Все представленные данные из открытых источников и источников которые были ранее открыты. Темы для раскрытия в статье: 1) Конкурентоспособность ремонта для обслуживания судов, работающих в Арктике; 2) Прогнозирование спроса в сфере судоремонта арктического коммерческого флота в новых экономических условиях.
Раскрытие информации надзорными органами и профильными министерствами по статистикам до конца 2021 года и прочие открытые источники и планы позволяли в отношении состава флота и его выбытия/пополнения с достаточной точностью определить объем рынка судоремонтных услуг в конкретном регионе.
Закрытие части информации в 2022 году, исключение из МАКО, закрытие европейских портов и прочие события в прошлом году привели к сильному изменению распределения спроса и предложения на рынке судоремонта Северо-Запада России. После обсуждения на площадке форума "Арктика - регионы" в рамках панельной дискуссии "Актуальные вопросы ремонта и обслуживания арктического флота" и последовавшая после дискуссия показали интерес к этой теме. И, да, я очень рад, что сейчас стали говорить о судоремонте, как об отдельной отрасли.
В настоящее время мощностей судоремонта Мурманска, Архангельска и севера Норвегии достаточно, чтобы обслужить 80% флота с мурманской и архангельской пропиской. Но дефицит – 20% от рынка сказывается уже сейчас. При введении новых единиц флота по государственным программам строительства, а так же при увеличении гражданских флотов по причинам ухода иностранных игроков и необходимости наращивать флот на Севере из-за изменения направления грузопотоков и увеличения средних дистанций работы на линиях эта нехватка будет ощущаться еще острее. Если предположить, что Норвегия закроет последние порты для захода судов под флагом РФ, ситуация может привести к необходимости отправления судов на ремонт с дальним плечом до верфи, что увеличит срок, стоимость ремонта и уменьшит рабочее время судна.
Такими выводами я поделился с коллегами на форуме и сделал их на основании следующего анализа:
По данным регистровой книги РС на ноябрь 2022 года к Мурманску приписано 307 единиц морского флота, к Архангельску – 186. Средний возраст судна 29 лет. При этом:
Вывод напрашивается сам собой: флот в Арктике требует повышенного обслуживания ввиду возраста. Объем ремонтных работ с подъемом судна: порядка 100 промежуточных и 100 очередных освидетельствований в год.
По данным различных государственных программ и планового развития коммерческого флота в период с 2023 по 2035 ожидается, что будут сданы в эксплуатацию порядка 177 судов различных классов с портом приписки Мурманск и порядка 80 с портом приписки Архангельск. С учетом возможного отставания введения судов в строй, как примерно происходит сейчас с промысловым флотом, с учетом выбывания устаревших судов и приобретения их за рубежом, а также смены класса, получаем:
Средний возраст судов при этом снизится с 29 до 23 лет. Это показатель того, что объем услуг судоремонта для останется в той же части графика зависимости объема обслуживания от возраста. Время обслуживания одного судна не изменится.
Повышенного внимания к себе будут требовать вновь построенные суда, особенно головные и первые два серийных до первого очередного (то есть первые 5 лет эксплуатации). Изменение состава флота приведет к увеличению необходимых докований до 135 промежуточных и 135 очередных освидетельствований ежегодно для судов с пропиской в портах Мурманск и Архангельск.
Выводы
Для судоремонтной отрасли это хороший рынок на будущие десятилетия и вызов – обеспечить своевременным сервисом растущие потребности флота в Арктической зоне России. Стоит отметить, что данные расчеты не берут во внимание объем существенных переоборудований и реноваций, существующую потребность судов под классом РКО и загрузку по оборонным заказам на тех предприятиях, что обычно работают и с гражданским флотом.
Рынок судоремонта в регионе, помимо введения мощностей "Росатомом" для собственных нужд, может без возникновения жесткой конкуренции между участниками рынка вместить еще как минимум увеличение на 2 судоподъемных устройства с рабочей нагрузкой до 5 000 тонн и 1 судоподъемного устройства с рабочей нагрузкой до 10 000 тонн в Мурманске, а так же по одному судоподъемному устройству до 5 000 тонн, до 10 000 тонн и до 25 000 тонн в Архангельске.
Сейчас крупные компании судовладельцы идут по пути создания собственных баз обслуживания флота и это весьма оправдано для лучшего планирования постановки на ремонт, исходя из рабочего графика каждой единицы. Однако стоимость создания судоремонтного предприятия даже частичного цикла ремонта в портах Мурманск или Архангельск по различной информации составляет от 8 до 15 млрд руб., а необходимость проведения дноуглубительных работ при этом или закупки необходимого дорогостоящего станочного парка с низкой последующей загрузкой ставит под вопрос экономическую составляющую таких проектов и возможности привлечения инвестиций под такие стройки.
Рад, что уже сейчас на площадках форума, а так же в диалоге с профильными ведомствами ведется обсуждение помощи со стороны государства, а так же создания судоремонтных кластеров вокруг больших существующих предприятий и строительства новых судоремонтных заводов в регионах. Хотелось бы быстрейшего начала конкретных действий, так как рынок судоремонта арктической зоны "свалился" в Россию уже сейчас.
Подписка Корабел.ру экономит ваше время Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей и будьте в курсе всего самого важного и интересного! |