалах "Корабела.ру".
Особую благодарность за помощь в подготовке материала редакция выражает ФАУ "Российский морской регистр судоходства".