В навигацию 2015 года администрации бассейнов внутренних водных путей, подведомственные Федеральному агентству морского и речного транспорта, обслуживали 101661,6 км внутренних водных путей, в том числе с гарантированными габаритами судовых ходов 49 014,4 км.
Содержание внутренних водных путей во многих бассейнах обеспечивалось в условиях продолжающейся в последние годы низкой водности, в связи с чем, на основании статьи 77 КВВТ РФ администрациями бассейнов внутренних водных путей ограничения по осадке судов вводились в 10 бассейнах, на внутренних водных путях с гарантированными габаритами судовых ходов протяженностью 9251 км, в том числе в следующих бассейнах: Азово-Донском (260 км), Волжском (413 км), Байкало-Ангарском (109 км), Московском (1182км), Амурском (1473 км), Ленском (3558 км), Обском (391 км), Северо-Двинском (504 км), Енисейском (1001км), Волго-Балтийском (360 км).
Наиболее сложные гидрологические условия, оказавшие значительное влияние на работу транспортного флота, и, как следствие, на обеспечение объемов перевозки грузов, отмечались в Волжском, Азово-Донском и Ленском бассейнах.
В результате постоянно проводимого Росморречфлотом мониторинга и анализа глубин (в зависимости от попусков воды через Рыбинский и Горьковский гидроузлы), через Городецкий гидроузел в завершающий период навигации обеспечен проход судов с осадками 2,0 - 3,5 м, включая морской паром "Бахтияр", следовавший по внутренним водным путям Российской Федерации под государственным флагом Республики Хорватия.
Путевые работы и ряд других мероприятий (в том числе, проводка транспортного флота путейскими судами), проводимые в Азово-Донском бассейне, в условиях низкой водности и крайне ограниченных водных ресурсов Цимлянского водохранилища позволили в текущую навигацию создать условия для наименьших потерь объёмов грузоперевозок.
Упомянутые мероприятия по содержанию внутренних водных путей и расположенных на них судоходных гидротехнических сооружений позволили доставить пассажиров и те грузы, которые определяют приоритетную роль внутреннего водного транспорта в обеспечении перевозок крупногабаритных грузов, перевозок на Крайний Север и местности к ним приравненные, труднодоступные районы в отсутствии других видов сообщения.
В навигацию 2015 года был полностью обеспечен северный завоз жизненно важных грузов по госзаказу в объеме 1,7 млн.тонн, в том числе доставлено 599,6 тыс.тонн угля и 616,2 тыс.тонн нефтепродуктов.
В аналогичных неблагоприятных гидрологических условиях осуществлялась перевозка крупногабаритного изделия ОАО "Калужский турбинный завод" по реке Ока. Груз доставлен до пункта назначения в запланированные сроки.
Кроме того в навигацию 2015 года в рамках соглашения о сотрудничестве между администрацией Алтайского края, грузоотправителем (Бийский гравийно-песчаный карьер), грузоперевозчиками и ФБУ "Администрация Обского БВП" заключено соглашение, в рамках которого администрация путем проведения дополнительного комплекса путевых работ обеспечила в течение 78 суток гарантированную глубину 140 см. Это позволило перевести 180 тыс. т продукции для потребителей региона, снизив нагрузку на автомобильные дороги.
ОАО "Архангельский речной порт" осуществил социально важные перевозки 864225 пассажиров островных частей Архангельской области.
Выполнено 24 буксировки морских объектов по внутренним водным путям Единой глубоководной системы европейской части России: 12 буксировок обеспечено в направлении Азов-Астрахань, 10 буксировок – в направлении Астрахань-Азов и 2 буксировки – в направлении Санкт-Петербург-Астрахань.
По внутренним водным путям были осуществлены перевозки крупногабаритных грузов и нестандартного оборудования - морского плавдока из Зеленодольска (Республика Татарстан) в Северодвинск, оборудования для нефтехимической промышленности в г. Уфа.
В рамках Подпрограммы "Внутренний водный транспорт" Федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010-2020 гг.)" завершается реконструкция объекта "Разработка и реализация комплексного проекта реконструкции объектов инфраструктуры канала имени Москвы". II этап. Реконструкция гидроузла Кузьминск. В ходе реконструкции осуществлено строительства нового гидроузла Кузьминск – взамен построенному в 1914 году. В настоящее время завершаются работы по демонтажу старого гидроузла. Приемка вновь построенного гидроузла Кузьминск рабочей комиссией ФГБУ "Канал имени Москвы" планируется в начале декабря т.г.
Гидроузел Кузьминск обеспечивает необходимые для судоходства глубины на пятидесятикилометровом участке р. Оки. Он работает в каскаде с расположенным выше гидроузлом Белоомут и гидроузлами Москворецкой системы по реке Москве. Каскад соединяет город Москву через Оку с Волгой и, соответственно, с крупными промышленно-торговыми центрами России - Нижним Новгородом и Поволжьем.
После ввода в эксплуатацию гидроузлов Кузьминск и Белоомут гарантированная глубина на участке р. Оки стабилизируется, что позволит возобновить туристический маршрут "Московская кругосветка" и увеличить загрузку судов.
В рамках Подпрограммы "Внутренний водный транспорт" Федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010-2020 гг.)" осуществляется проектирование объекта "Строительство Нижегородского низконапорного гидроузла".
В настоящее время завершается 1 этап проектирования данного объекта. Проведены в необходимом объеме инженерные и другие изыскания, определены компоновочные и основные конструктивные решения решения гидроузла, определена оценка воздействия на окружающую среду. По итогам 1 этапа в апреле 2016 г. предусматривается получение заключений ФАУ "Главгосэкспертиза России" и государственной экологической экспертизы.
В целом по итогам с открытия навигации по октябрь 2015 г. внутренним водным транспортом перевезено 111,3 млн.т грузов различного назначения, в т.ч. внешнеэкономических грузов – 23,3 млн. т, пассажиров всеми видами маршрутов – 13,0 млн. чел., в речных портах переработано 142,2 млн. т грузов.
Источник: пресс-служба Федерального агентства морского и речного транспорта.