Автоматика при спуске или подъёме якоря мало распространена. От коллектива, управляющего процессом спуска/подъёма якоря требуется полная концентрация и приличный опыт. Плохие погодные условия, поломка рации, или ошибка персонала может привести к запоздалой реакции на события и развитию аварийной ситуации на судне. Скорость реакции команды также играет решающую роль при швартовании.
Преимущества:
- надёжность индуктивных датчиков и независимость от погодных условий
- возможность построения контрольных и автоматических систем для помощи команде судна и уменьшения вероятности аварий в десятки раз
- переложение части операций на автоматику, облегчение контроля, особенно в критических ситуациях
Задачи, решаемые датчиками в системе автоматики:
- надёжность индуктивных датчиков и независимость от погодных условий
- возможность построения контрольных и автоматических систем для помощи команде судна и уменьшения вероятности аварий в десятки раз
- переложение части операций на автоматику, облегчение контроля, особенно в критических ситуациях
Задачи, решаемые датчиками в системе автоматики:
- индуктивный датчик состояния сообщен/разобщен привод брашпиля и цепной звёздочки ISBm BT2B8-31P-3-250-H-V (ссылка)
- индуктивные датчики скорости вращения якорной звёздочки и направления вращения (скорости спуска якорной цепи) ISBm A4B8-31PS-8-400-LZ-C-V-12 (ссылка)
- датчик конечного положения якоря в клюзе модель датчика зависит от конструкции якоря и клюза
- индуктивный датчик износа ленточного тормоза (по положению рычага зажима) ISBm BT2B8-31P-3-250-H-V (ссылка)
- индуктивный датчик скорости вращения гидропривода или электропривода (для индикации или обратной связи по скорости) ISBm WBG2S8-31PS-1,5-Z-20C-B (ссылка)
- непосредственно в полости высокого давления гидропривода, ISBm A4B8-31P-5-LZ-C-V (ссылка) в остальных случаях
- индуктивные датчики состояния стопорных механизмов цепи закрыт/открыт ISBm A4B8-31PS-8-400-LZ-C-V-12 (ссылка)
- датчики положения приводных гидроцилиндров тормозных и блокирующих систем ISBm WBG2S8-31PS-1,5-Z-20C-B (ссылка) - непосредственно в полости гидроцилиндра,
- датчики положения люков и крышек ISBm A4B8-31PS-8-400-LZ-C-V-12 (ссылка)
Вероятные аварийные ситуации, которые возможно предотвратить с помощью автоматики и датчиков:
- критический уровень масла в редукторе электропривода и уровень масла в баке гидропривода брашпиля.
- чрезмерное увеличение скорости отдачи якоря (причины: отдача якоря сразу от клюза - забыли припустить якорь перед отдачей тормоза, резкая отдача тормоза, не зафиксировали ленточный тормоз до разобщения привода и звёздочки).
Фрагмент видео — горит ленточный тормоз / "НПК "Теко", ЗАО |
Фрагмент видео — срыв цепи якоря из-за разгона и перегрева тормоза / "НПК "Теко", ЗАО |
Полное видео:
- предупреждение при превышении рекомендуемой скорости подъёма якорной цепи;
- предупреждение при разобщении привода и звёздочки на глубинах более 30м (помощник капитана указывает системе предполагаемую глубину), якорь должен стравливаться брашпилем до грунта;
- более точное измерение длины стравленной цепи (предупреждение несоответствия навигационных данных по глубине и реальной глубины, предупреждение при ошибке подсчёта стравленных смычек);
- автоматическое включение обмыва якорной цепи при подъёме;
- напоминание при обледенении о страгивании с места для дальнейшей работы при включении системы и периодически до отдачи якоря;
- предупреждение об отсутствии первичного теста на страгивание якоря;
- сигнал тревоги при развитии критической аварии с быстрым вытравливанием цепи и приближении момента принятия решения экстренной отдачи коренного конца;
- контроль состояния откидного гака для крепления коренной смычки закрыт/открыт;
- положение палубных винтовых, закладных и маятниковых стопоров при якорях втянутых в клюзы, особенно важна эта информация в ситуациях работы с цепью или в цепном ящике;
- положение крышки палубного клюза до начала и после окончания операций с якорями, положение люка цепного ящика (при открытии люка и отсутствии двойного стопорения цепи — выдать предупреждение).