Блог морского юриста
Блог морского юриста
Управляющий партнер Адвокатского бюро «Инмарин» Кирилл Маслов, известный эксперт в области правового регулирования деятельности на морском и внутреннем водном транспорте информирует «Корабелов» об основных изменениях законодательства

Применяем закон о мерах государственной поддержки судостроения и судоходства

9 5064 3 мин
Этот год я и мои коллеги начали для “Корабелов” с цикла статьей посвященных структурному разъяснению положений закона № 305-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией мер государственной поддержки судостроения и судоходства" (далее - “О мерах государственной поддержки судостроения и судоходства”). Выступая на конференциях и встречаясь с представителями отрасли мне часто доводилось слышать, что упомянутый выше закон “эфемерен”, “не понятен” и “является лишь маленькой толикой того, что государство могло сделать”. Что можно сказать? Закон суров, но это закон и мы обязаны с ним считаться, как выражением работы системы обратной связи общества и государства. И честно говоря, несмотря на то, что в интернете сейчас пошла мода на то, что бы больше декларировать и митинговать, я им мои юридические коллеги предпочитаем делать и быть полезными, что бы сначала дело, а потом уже слово.  
Итак, сегодня у меня есть для Вас полезное слово, а именно наш нарастающий опыт реализации закона о мерах государственной поддержки судостроения и судоходства. В конце апреля, когда наш Санкт-Петербургский офис уже активно готовился к переезду с совсем не морского Невского проспекта на Площадь Морской Славы к нам обратилась иностранная финансовая группа, участвующая в бизнесе Российского судовладельца. Компанией было принято решение о продаже достаточного нового судна построенного на Российской верфи и зарегистрированного в Российском Международном Реестре судов.
Доверитель и будущий покупатель судна спрашивали нас о многих вопросах передачи судна, найма экипажа на третье лицо и в частности об уплате налогов. Ведь передача судна, как известно, влечет для продавца, как доходы, так и “расходы”. Именно этот вопрос налогов по новому закону мы сейчас и разберем.


Хорошая практика юридического консультирования требует от нас определить понятия и выделить существенные факты. В данном случае такими являются передача права собственности, регистрация в Российском Международном реестре, определение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль при реализации судна.


В соответствии со ст. 13 КТМ РФ, собственник судна вправе, в том числе отчуждать судно в собственность другим лицам. Подпунктом 1, п. 7, ст. 33 КТМ РФ, предусмотрено, что в Российском международном реестре судов могут регистрироваться суда, используемые для международных перевозок грузов, пассажиров и их багажа, буксировки. Согласно п.1. ст. 248 НК РФ к доходам в целях гл. 25 НК РФ относятся доходы от реализации товаров и внереализационные доходы.
Согласно пп. 33 п. 1 ст. 251 НК РФ (в ред. закона о мерах государственной поддержки судостроения и судоходства) при определении налоговой базы не учитываются доходы судовладельцев, полученные от эксплуатации и (или) реализации судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов. В целях главы 25 НК РФ о налоге на прибыль организаций, налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов. Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ о внереализационных доходах - убытки), понесенные налогоплательщиком. Таковы требования п. 1 ст. 252 НК РФ.
Более того на основании п 48.5 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются расходы судовладельцев на обслуживание, ремонт и иные цели, связанные с содержанием, эксплуатацией, реализацией судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов.


Таким образом, с 1 января 2012 года при продаже судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов, доходы, полученные от их реализации, при исчислении налога на прибыль не учитываются на основании пп. 33 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса РФ в редакции закона о мерах государственной поддержки судостроения и судоходства. Кроме того, с указанной даты перечень расходов, не учитываемых при исчислении налога на прибыль, дополнился затратами, связанными с реализацией вышеназванных судов. До 1 января 2012 года доходы и расходы, связанные с реализацией судна, учитывались при исчислении налога на прибыль.


Общий результат нашей работы по делу позволил судовладельцу безопасно передать право собственности на судно по договору купли-продажи и в частности избежать переплаты налогов в бюджет, ну а мы безопасно переехали в новый офис - ждем новых гостей - доверителей с вопросами, что бы бороться за право и быть полезными, а не казаться.


Ваши вопросы и заявки на новые темы как всегда можно оставлять в он-лайн конференции.


15 июня 2012 года


Адвокат, магистр коммерческого права, капитан
Адвокатский кабинет «Инмарин»
Маслов Кирилл Андреевич  
"Инмарин", Адвокатское Бюро Санкт-Петербурга
Санкт-Петербург
+7 (800) 250-00-13, +7 (812) 603-48-63



Комментарии   9.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-0+
#Донской Алексей Владимирович
20.06.2012, 18:45
Все хорошо, только не упомянули весьма существенный момент:
Судно, зарегистрированное в Международном реестре, должно оставаться в нем в течение 10 лет с момента регистрации, кроме случаев, когда оно исключено из реестра в связи с признанием судна погибшим, пропавшим без вести, конструктивно погибшим, утратившим качества судна в результате перестройки или любых других изменений.
Если судно исключается из Международного реестра по иным причинам, ранее, чем через 10 лет с момента регистрации, налоговая база определяется налоговым агентом (лицом, в собственности которого находится судно в момент исключения из реестра) как стоимость, по которой это судно было реализовано заказчику с учетом налога.
Так что, если судно не было вновь зарегистрировано в Международном реестре РФ в течении 45 дней, смена офисного адреса была вдвойне полезной :-)))))
-0+
#Ивакин Александр Тестович
20.06.2012, 20:37
Спасибо, но соответственно  пп. 33 п.1  ст. 251 НК РФ " При определении налоговой базы не учитываются следующие доходы:  33.2) доходы судовладельцев, полученные от эксплуатации и (или) реализации судов, построенных российскими судостроительными организациями после 1 января 2010 года и зарегистрированных в Российском международном реестре судов".  То есть требование о 10 летнем сроке регистрации отсутствует, да и по фактическим обстоятельствам его здесь не может быть так как судно построено только в 2010 году.
-0+
#Донской Алексей Владимирович
20.06.2012, 21:57
Приношу извинения, я не отследил текущую ситуацию.
Действительно, положения закона №305-ФЗ (от 07.11.2011) сняли с 01.01.12 ограничения, которые позволяли искусственно удерживать в международном реестре суда на срок до 10 лет, что безусловно повысило привлекательность Международного Реестра (РМРС).
Боюсь только, что внесенные законом изменения не дают четкого представления о том, как контролирующие органы будут применять эти нормы. Особенно в случае выхода из РМРС.
Например по вопросу НДС - в Ст.161 п.6 оставлено положение, что «В случае, если в течение сорока пяти календарных дней с момента перехода права собственности на судно от налогоплательщика к заказчику регистрация судна в Российском международном реестре судов не осуществлена, налоговая база определяется налоговым агентом как стоимость, по которой это судно было реализовано заказчику, с учетом налога.
При этом налоговым агентом является лицо, в собственности которого находится судно по истечении сорока пяти календарных дней с момента такого перехода права собственности. далее...
-0+
#Ивакин Александр Тестович
21.06.2012, 18:54
Как Вы верно отметили, смысл обсуждаемых положений закона именно в повышении привлекательности РМРС, в т.ч. поддержании и увеличении числа зарегистрированных судов. Соответственно, подход формальный нет регистрации в момент реализации - нет исключения.
-0+
#Проф
20.06.2012, 19:43
как то мне реляция "Общий результат нашей работы ..... ну а мы безопасно переехали в новый офис -" - особенно в свете комментария г-на Донского, напрмнила старый анекдот
" и клиент и адвокат  содятся вместе ... клиент в тюрьму а адвокат в самолет на Майами"
-0+
#Ивакин Александр Тестович
20.06.2012, 21:01
Если юридическая помощь оказана качественно, то и так бывает, к сожалению. Ведь адвокат не = Доверитель и он не виноват, что последний оказался преступником. Но это только при упомянутом если, конечно. Спасибо)
-0+
#Михаил Коновалов
01.07.2012, 12:18
Поздравляю Всех с Праздником работников морского и речного флота!
Здравия желаю работникам портала Корабел.ру и Н.Н.Ивакину лично и всем тем, кто заходит в эту кают-компанию!
-0+
#Ивакин Александр Николаевич
01.07.2012, 18:53
Спасибо большое, от всего коллектива!
-0+
#Маслов Кирилл Андреевич
02.07.2012, 09:29
Спасибо за кают-компанию
Свежие новости