С заказом справились быстро — на все про все ушло 22 дня. На 23-й день тридцатитонный двигатель был уже полностью собран. Крымчане не скупились на комплименты за скорость и качество работы волгоградских специалистов. Заодно и объяснили, почему пришлось обращаться с таким вопросом на материк: после санкций и запрета на заходы судов работы в Крыму стало мало, специалисты по дизелям начали разъезжаться. Многие отправились за границу. Что еще печальнее — такая же картина сейчас наблюдается и во многих других регионах России, особенно в средней полосе. «Галс» на этом фоне оказался приятным исключением.
— Истоки нынешней проблемы с высококлассными специалистами по ремонту двигателей даже не в кризисе последних лет, они лежат куда глубже, — объясняет Александр Ткачев. — В постсоветские годы отечественные компании по ремонту судовых двигателей с трудом находили себе место на рынке. Сначала причина была в том, что судоходство сократилось до минимума. Работы не было, чинить было нечего, и страна стала терять квалифицированных механиков. Потом суда вроде бы вновь пошли по рекам, но возникла новая проблема. Пароходства массово перешли на агрегатный ремонт — представители Man, Volvo Penta, Scania и других иностранных компаний просто меняли крышки и клапаны. Соответственно многие российские специалисты опять остались сидеть на берегу ни с чем.
«Галс» в этой ситуации нашел выход — вокруг Александра Ткачева собралась группа единомышленников, которые освоили ремонт автомобильных двигателей — как легковых, так и большегрузов. Они брались за все, чинили любые модели, прошли огонь и воду. Накопленный опыт помог им пробить дорогу в судоремонте.
— Все дизели, все механизмы, которые стоят на судах, идут и на машины — те же Man, Volvo Penta, Renault, Scania. За время работы с автомобилями мы их изучили досконально — ремонтировали и спецтехнику и автотранспорт, грузовой, легковой. Освоили одноплунжерные насосы, электронные насосы, насосы с электронным впрыском системы «Комонрайл». Получили такой опыт, которого ни у кого нет, — говорит директор «Галса».
Сейчас когда-то скромная волгоградская фирма превратилась в мини-империю — обросла рядом дочерних предприятий в Азове, Астрахани и в Ростове-на-Дону, стала постоянным партнером компаний «Палмали», Северо-Западного пароходства, «Транспетрочарта», «Прайм Шиппинг» и еще нескольких российских и зарубежных заказчиков. Она производит как межнавигационное обслуживание дизелей и топливного оборудования, так и их капитальный ремонт, изготавливает детали судовых вспомогательных механизмов, чинит электрооборудование на судах и даже занимается подводным обследованием корпуса и другими водолазными работами. Это не считая поставок запчастей от изготовителя, работы с покрытиями и других направлений.
Однако успехи «Галса» не отменяют общую нерадостную ситуацию с российскими квалифицированными кадрами в области ремонта судовых двигателей, считает Александр Ткачев.
— Недавно я встречался с руководством Волгоградского государственного технического университета, и мы обсуждали проблему разрыва поколений технических специалистов. Есть идея создать в вузе факультет по ремонту судовых механизмов и двигателей. Наша компания готова активно в этом участвовать — вести их подготовку, давать возможность проходить практики, принимать на работу выпускников.
Уже сейчас существует созданная внутренним приказом по «Галсу» квалификационная комиссия, которая будет вести обучение молодежи.
— Я делаю ставку на молодежь, — признается Александр Ткачев. — Фактически подготовка кадров ведется нами уже сейчас. Приходят трактористы — мы их учим работать с судовыми дизелями. Приходят просто ребята, которые хотят освоить эту профессию, — мы их берем, учим на слесарей-ремонтников. Все это за счет внутренних резервов фирмы. Пока дело идет тяжело. Новое поколение в массе своей плохо готово к реальной работе руками. Но мы все-таки движемся вперед, и это главное. Другого пути все равно нет!