Поймем ли Россию?

16 4395 2 мин


 В продолжение дискуссии о развитии пассажирских перевозок на внутренних водных путях предлагаем вам мнение одного из наших читателей, о том, как можно восстановить и развить судоходство на примере одного небольшого приладожского города.

Умом Россию не понять.
Федор Тютчев
Давно пора, <едрена> мать, умом Россию понимать!
Игорь Губерман

«Хороша идея организовать региональные стенды, ведь значительная часть российских регионов живет около воды. Кто-то у моря, кто-то у рек и озер. Жаль, что эти хорошо оформленные стенды не были насыщены реальной информацией, потребностями жителей и правительств регионов в морском и речном транспорте, рабочем флоте и всем сопутствующем.
Полагаю, что в дальнейшем это направление будет лучше проработано. Ведь, если будут сформулированы потребности, то неизбежно появится и предложение. Может быть, именно это и станет морской индустрией России, из которой родятся и буровые, и газовозы, и прочие обещанные невиданные свершения?». И как здесь не согласиться с главным редактором «Корабела» Н.Н.Ивакиным?
Идея давно назрела. В стране имеются крупнейшие озера: Ладожское, Онежское, Байкал, крупные водохранилища, великие реки мира. Только по-прежнему крупные города работают как насосы, уводя население из «глубинки», а ведь в век перехода к постиндустриальному обществу ехать в крупный город вовсе не обязательно, так как услуги и образование можно получить на месте. И именно глубинка скоро будет востребована в противовес городской урбанизации со всеми ее преимуществами, равно как и недостатками.

Меня, как бывшего работника Северо-Западного пароходства, больше интересует Ладога. Проследим последние тенденции на примере одного из городов южного побережья Ладожского озера, г. Новая Ладога, расположенного на расстоянии 121 км от Санкт-Петербурга. На основе данных Википедии я составил график, отражающий колебания численности населения в данном городе:

Наверное, Петр Первый-основатель явно не обрадовался бы такой статистике. А ведь Старая Ладога, расположенная неподалеку, претендует на роль самой первой столицы Руси. Но берусь утверждать, что развитие рекреационной индустрии в акватории и у побережья Ладожского озера с применением инновационных транспортных технологий может дать эффективный толчок к развитию других проектов инновационной, гуманитарной, коммерческой деятельности.

Современное «сжатие пространства» происходит не только за счет информационных технологий, но и транспортных систем. На моей памяти на Валаам ходила с опытными рейсами «Комета». Сегодня можно развивать круглогодичные пассажирские линии, с использованием СВП и экранопланов. Дороговато, пока возможно, да. Но дешевле, чем самолет, и даже вертолет, и уж тем более дешевле строительства специализированной инфраструктуры. А регулярный трансфер жителей и туристов по всему побережью озера может стоить всех этих забот.
Стоимость билетов можно снизить, если создать порт в региональной собственности, ведь региону легче перекладывать деньги из одного кармана в другой с тем, чтобы потом общая сумма увеличилась. Благо такое законодательство имеется.

Летом 2010 г. губернаторами г.Санкт-Петербурга и Нижегородской области было подписано соглашение о сотрудничестве в сфере разработки и производства судов с динамическим принципом поддержания, в этом плане Нево-озеро - прекрасный полигон для отработки новых конструкций и проверки показателей. Да и Карелия в накладе не останется.

Можно, ведь, и особую экономическую зону создать –  рекреационную, с условным названием «Нево», законодательство на федеральном уровне отработано, а отрасль получит экономические преференции.
Там, глядишь, и долгожданное открытие внутренних путей для плавания судов под иностранным флагом состоится, тогда европейские внутренние водные пути закольцуются в систему Балтика – Волго-Балт-Волга –Черное море, Дунай – Майн-Рейн. Тогда и судовладельцы смогут рассчитывать не только на регионального, в лучшем случае, отечественного потребителя. В ВТО ведь вступаем, манны небесной больше не ожидается, а вот имеющийся потенциал надо использовать по полной.
Так, что перспективы развития Приладожья, востребованного самими жителями, можно найти всегда, при условии, разумеется, желания самой власти. А речники смогут взглянуть на проблему со стороны своего фарватера. Усть-Луга, чем не пример.
В Ленинградской области новый губернатор. Слышащий – да услышит…
А в очередь выстроятся Онега и крупные водохранилища на Волге.

Михаил Коновалов, Нижегородский институт экономического развития, руководитель центра инновационного развития.



Комментарии   16.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-0+
#Донской Алексей Владимирович
06.06.2012, 18:32
Извините, но боюсь, что я не понял, что в данной статье иллюстрирует динамика населения г.Новая Ладога. Что именно может проиллюстрировать 9-11 тыс. жителей Новой Ладоги, при том, что численность туристов в летний период в Приладожье несколько миллионов человек?
-0+
#Пивкин Юрий Сергеевич
07.06.2012, 09:31
Бред какой-то! Сначаля надо было взять калькулятор и посчитать экономику. Если с расходами всё более-менее понятно, то доходам-то откуда взяться?
-0+
#Михаил Коновалов
07.06.2012, 12:42
А.В. Донскому. Динамика говорит, что численность населения "глубинки" снижается. Если в советское время отток в большие города можно объяснить перспективой каръерного роста, то сейчас успехов дегче добиться там, где родился, потому как нигде в другом месте вас никто не ждет. Собственность гораздо легче получит дома.
Ю.С. Пивкину. А почему А.В.Донского не слушаете, он же сказал, что несколько миллионов человек ежегодно посещают Приладожье?
Вообще дело, ведь, не в Новой Ладоге, это лишь пример. Свирица рраньше была портом, поселком со своими мастерскими и обслуживала всю Ладогу, а сейчас это лишь сельское поселение.
Если бы мне не пришлось работать в тех местах, а я работал  начальником Приладожского  участка в Шлиссельбурге, то я бы об этом не писал. Что касается регионального развития , то здеся я не привожу теории Джона Фридмана «центр –периферия» и «полюсов роста» Ф. Перру, как в подтверждения этих теорий, так и в качестве возможных отклонений далее...
-0+
#Пивкин Юрий Сергеевич
08.06.2012, 12:24
Относительно нескольких миллионов - это очень смелое утвердждение. Хорошо бы его чем-нибудь подкрепить.
-0+
#Донской Алексей Владимирович
08.06.2012, 18:17
Я не возражаю. конечно подкрепите. если хотите. Полагаю. что в интернете в открытом доступе есть аналитика по туризму Ленобласти и Республика Карелия.
-0+
#Михаил Коновалов
07.06.2012, 13:44
Для сомневающихся:
В Херсоне создадут коммунальный пассажирский речной флот.
Соответствующее решение приняли депутаты Херсонского городского совета 27 апреля на пленарном заседании совета.
Своим решением горсовет утвердил Программу развития речного коммунального транспорта Херсона на 2012-2014 годы.
Данная программа, в частности, предусматривает создание в Херсоне коммунального речного транспорта, в составе 10 крупных пассажирских катеров, которые будут осуществлять перевозку пассажиров в акватории реки Днепр, а также проток и ериков Днепра.
trans-port.com.ua›index.php?newsid=38102
-0+
#Пивкин Юрий Сергеевич
08.06.2012, 18:48
Со словом "коммунальный" у меня почему-то ассоциируется большая грязная вонючая кухня в многокомнатной квартире с неуживчивыми соседями.
-0+
#проф
09.06.2012, 20:40
Г-ну Донскому..
Видимо надо конкретезировать о каких именно перевозках идет разговор - потому что если это именно ргулярные пасажирские перевозки -то кончно важно сколько местных жителей . а если это туристы то это наверное уже совсем другой бизнес .. я заранее прошу меня простить в этой экономке я абсолютно ничего не понимаю - скорее на уровне ощущений
НО!! если разговор не о туристах то надо нааверное как-то понять сколько местное население вообще в состоянии платить за " проезд"
-0+
#Княжище Антон Викторович
13.06.2012, 21:18
я бывший работник ЛПП СЗРП все о чем говорится выше БЫЛО !!!! мы не смогли это сохранить ,последним гвоздем в гроб пассажирского флота ПИТЕРА ,после полного РАЗВОРОВЫВАНИЯ ФЛОТА, стал снос Речного вокзала !!! И мне смешно смотреть на клоунов в погонах ,рассуждающих про флот РОССИИ которого НЕТ!!!
-0+
#Грубов Дмитрий Александрович
13.06.2012, 23:28
Михаил Николаевич, в очередной раз призываю спуститься на землю и посмотреть ценники. Круиз на Валаам из СПб на более-менее приличном теплоходе на двоих - 2 дня ок. 15 т.р. То же самое в Кижи, 3 дня - порядка 25. И какой идиот туда "плавает"? За такие деньги (в пересчете на сутки) вполне можно и в Европы с лучшим сервисом. Во всяком случае, я не могу позволить себе за такое "лавэ" свозить детей в Кижи. На открытках поглядят. Лучше уж в Прагу или в Будапешт. В сутки выйдет дешевле раза в два.
-0+
#Михаил Коновалов
14.06.2012, 10:23
Дмитрий Александрович, именно по этой причине и предлагается создание пассажирского порта (флота) в региональной собственности (законодательство это позволяет).
Комментарий для проф. Различают три способа определения общественной эффективности:бюджетную, коммерческую и общественную. Выбор способа зависит от поставленной задачи.
Что касается коммерческой эффективности, то как только создадут особую туристско-рекреационную зону, то по всему периметру побережья вырастут турбазы, дома отдыха, нуждающиеся в круглогодичном транспортном обеспечении.
-0+
#Михаил Коновалов
14.06.2012, 10:28
Опечатка/поправка:  три способа определения  эффективности
-0+
#Михаил Коновалов
14.06.2012, 10:40
Что касается круизов - это одно, мобильность жителей Ленинградской области другое. Круизные суда в скорости не нуждаются, им нужен комфортный отдых. Там класс -премиум, здесь достаточно эконом-класса.
-0+
#проф
14.06.2012, 22:54
Г-н Коновалов, я это прекрасно понимаю, я просто помню как и когда " умерли" пассажирские перевозки СЗРП - именн простотот транспортные - вот как раз на севере ( Архангельск..и ...)  они кончились в 90-х  когда оказалось что или их государство будет датировать или их надо прекращать. Поскольку государство их датировать отказалось то перевозки были закрыты
Отсюда вопрос . являются ли такие перевозки сегодня социально значимыми - и если  нет то закрываем вопрос а если да - кто на государственном уровне это признает...ну просто для начала . что бы вообще можно было гворить об учаастии государства
Вариант того что они могут быть рентабельны при тех ценах которые готово платить население даже не рассматриваю
-0+
#Михаил Коновалов
15.06.2012, 09:32
Проф. Соглашусь с Вашей логикой. На самом деле надо выделить, где такие перевозки являются социально-значимыми. На сибирских реках - бесспорно. В Ханты-Мансийском АО, например, они дотируются на региональном уровне. Приладожье же случай особый, здесь ситуация вариативная и взаимозависимая. Начиная с общественной значимости и эффективности, постепенно процесс достигнет и коммерческой эффективности. Вопрос-то комплексный, а по Козьме Пруткову, специалист подобен флюсу, его полнота односторонняя. По моему, любую проблему можно одолеть, если не решить, то хоть досконально разобраться, а у нас этим заняться становится практически некому. Вот, мы здесь на форуме суетимся, а этим должны плотно заниматься отраслевые вузы, они в первую очередь должны думать о судьбе всей отрасли. Худо -бедно, а иногда и вовсе не бедно, но эта самая отрасль их питает. Но как говорится, не судите, да не судимыми будете.  Это, лишь мнение.
-0+
#Маркин Сергей Юрьевич
13.07.2012, 15:48
В Вашей статье приводится такое утверждение Дороговато, пока возможно, да.Сегодня можно развивать круглогодичные пассажирские линии, с использованием СВП и экранопланов Но дешевле, чем самолет, и даже вертолет, и уж тем более дешевле строительства специализированной инфраструктуры. А регулярный трансфер жителей и туристов по всему побережью озера может стоить всех этих забот.
Добавлю от себя. Без туристов загрузки судов не обеспечишь. Левитин обещал дотировать водный транспорт на размер выгоды, получаемой автотранспортниками от бесплатного поользования дорогами. Добавлю что закон об автодорогах противоречит российскому же закону " О конкуренции". При определенных условиях перевозки на экранопланах могут быть дешевле, чем автомобилем, учитывая криволинейность маршрута. Нужны лизинговые компании. Главное -нужно упростить порядок регистрации судов. В России маломерных судов столько же, сколько в Швеции. Выходит Россия находится в пустыне Сахара
Свежие новости
Буксиры проекта ТСК-395М и баржи проекта RBD4608 оснастят отечественным оборудованием
15:41 / судостроение