Этот год я и мои коллеги начали для “Корабелов” с цикла статьей посвященных структурному разъяснению положений закона № 305-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией мер государственной поддержки судостроения и судоходства" (далее - “О мерах государственной поддержки судостроения и судоходства”). Выступая на конференциях и встречаясь с представителями отрасли мне часто доводилось слышать, что упомянутый выше закон “эфемерен”, “не понятен” и “является лишь маленькой толикой того, что государство могло сделать”. Что можно сказать? Закон суров, но это закон и мы обязаны с ним считаться, как выражением работы системы обратной связи общества и государства. И честно говоря, несмотря на то, что в интернете сейчас пошла мода на то, что бы больше декларировать и митинговать, я им мои юридические коллеги предпочитаем делать и быть полезными, что бы сначала дело, а потом уже слово.
Итак, сегодня у меня есть для Вас полезное слово, а именно наш нарастающий опыт реализации закона о мерах государственной поддержки судостроения и судоходства. В конце апреля, когда наш Санкт-Петербургский офис уже активно готовился к переезду с совсем не морского Невского проспекта на Площадь Морской Славы к нам обратилась иностранная финансовая группа, участвующая в бизнесе Российского судовладельца. Компанией было принято решение о продаже достаточного нового судна построенного на Российской верфи и зарегистрированного в Российском Международном Реестре судов.
Доверитель и будущий покупатель судна спрашивали нас о многих вопросах передачи судна, найма экипажа на третье лицо и в частности об уплате налогов. Ведь передача судна, как известно, влечет для продавца, как доходы, так и “расходы”. Именно этот вопрос налогов по новому закону мы сейчас и разберем.
Хорошая практика юридического консультирования требует от нас определить понятия и выделить существенные факты. В данном случае такими являются передача права собственности, регистрация в Российском Международном реестре, определение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль при реализации судна.
В соответствии со ст. 13 КТМ РФ, собственник судна вправе, в том числе отчуждать судно в собственность другим лицам. Подпунктом 1, п. 7, ст. 33 КТМ РФ, предусмотрено, что в Российском международном реестре судов могут регистрироваться суда, используемые для международных перевозок грузов, пассажиров и их багажа, буксировки. Согласно п.1. ст. 248 НК РФ к доходам в целях гл. 25 НК РФ относятся доходы от реализации товаров и внереализационные доходы.
Согласно пп. 33 п. 1 ст. 251 НК РФ (в ред. закона о мерах государственной поддержки судостроения и судоходства) при определении налоговой базы не учитываются доходы судовладельцев, полученные от эксплуатации и (или) реализации судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов. В целях главы 25 НК РФ о налоге на прибыль организаций, налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов. Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ о внереализационных доходах - убытки), понесенные налогоплательщиком. Таковы требования п. 1 ст. 252 НК РФ.
Более того на основании п 48.5 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются расходы судовладельцев на обслуживание, ремонт и иные цели, связанные с содержанием, эксплуатацией, реализацией судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов.
Таким образом, с 1 января 2012 года при продаже судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов, доходы, полученные от их реализации, при исчислении налога на прибыль не учитываются на основании пп. 33 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса РФ в редакции закона о мерах государственной поддержки судостроения и судоходства. Кроме того, с указанной даты перечень расходов, не учитываемых при исчислении налога на прибыль, дополнился затратами, связанными с реализацией вышеназванных судов. До 1 января 2012 года доходы и расходы, связанные с реализацией судна, учитывались при исчислении налога на прибыль.
Общий результат нашей работы по делу позволил судовладельцу безопасно передать право собственности на судно по договору купли-продажи и в частности избежать переплаты налогов в бюджет, ну а мы безопасно переехали в новый офис - ждем новых гостей - доверителей с вопросами, что бы бороться за право и быть полезными, а не казаться.
Ваши вопросы и заявки на новые темы как всегда можно оставлять в он-лайн конференции.
15 июня 2012 года
Адвокат, магистр коммерческого права, капитан
Адвокатский кабинет «Инмарин»
Маслов Кирилл Андреевич