В продолжение дискуссии о развитии пассажирских перевозок на внутренних водных путях предлагаем вам мнение одного из наших читателей, о том, как можно восстановить и развить судоходство на примере одного небольшого приладожского города.
Умом Россию не понять.
Федор Тютчев
Давно пора, <едрена> мать, умом Россию понимать!
Игорь Губерман
Федор Тютчев
Давно пора, <едрена> мать, умом Россию понимать!
Игорь Губерман
«Хороша идея организовать региональные стенды, ведь значительная часть российских регионов живет около воды. Кто-то у моря, кто-то у рек и озер. Жаль, что эти хорошо оформленные стенды не были насыщены реальной информацией, потребностями жителей и правительств регионов в морском и речном транспорте, рабочем флоте и всем сопутствующем.
Полагаю, что в дальнейшем это направление будет лучше проработано. Ведь, если будут сформулированы потребности, то неизбежно появится и предложение. Может быть, именно это и станет морской индустрией России, из которой родятся и буровые, и газовозы, и прочие обещанные невиданные свершения?». И как здесь не согласиться с главным редактором «Корабела» Н.Н.Ивакиным?
Идея давно назрела. В стране имеются крупнейшие озера: Ладожское, Онежское, Байкал, крупные водохранилища, великие реки мира. Только по-прежнему крупные города работают как насосы, уводя население из «глубинки», а ведь в век перехода к постиндустриальному обществу ехать в крупный город вовсе не обязательно, так как услуги и образование можно получить на месте. И именно глубинка скоро будет востребована в противовес городской урбанизации со всеми ее преимуществами, равно как и недостатками.
Меня, как бывшего работника Северо-Западного пароходства, больше интересует Ладога. Проследим последние тенденции на примере одного из городов южного побережья Ладожского озера, г. Новая Ладога, расположенного на расстоянии 121 км от Санкт-Петербурга. На основе данных Википедии я составил график, отражающий колебания численности населения в данном городе:
Наверное, Петр Первый-основатель явно не обрадовался бы такой статистике. А ведь Старая Ладога, расположенная неподалеку, претендует на роль самой первой столицы Руси. Но берусь утверждать, что развитие рекреационной индустрии в акватории и у побережья Ладожского озера с применением инновационных транспортных технологий может дать эффективный толчок к развитию других проектов инновационной, гуманитарной, коммерческой деятельности.
Современное «сжатие пространства» происходит не только за счет информационных технологий, но и транспортных систем. На моей памяти на Валаам ходила с опытными рейсами «Комета». Сегодня можно развивать круглогодичные пассажирские линии, с использованием СВП и экранопланов. Дороговато, пока возможно, да. Но дешевле, чем самолет, и даже вертолет, и уж тем более дешевле строительства специализированной инфраструктуры. А регулярный трансфер жителей и туристов по всему побережью озера может стоить всех этих забот.
Стоимость билетов можно снизить, если создать порт в региональной собственности, ведь региону легче перекладывать деньги из одного кармана в другой с тем, чтобы потом общая сумма увеличилась. Благо такое законодательство имеется.
Летом 2010 г. губернаторами г.Санкт-Петербурга и Нижегородской области было подписано соглашение о сотрудничестве в сфере разработки и производства судов с динамическим принципом поддержания, в этом плане Нево-озеро - прекрасный полигон для отработки новых конструкций и проверки показателей. Да и Карелия в накладе не останется.
Можно, ведь, и особую экономическую зону создать – рекреационную, с условным названием «Нево», законодательство на федеральном уровне отработано, а отрасль получит экономические преференции.
Там, глядишь, и долгожданное открытие внутренних путей для плавания судов под иностранным флагом состоится, тогда европейские внутренние водные пути закольцуются в систему Балтика – Волго-Балт-Волга –Черное море, Дунай – Майн-Рейн. Тогда и судовладельцы смогут рассчитывать не только на регионального, в лучшем случае, отечественного потребителя. В ВТО ведь вступаем, манны небесной больше не ожидается, а вот имеющийся потенциал надо использовать по полной.
Так, что перспективы развития Приладожья, востребованного самими жителями, можно найти всегда, при условии, разумеется, желания самой власти. А речники смогут взглянуть на проблему со стороны своего фарватера. Усть-Луга, чем не пример.
В Ленинградской области новый губернатор. Слышащий – да услышит…
А в очередь выстроятся Онега и крупные водохранилища на Волге.
Михаил Коновалов, Нижегородский институт экономического развития, руководитель центра инновационного развития.