Довольно часто при ремонтных работах по замене листов наружной обшивки (далее НО), приходится видеть картину, когда рабочие судоремонтных заводов (далее СРЗ) берут плоский лист, а затем талрепами и иными подручными средствами обжимают его на существующий набор, прирезают и подтягивают кромки. Одному Богу известно, какие после такого ремонта возникают напряжения в сварных швах. Если замены требует достаточно большая площадь в оконечностях, то после ремонта обшивка порой напоминает лоскутное одеяло.
В данной статье авторы кратко описывают технологию применения программы SeaSolution для получения необходимой плазовой документации, аналогичной той, что используется при строительстве новых судов. Данная технология впервые была опробована в 1999-м году при замене НО на верфи Halifax (Канада).
На начальном этапе в программе моделируется дефектный участок поверхности или оконечность судна в целом. Исходными данными могут служить как таблица ординат, так и натурные замеры с судна. Качество создаваемой поверхности иллюстрирует наложение 3-х мерной математической модели пазов и стыков на реальный норвежский траулер.
Программа позволяет контролировать качество поверхности, наличие бухтин, перегибов. Особенно выгодна данная технология для СРЗ, которые ремонтируют суда одной серии. Один раз построенная поверхность с пазами и стыками, позволяет быстро выпускать высококачественную плазовую документацию для дефектного участка НО.
С помощью инструмента «лист», построенная поверхность преобразуется в детали наружной обшивки требуемой толщины с проверкой развертки детали на габариты заказного листа (включая увеличение габаритов детали на припуски и усадку от сварки).
Далее программой в автоматическом режиме генерируется комплект плазово-технологической документации, а именно:
Паспорт детали, развертки деталей наружной обшивки в формате DXF в масштабе 1:1 с линией основного гиба, разметочными и маркировочными линиями, площадь, вес и координаты центра тяжести листа наружной обшивки или группы деталей (схема НО), различные гибочные шаблоны, плазовая книга, данные для контроля качества гибки. Полученная документация резко повышает качество работ и снижает их трудоемкость.
Данное программное обеспечение и технология его применения позволяют в судоремонте использовать те же технологии, что и при строительстве новых судов.