Публикуем текст Миссии ОСК, размещенный на официальном сайте корпорации.
МИССИЯ ОСК
Мы хотим дать каждому нашему заказчику все, что ему нужно для освоения морского пространства: лучшие технические решения при строительстве и проектировании морской техники за счет внедрения передовых технологий, повышения эффективности.
ЗАДАЧИ
Наши задачи вытекают из требований Президента Российской Федерации по поддержанию и развитию морского потенциала, представляющего собой совокупность военной составляющей, гражданского морского флота, а также инфраструктуры, обеспечивающей их функционирование и развитие, морскую хозяйственную и военно-морскую деятельность государства.
Реализация этих требований лежит в плоскости решения трех основных задач, стоящих перед Россией в плане реализации национальной морской политики, изложенной в Морской доктрине Российской Федерации на период до 2020 года. Они представляют собой стратегический треугольник:
1. Изучение, освоение и использование природных (минеральных и энергетических) ресурсов Мирового океана, континентального шельфа и дна Мирового океана (разведка запасов и добыча нефти и газа, производство энергии, сохранение и увеличение добычи водных биологических ресурсов). Море остается самой неизученной и неосвоенной частью Земного шара. До 70% мировых запасов минерального сырья находятся в Мировом океане.
2. Обслуживание международной торговли посредством морского транспорта (более 90% мировой торговли осуществляется морем).
3. Обеспечение безопасности внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации и их природных ресурсов (при интенсификации освоения и использования морского пространства в интересах экономики Российской Федерации возрастает вероятность угроз с морских направлений как со стороны отдельных государств, так и со стороны различных экстремистских группировок — пиратов, террористов и т.д.).
Реализация этих задач требует наличия сложной морской техники.
ТРЕБОВАНИЯ К НАШЕМУ ПРОДУКТУ
В отношении трех перечисленных задач существуют три различных набора требований для производителя техники.
1. Для освоения континентального шельфа и дна Мирового океана наиважнейшими качествами являются производительность, надежность и экологическая безопасность предлагаемых технологических решений. Ремонт или авария в море могут свести на нет многолетние усилия тысяч людей.
2. При строительстве судов для коммерческих перевозок важна низкая стоимость при эффективной организации строительства и эксплуатации построенного судна. Деньги, инвестированные в строительство и затраченные судовладельцем на эксплуатацию судна, должны быть возвращены за счет фрахта. Поскольку на фрахтовом рынке конкуренция очень высокая, то строительство судов, конкурентоспособных по соотношению цена-качество, является вопросом выживания судовладельца — нашего клиента.
3. При строительстве военных кораблей главным является нахождение оптимальных технологических решений для выполнения боевых задач, стоящих перед кораблем. Технологическое совершенство и простота управления — требуемые качества для современных военных кораблей. В условиях реального боя лишь простые и проверенные решения оказываются эффективными.
НАШ РЫНОК
Наш основной рынок — это Россия, но мы также продаем свою продукцию в 20 стран, используя наш опыт и распространяя российские технологии. Мы можем работать там, где есть спрос на морские технологии.
Постоянный поиск новых рынков и новых клиентов является основой нашего развития.
ЧТО МОГУТ ДАТЬ РОССИЙСКИЕ МОРСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ МИРУ?
Наш народ является специалистом по выживанию в тяжелых климатических условиях. Холодный климат, штормовое море, фактор внешних угроз сформировали русский морской характер. Недостаток ресурсов, задачи выживания в неизвестной, порой опасной среде на протяжении столетий сформировали в России жесткие требования и уникальные подходы к строительству судов и морской техники. Простота и надежность — вот качества, за которые русскую морскую технику ценят в мире.
Простота — это не примитивность, это решение поставленной задачи с использованием наименьшего объема ресурсов. Оно требует смекалки, профессионализма и знаний реальных условий эксплуатации техники в море.
Надежность — это не грубость технических решений, а предусмотренная заранее расшивка узких мест, способность предвидеть будущее, способность увидеть сквозь время ключевые аспекты предстоящей эксплуатации корабля и морской техники. В обеспечении надежности не бывает мелочей. Вышедшие из строя узел или деталь могут сделать невыполнимой миссию, для которой строился корабль или создавалась морская техника.
НАША СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ
В современном мире отдельно взятой компании или даже целому государству невозможно быть успешным во всем, правила международного разделения труда диктуют необходимость специализации. Нашей специализаций является то, что требуется в большом количестве для российских заказчиков, но не может быть легко приобретено на внешнем рынке.
В морской технике и технике по освоению континентального шельфа
это — буровые и добычные платформы ледового класса, буровые суда, трубоукладчики, суда сейсморазведки для арктических условий, плавучие заводы по производству сжиженного природного газа.
В судостроении для коммерческого флота нашей специализацией является строительство среднетоннажных танкеров и газовозов ледового класса, арктических судов-снабженцев, судов-спасателей, винтаризированных бункеровщиков и буксиров.
В строительстве кораблей для Военно-морского флота и других силовых структур это — строительство кораблей различного предназначения: от атомных и дизель-электрических подводных лодок до авианосцев, фрегатов, корветов, патрульных катеров, кораблей на воздушной подушке.
НАШИ ПРИНЦИПЫ
В своей деятельности мы руководствуемся следующими принципами:
1. Профессионализм. Наша работа требует множества специальных знаний и опыта. Для того чтобы дать заказчику лучшее и идти в ногу со временем, надо постоянно самосовершенствоваться, учась новому.
2. Ответственность. От решений, которые мы принимаем при проектировании или строительстве судов и кораблей, зависят судьбы людей. Мы помним об этом.
3.Честность. Мы должны быть честными по отношению к нашим заказчикам, ожидающим от нас лучшего, к нашим работникам, — отдающим нашему делу свое время, к нашему руководству, — доверившему нам это дело.
Эти принципы проявляются во всем: мы выясним все возможные технологические решения для того, чтобы предложить заказчику оптимальное; мы будем прикладывать все усилия для того, чтобы завершить проект в срок; наша отчетность должна показывать правду, а если мы сделали ошибку, мы не будем бояться признать и исправить ее.
ЛЮДИ — НАША ГЛАВНАЯ ЦЕННОСТЬ
Даже в XXI веке в судостроении основную работу делают люди. Станки и оборудование сделали их труд более производительным, но ничего не может заменить человека в обозримом будущем. Более 60% стоимости судна, буровой платформы или корабля создаются ручным трудом.
Люди — ключевой ресурс на каждом этапе цикла: от проектирования до утилизации, от сварки корпуса до сдачи судна. В производственном процессе люди имеют разную профессиональную ценность в зависимости от их знания и опыта. Наша задача — добиваться того, чтобы наши сотрудники, на каком бы посту они ни находились, постоянно совершенствовали свои знания и умения, передавали и перенимали лучший опыт, повышая собственную капитализацию и капитализацию компании.
Обученный опытный сотрудник в судостроении — это огромная ценность для нас. Чем больше затрачено средств на его обучение, тем больше его вклад в общее дело. И мы не хотим, чтобы сотрудник от нас ушел, мы не хотим терять ценности, а хотим приобретать их. Каждый руководитель должен создать условия для развития, профессионального совершенствования и карьерного роста каждого своего подчиненного. Мы хотим, чтобы наши сотрудники оставались с нами надолго и были счастливы.
Судостроение — это бизнес. Как все живые организмы, компании, фирмы и корпорации должны развиваться, постоянно совершенствуясь и обновляясь. Для этого у нас должны быть финансовые ресурсы, источником которых является прибыль. Обучение сотрудников, обновление оборудования, приобретение новых технологий — все это требует средств. Да, мы хотим быть прибыльными — это залог успешного развития в будущем.
Мы хотим, чтобы наши сотрудники жили лучше и могли обеспечить себе и своей семье достойную жизнь. Мы уверены, что только так возможно добиться роста производительности труда.
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ
Наш главный актив — люди. Качество нашей жизни влияет на то, что мы производим. Оно определяется не только уровнем оплаты труда, но и обстановкой в коллективе, настроением человека на рабочем месте, графиком работы. Мы стараемся сделать так, чтобы время, проведенное на работе, было для всех нас временем радости и творчества. Уважительное и доброжелательное отношение к коллегам, дружба и взаимовыручка — очень важны для нас. Судостроение — тяжелый труд. Давайте, по возможности, сделаем его приятным.
Зачастую чей-то подвиг — это исправление чьих-то ошибок. Мы стараемся спланировать и организовать процесс так, чтобы успевать сделать всю работу в рабочее время и проводить свободное время с семьей, детьми и друзьями. Если у начальника подчиненные вынуждены постоянно перерабатывать, — это значит, что он плохо организовал производственный процесс. Давайте беречь друг друга, правильно планируя свою работу.
КАК МЫ НАХОДИМ ЛЮДЕЙ
К сожалению, налаженный процесс смены поколений в отечественном судостроении дал сбой в середине 1990-х годов, когда отрасль, не имеющую заказов, покинула масса подготовленных специалистов. Результатом этого стал «разрыв поколений» — на многих предприятиях остались опытные специалисты, чей возраст приближался к шестидесяти годам, которым сложно осваивать новые методы и технологии, и молодежь, которая пока еще не имеет достаточного опыта. Пропало среднее, самое производительное поколение специалистов.
Но сейчас люди начали возвращаться на предприятия. Не на все, а на те, где чувствуются перспектива и развитие.
Задача всех руководителей — выявлять способных к обучению, ответственных молодых специалистов, прикреплять их к «старикам», учить, передавать опыт, не теряя времени. Мы должны сохранить национальную судостроительную школу.
Что касается старшего поколения, то необходимо, чтобы у каждого специалиста и руководителя любого уровня была замена: два-три специалиста, которые смогут однажды «принять вахту».
Сегодня быть просто опытным инженером, бригадиром, монтажником, директором уже недостаточно. Нужно стать еще и учителем для молодой смены. Кто не делает этого, проявляет эгоизм, пытаясь зацементировать свою незаменимость. Готовить новую смену — в этом наше ответственное поведение. Формирование кадрового резерва по предприятиям корпорации — основная задача кадровых служб.
КАК МЫ РАССТАЕМСЯ С ЛЮДЬМИ
Иногда сотрудник оказывается не на своем месте. Это плохо для всех — страдает работа, с которой он не справляются, начальство, возлагавшее на него надежды, и он сам, понимающий, что ноша ему не по силам. Задача руководства — освободить его от этой участи. Профессионалов в судостроении мало, и поэтому профессиональному сотруднику мы всегда найдем другое место. Не страшно делать ошибки — страшно не делать из них правильные выводы.
Есть только три качества, за которые мы прощаемся с нашими коллегами навсегда: лень, неответственное отношение к работе и ложь. Эти качества разрушают наши принципы, а принципы — это основа выживания нашей корпорации. Прощаясь с работником, укравшим что-либо с верфи, мы защищаем свое будущее.
ГОРИЗОНТ ПЛАНИРОВАНИЯ
Особенностью судостроения является чрезвычайно длительный производственный цикл: от года для буксира до нескольких лет для атомной подводной лодки. Еще дольше живет наша продукция: от формирования технического задания на головное судно до утилизации последнего судна в серии проходит 40-50 лет. Поэтому, добиваясь высокой рентабельности, мы не можем сиюминутной прибыли принести в жертву интересы долгосрочного развития.
Исходя из того, что обновление оборудования и базовых технологий происходит каждые 20-30 лет, мы должны иметь горизонт планирования в 20 лет.
При рассмотрении любого важного стратегического решения мы должны задавать себе вопрос: что нам даст это решение в двадцатилетней перспективе? Если ничего, — это не то, что мы должны делать.
КАК МЫ ВЫГЛЯДИМ
Нам необходимо найти взаимопонимание с любым представителем заказчика, будь то инженер, руководитель, офицер военной приемки или сюрвейер. В большинстве своем это люди, имеющие морской опыт, ценящие серьезный профессиональный подход. Мы должны вести себя и выглядеть соответствующим образом.
Компания имеет достаточно строгий дресс-код: для работников офиса — это темные однотонные костюмы, светлые, белые или голубые рубашки, галстуки. Для производственных сотрудников — опрятная спецодежда.
БЕЗОПАСНОСТЬ — ПРЕВЫШЕ ВСЕГО
Только здоровый человек, набравшийся опыта за годы работы, может быть хорошим судостроителем. К сожалению, судостроение во всем мире остается одной из самых травмоопасных отраслей. Мы хотим, чтобы все наши сотрудники вернулись домой живыми, здоровыми. Поэтому никакие усилия или расходы на безопасность труда не являются чрезмерными.
Никакие ошибки в организации безопасного труда не должны оставаться без внимания. Необходимо быть требовательными к нарушителям техники безопасности, останавливать их и требовать исправления ситуации, невзирая на должности. Это вопрос жизни и здоровья наших коллег.
НАШИ ПРОБЛЕМЫ
Конечно, у нас есть проблемы. И мы не боимся о них говорить. Это дает нам возможность обсуждать и находить пути их решения.
1. Низкая производительность труда. Отрасль пропустила два этапа технического перевооружения. Основные фонды и подходы к организации труда сформировались в 1970-е годы. Мы понимаем это и хотим наверстать упущенное, проводя модернизацию предприятий и обучение сотрудников.
Задачей является выход на производительность в 3 миллиона рублей на одного работающего в год в судостроении и 2 миллиона — в судоремонте. Это ниже, чем у наших конкурентов, но в три-пять раз выше того, что мы имеем сегодня. Без этого мы не выживем. Это необходимость.
2. Избыточные и устаревшие мощности. Многие предприятия Корпорации неконкурентоспособны, для них нет заказов. Мы будем перепрофилировать эти верфи, если возможно, или закрывать их. Нам придется закрыть 6-8 заводов. Это необходимость.
3. Неэффективное соотношение производственных и непроизводственных сотрудников. К сожалению, у нас на одного рабочего приходится 3-4 человека непроизводственного персонала. Это советские пережитки организации труда в промышленности, работавшей в основном на ВПК. Мы будем нанимать и обучать производственных рабочих, сокращая непроизводственных сотрудников. Задача — выйти на соотношение 1:1. Это необходимость.
4. Нашим заказчикам требуется современная морская техника. Мы должны полностью обновить наш модельный ряд. Через три года все наши корабли и суда будут строиться по новым проектам. Для этого надо осваивать зарубежные технологии, привлекать молодых специалистов, знающих иностранные языки и владеющих новыми методами проектирования. Мы будем менять инженерный состав и руководство предприятий. Это необходимость.
5. Судостроение — отрасль глобальной конкуренции. Мы конкурируем с судостроителями по всему миру. Ни в одной стране такая капиталоемкая отрасль, как судостроение, не стала успешной сама по себе. Для этого требуется поддержка государства.
Нам не нужны подачки от государства — мы заработаем сами, но нам нужны конкурентоспособные условия хозяйствования. Судостроителям от российского государства требуются поддержка в установлении уровня налогообложения на уровне стран-конкурентов, льготное кредитование, как у конкурентов, ускоренные таможенные процедуры при ввозе комплектующих, как в портах конкурентов.
Мы будем разъяснять нашу позицию на всех уровнях власти. Без этого мы не сможем быть конкурентоспособными, не сможем обновлять оборудование и учить специалистов. Если мы это не сделаем, мы станем последними судостроителями в истории России. Мы не допустим этого. Мы будем бороться за свою отрасль и свое будущее. Это необходимость.
ТЕКУЩИЕ ЗАДАЧИ ОСК
Задачи сегодняшнего дня определяются имеющимися проблемами. Необходимо:
1. Обновлять оборудование, строить новые мощности и повышать производительность труда.
2. Укрупнять производства, закрывая нерентабельные верфи.
3. Обучать кадры и нанимать специалистов требуемых специальностей, сокращая непроизводственные должности.
4. Привлекать профессиональную молодежь в проектирование и руководство.
5. Осуществлять поддержку изменениям в законодательстве с целью создания налоговых и таможенных режимов для судостроительных предприятий России, равных условиям у основных зарубежных конкурентов.
ОСК И ОТЕЧЕСТВЕННОЕ СУДОСТРОЕНИЕ
ОСК — это еще не все судостроение России. Доля корпорации в отраслевом выпуске составляет около половины. Но главное — в силу специфики выпускаемой продукции — она легко перемещается в пространстве — нам приходится конкурировать не в России, а с основными судостроительными компаниями мира.
История развития современного судостроения показывает, что успешными в мировой конкуренции могут быть лишь страны, создавшие не одну-две судостроительных компании, а большие кластеры, производящие оборудование и комплектующие. В силу этого мы рады развитию других предприятий судостроения в России вне зависимости от форм собственности. Мы поддерживаем развитие предприятий-субподрядчиков, поскольку их конкурентоспособность будет обуславливать конкурентоспособность нашего конечного продукта — готового судна.
ОСК не стремится включить в свой состав предприятия-субподрядчики, то есть не пытается выстроить вертикально интегрированный холдинг. Мы — финишеры, выпускающие конечную продукцию. Нам достаточно иметь возможность купить услугу или деталь на конкурентном рынке.
Мы хотим дать каждому нашему заказчику все, что ему нужно для освоения морского пространства: лучшие технические решения при строительстве и проектировании морской техники за счет внедрения передовых технологий, повышения эффективности.
ЗАДАЧИ
Наши задачи вытекают из требований Президента Российской Федерации по поддержанию и развитию морского потенциала, представляющего собой совокупность военной составляющей, гражданского морского флота, а также инфраструктуры, обеспечивающей их функционирование и развитие, морскую хозяйственную и военно-морскую деятельность государства.
Реализация этих требований лежит в плоскости решения трех основных задач, стоящих перед Россией в плане реализации национальной морской политики, изложенной в Морской доктрине Российской Федерации на период до 2020 года. Они представляют собой стратегический треугольник:
1. Изучение, освоение и использование природных (минеральных и энергетических) ресурсов Мирового океана, континентального шельфа и дна Мирового океана (разведка запасов и добыча нефти и газа, производство энергии, сохранение и увеличение добычи водных биологических ресурсов). Море остается самой неизученной и неосвоенной частью Земного шара. До 70% мировых запасов минерального сырья находятся в Мировом океане.
2. Обслуживание международной торговли посредством морского транспорта (более 90% мировой торговли осуществляется морем).
3. Обеспечение безопасности внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации и их природных ресурсов (при интенсификации освоения и использования морского пространства в интересах экономики Российской Федерации возрастает вероятность угроз с морских направлений как со стороны отдельных государств, так и со стороны различных экстремистских группировок — пиратов, террористов и т.д.).
Реализация этих задач требует наличия сложной морской техники.
ТРЕБОВАНИЯ К НАШЕМУ ПРОДУКТУ
В отношении трех перечисленных задач существуют три различных набора требований для производителя техники.
1. Для освоения континентального шельфа и дна Мирового океана наиважнейшими качествами являются производительность, надежность и экологическая безопасность предлагаемых технологических решений. Ремонт или авария в море могут свести на нет многолетние усилия тысяч людей.
2. При строительстве судов для коммерческих перевозок важна низкая стоимость при эффективной организации строительства и эксплуатации построенного судна. Деньги, инвестированные в строительство и затраченные судовладельцем на эксплуатацию судна, должны быть возвращены за счет фрахта. Поскольку на фрахтовом рынке конкуренция очень высокая, то строительство судов, конкурентоспособных по соотношению цена-качество, является вопросом выживания судовладельца — нашего клиента.
3. При строительстве военных кораблей главным является нахождение оптимальных технологических решений для выполнения боевых задач, стоящих перед кораблем. Технологическое совершенство и простота управления — требуемые качества для современных военных кораблей. В условиях реального боя лишь простые и проверенные решения оказываются эффективными.
НАШ РЫНОК
Наш основной рынок — это Россия, но мы также продаем свою продукцию в 20 стран, используя наш опыт и распространяя российские технологии. Мы можем работать там, где есть спрос на морские технологии.
Постоянный поиск новых рынков и новых клиентов является основой нашего развития.
ЧТО МОГУТ ДАТЬ РОССИЙСКИЕ МОРСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ МИРУ?
Наш народ является специалистом по выживанию в тяжелых климатических условиях. Холодный климат, штормовое море, фактор внешних угроз сформировали русский морской характер. Недостаток ресурсов, задачи выживания в неизвестной, порой опасной среде на протяжении столетий сформировали в России жесткие требования и уникальные подходы к строительству судов и морской техники. Простота и надежность — вот качества, за которые русскую морскую технику ценят в мире.
Простота — это не примитивность, это решение поставленной задачи с использованием наименьшего объема ресурсов. Оно требует смекалки, профессионализма и знаний реальных условий эксплуатации техники в море.
Надежность — это не грубость технических решений, а предусмотренная заранее расшивка узких мест, способность предвидеть будущее, способность увидеть сквозь время ключевые аспекты предстоящей эксплуатации корабля и морской техники. В обеспечении надежности не бывает мелочей. Вышедшие из строя узел или деталь могут сделать невыполнимой миссию, для которой строился корабль или создавалась морская техника.
НАША СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ
В современном мире отдельно взятой компании или даже целому государству невозможно быть успешным во всем, правила международного разделения труда диктуют необходимость специализации. Нашей специализаций является то, что требуется в большом количестве для российских заказчиков, но не может быть легко приобретено на внешнем рынке.
В морской технике и технике по освоению континентального шельфа
это — буровые и добычные платформы ледового класса, буровые суда, трубоукладчики, суда сейсморазведки для арктических условий, плавучие заводы по производству сжиженного природного газа.
В судостроении для коммерческого флота нашей специализацией является строительство среднетоннажных танкеров и газовозов ледового класса, арктических судов-снабженцев, судов-спасателей, винтаризированных бункеровщиков и буксиров.
В строительстве кораблей для Военно-морского флота и других силовых структур это — строительство кораблей различного предназначения: от атомных и дизель-электрических подводных лодок до авианосцев, фрегатов, корветов, патрульных катеров, кораблей на воздушной подушке.
НАШИ ПРИНЦИПЫ
В своей деятельности мы руководствуемся следующими принципами:
1. Профессионализм. Наша работа требует множества специальных знаний и опыта. Для того чтобы дать заказчику лучшее и идти в ногу со временем, надо постоянно самосовершенствоваться, учась новому.
2. Ответственность. От решений, которые мы принимаем при проектировании или строительстве судов и кораблей, зависят судьбы людей. Мы помним об этом.
3.Честность. Мы должны быть честными по отношению к нашим заказчикам, ожидающим от нас лучшего, к нашим работникам, — отдающим нашему делу свое время, к нашему руководству, — доверившему нам это дело.
Эти принципы проявляются во всем: мы выясним все возможные технологические решения для того, чтобы предложить заказчику оптимальное; мы будем прикладывать все усилия для того, чтобы завершить проект в срок; наша отчетность должна показывать правду, а если мы сделали ошибку, мы не будем бояться признать и исправить ее.
ЛЮДИ — НАША ГЛАВНАЯ ЦЕННОСТЬ
Даже в XXI веке в судостроении основную работу делают люди. Станки и оборудование сделали их труд более производительным, но ничего не может заменить человека в обозримом будущем. Более 60% стоимости судна, буровой платформы или корабля создаются ручным трудом.
Люди — ключевой ресурс на каждом этапе цикла: от проектирования до утилизации, от сварки корпуса до сдачи судна. В производственном процессе люди имеют разную профессиональную ценность в зависимости от их знания и опыта. Наша задача — добиваться того, чтобы наши сотрудники, на каком бы посту они ни находились, постоянно совершенствовали свои знания и умения, передавали и перенимали лучший опыт, повышая собственную капитализацию и капитализацию компании.
Обученный опытный сотрудник в судостроении — это огромная ценность для нас. Чем больше затрачено средств на его обучение, тем больше его вклад в общее дело. И мы не хотим, чтобы сотрудник от нас ушел, мы не хотим терять ценности, а хотим приобретать их. Каждый руководитель должен создать условия для развития, профессионального совершенствования и карьерного роста каждого своего подчиненного. Мы хотим, чтобы наши сотрудники оставались с нами надолго и были счастливы.
Судостроение — это бизнес. Как все живые организмы, компании, фирмы и корпорации должны развиваться, постоянно совершенствуясь и обновляясь. Для этого у нас должны быть финансовые ресурсы, источником которых является прибыль. Обучение сотрудников, обновление оборудования, приобретение новых технологий — все это требует средств. Да, мы хотим быть прибыльными — это залог успешного развития в будущем.
Мы хотим, чтобы наши сотрудники жили лучше и могли обеспечить себе и своей семье достойную жизнь. Мы уверены, что только так возможно добиться роста производительности труда.
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ
Наш главный актив — люди. Качество нашей жизни влияет на то, что мы производим. Оно определяется не только уровнем оплаты труда, но и обстановкой в коллективе, настроением человека на рабочем месте, графиком работы. Мы стараемся сделать так, чтобы время, проведенное на работе, было для всех нас временем радости и творчества. Уважительное и доброжелательное отношение к коллегам, дружба и взаимовыручка — очень важны для нас. Судостроение — тяжелый труд. Давайте, по возможности, сделаем его приятным.
Зачастую чей-то подвиг — это исправление чьих-то ошибок. Мы стараемся спланировать и организовать процесс так, чтобы успевать сделать всю работу в рабочее время и проводить свободное время с семьей, детьми и друзьями. Если у начальника подчиненные вынуждены постоянно перерабатывать, — это значит, что он плохо организовал производственный процесс. Давайте беречь друг друга, правильно планируя свою работу.
КАК МЫ НАХОДИМ ЛЮДЕЙ
К сожалению, налаженный процесс смены поколений в отечественном судостроении дал сбой в середине 1990-х годов, когда отрасль, не имеющую заказов, покинула масса подготовленных специалистов. Результатом этого стал «разрыв поколений» — на многих предприятиях остались опытные специалисты, чей возраст приближался к шестидесяти годам, которым сложно осваивать новые методы и технологии, и молодежь, которая пока еще не имеет достаточного опыта. Пропало среднее, самое производительное поколение специалистов.
Но сейчас люди начали возвращаться на предприятия. Не на все, а на те, где чувствуются перспектива и развитие.
Задача всех руководителей — выявлять способных к обучению, ответственных молодых специалистов, прикреплять их к «старикам», учить, передавать опыт, не теряя времени. Мы должны сохранить национальную судостроительную школу.
Что касается старшего поколения, то необходимо, чтобы у каждого специалиста и руководителя любого уровня была замена: два-три специалиста, которые смогут однажды «принять вахту».
Сегодня быть просто опытным инженером, бригадиром, монтажником, директором уже недостаточно. Нужно стать еще и учителем для молодой смены. Кто не делает этого, проявляет эгоизм, пытаясь зацементировать свою незаменимость. Готовить новую смену — в этом наше ответственное поведение. Формирование кадрового резерва по предприятиям корпорации — основная задача кадровых служб.
КАК МЫ РАССТАЕМСЯ С ЛЮДЬМИ
Иногда сотрудник оказывается не на своем месте. Это плохо для всех — страдает работа, с которой он не справляются, начальство, возлагавшее на него надежды, и он сам, понимающий, что ноша ему не по силам. Задача руководства — освободить его от этой участи. Профессионалов в судостроении мало, и поэтому профессиональному сотруднику мы всегда найдем другое место. Не страшно делать ошибки — страшно не делать из них правильные выводы.
Есть только три качества, за которые мы прощаемся с нашими коллегами навсегда: лень, неответственное отношение к работе и ложь. Эти качества разрушают наши принципы, а принципы — это основа выживания нашей корпорации. Прощаясь с работником, укравшим что-либо с верфи, мы защищаем свое будущее.
ГОРИЗОНТ ПЛАНИРОВАНИЯ
Особенностью судостроения является чрезвычайно длительный производственный цикл: от года для буксира до нескольких лет для атомной подводной лодки. Еще дольше живет наша продукция: от формирования технического задания на головное судно до утилизации последнего судна в серии проходит 40-50 лет. Поэтому, добиваясь высокой рентабельности, мы не можем сиюминутной прибыли принести в жертву интересы долгосрочного развития.
Исходя из того, что обновление оборудования и базовых технологий происходит каждые 20-30 лет, мы должны иметь горизонт планирования в 20 лет.
При рассмотрении любого важного стратегического решения мы должны задавать себе вопрос: что нам даст это решение в двадцатилетней перспективе? Если ничего, — это не то, что мы должны делать.
КАК МЫ ВЫГЛЯДИМ
Нам необходимо найти взаимопонимание с любым представителем заказчика, будь то инженер, руководитель, офицер военной приемки или сюрвейер. В большинстве своем это люди, имеющие морской опыт, ценящие серьезный профессиональный подход. Мы должны вести себя и выглядеть соответствующим образом.
Компания имеет достаточно строгий дресс-код: для работников офиса — это темные однотонные костюмы, светлые, белые или голубые рубашки, галстуки. Для производственных сотрудников — опрятная спецодежда.
БЕЗОПАСНОСТЬ — ПРЕВЫШЕ ВСЕГО
Только здоровый человек, набравшийся опыта за годы работы, может быть хорошим судостроителем. К сожалению, судостроение во всем мире остается одной из самых травмоопасных отраслей. Мы хотим, чтобы все наши сотрудники вернулись домой живыми, здоровыми. Поэтому никакие усилия или расходы на безопасность труда не являются чрезмерными.
Никакие ошибки в организации безопасного труда не должны оставаться без внимания. Необходимо быть требовательными к нарушителям техники безопасности, останавливать их и требовать исправления ситуации, невзирая на должности. Это вопрос жизни и здоровья наших коллег.
НАШИ ПРОБЛЕМЫ
Конечно, у нас есть проблемы. И мы не боимся о них говорить. Это дает нам возможность обсуждать и находить пути их решения.
1. Низкая производительность труда. Отрасль пропустила два этапа технического перевооружения. Основные фонды и подходы к организации труда сформировались в 1970-е годы. Мы понимаем это и хотим наверстать упущенное, проводя модернизацию предприятий и обучение сотрудников.
Задачей является выход на производительность в 3 миллиона рублей на одного работающего в год в судостроении и 2 миллиона — в судоремонте. Это ниже, чем у наших конкурентов, но в три-пять раз выше того, что мы имеем сегодня. Без этого мы не выживем. Это необходимость.
2. Избыточные и устаревшие мощности. Многие предприятия Корпорации неконкурентоспособны, для них нет заказов. Мы будем перепрофилировать эти верфи, если возможно, или закрывать их. Нам придется закрыть 6-8 заводов. Это необходимость.
3. Неэффективное соотношение производственных и непроизводственных сотрудников. К сожалению, у нас на одного рабочего приходится 3-4 человека непроизводственного персонала. Это советские пережитки организации труда в промышленности, работавшей в основном на ВПК. Мы будем нанимать и обучать производственных рабочих, сокращая непроизводственных сотрудников. Задача — выйти на соотношение 1:1. Это необходимость.
4. Нашим заказчикам требуется современная морская техника. Мы должны полностью обновить наш модельный ряд. Через три года все наши корабли и суда будут строиться по новым проектам. Для этого надо осваивать зарубежные технологии, привлекать молодых специалистов, знающих иностранные языки и владеющих новыми методами проектирования. Мы будем менять инженерный состав и руководство предприятий. Это необходимость.
5. Судостроение — отрасль глобальной конкуренции. Мы конкурируем с судостроителями по всему миру. Ни в одной стране такая капиталоемкая отрасль, как судостроение, не стала успешной сама по себе. Для этого требуется поддержка государства.
Нам не нужны подачки от государства — мы заработаем сами, но нам нужны конкурентоспособные условия хозяйствования. Судостроителям от российского государства требуются поддержка в установлении уровня налогообложения на уровне стран-конкурентов, льготное кредитование, как у конкурентов, ускоренные таможенные процедуры при ввозе комплектующих, как в портах конкурентов.
Мы будем разъяснять нашу позицию на всех уровнях власти. Без этого мы не сможем быть конкурентоспособными, не сможем обновлять оборудование и учить специалистов. Если мы это не сделаем, мы станем последними судостроителями в истории России. Мы не допустим этого. Мы будем бороться за свою отрасль и свое будущее. Это необходимость.
ТЕКУЩИЕ ЗАДАЧИ ОСК
Задачи сегодняшнего дня определяются имеющимися проблемами. Необходимо:
1. Обновлять оборудование, строить новые мощности и повышать производительность труда.
2. Укрупнять производства, закрывая нерентабельные верфи.
3. Обучать кадры и нанимать специалистов требуемых специальностей, сокращая непроизводственные должности.
4. Привлекать профессиональную молодежь в проектирование и руководство.
5. Осуществлять поддержку изменениям в законодательстве с целью создания налоговых и таможенных режимов для судостроительных предприятий России, равных условиям у основных зарубежных конкурентов.
ОСК И ОТЕЧЕСТВЕННОЕ СУДОСТРОЕНИЕ
ОСК — это еще не все судостроение России. Доля корпорации в отраслевом выпуске составляет около половины. Но главное — в силу специфики выпускаемой продукции — она легко перемещается в пространстве — нам приходится конкурировать не в России, а с основными судостроительными компаниями мира.
История развития современного судостроения показывает, что успешными в мировой конкуренции могут быть лишь страны, создавшие не одну-две судостроительных компании, а большие кластеры, производящие оборудование и комплектующие. В силу этого мы рады развитию других предприятий судостроения в России вне зависимости от форм собственности. Мы поддерживаем развитие предприятий-субподрядчиков, поскольку их конкурентоспособность будет обуславливать конкурентоспособность нашего конечного продукта — готового судна.
ОСК не стремится включить в свой состав предприятия-субподрядчики, то есть не пытается выстроить вертикально интегрированный холдинг. Мы — финишеры, выпускающие конечную продукцию. Нам достаточно иметь возможность купить услугу или деталь на конкурентном рынке.
КАК МЫ ВИДИМ БУДУЩЕЕ
ОСК станет глобальным игроком в мировом судостроении, специализируясь на технически сложных судах для тяжелых условий эксплуатации.
В России будет создан мощный кластер предприятий, производящих комплектующие для судостроения.
Мы будем наращивать свои компетенции в проектировании и инжиниринге, оставаясь разработчиком и комплектатором конечного продукта. Мы будем создавать и приобретать проектные и инжиниринговые компании в России и за рубежом. Мы будем осваивать новые технологии и методы управления, создавая совместные предприятия с мировыми лидерами в своих направлениях.
Реализация нашей миссии будет способствовать достижению высокой эффективности морской деятельности, обеспечению устойчивого развития государства, защите и обеспечению национальных интересов и безопасности Российской Федерации в Мировом океане, укреплению международного авторитета России.
Нам предстоит много сделать. Это будет тяжелая и интересная работа. Присоединяйтесь к нам.
ОСК станет глобальным игроком в мировом судостроении, специализируясь на технически сложных судах для тяжелых условий эксплуатации.
В России будет создан мощный кластер предприятий, производящих комплектующие для судостроения.
Мы будем наращивать свои компетенции в проектировании и инжиниринге, оставаясь разработчиком и комплектатором конечного продукта. Мы будем создавать и приобретать проектные и инжиниринговые компании в России и за рубежом. Мы будем осваивать новые технологии и методы управления, создавая совместные предприятия с мировыми лидерами в своих направлениях.
Реализация нашей миссии будет способствовать достижению высокой эффективности морской деятельности, обеспечению устойчивого развития государства, защите и обеспечению национальных интересов и безопасности Российской Федерации в Мировом океане, укреплению международного авторитета России.
Нам предстоит много сделать. Это будет тяжелая и интересная работа. Присоединяйтесь к нам.