Верфь «Полтава» определилась со своей дальнейшей судьбой. В 2016 году точный аналог корабля XVIII века, который возводится сейчас на ее стапелях, сойдет на воду, после чего предприятие вплотную займется судоремонтной деятельностью — будет принимать заказы на ремонт деревянных кораблей. Оформление первых заказов идет уже сейчас.
Триста лет спустя
В поселке Лахта под Санкт-Петербургом расположена верфь исторического судостроения «Полтава», на которой уже два с лишним года возводится одноименный деревянный красавец — реплика первого линейного корабля Балтийского флота, спроектированного в начале XVIII века при участии Петра I. В 2012 году исполнилось 300 лет с того дня, как петровская «Полтава» была спущена на воду. Тогда же возникла идея — построить в натуральную величину ее копию. Как уверяют на своем сайте сотрудники верфи, инициатором строительства и главным спонсором стал глава «Газпрома» Алексей Миллер.
|
Историческая верфь "Полтава" |
История возникновения современной «Полтавы» почти детективная — чертежей той эпохи сохранилось очень мало. Известно было, что император поручил работу над будущей «Полтавой» своему мастеру Федору Скляеву. В библиотеке Академии наук отыскалась папка Скляева, а в папке — чертеж мидель-шпангоута с указанием размеров судна. Размеры эти совпали с данными о «Полтаве», после чего сотрудники «Дизайн Группы РИКОШЕТ» совместно с конструкторским бюро только что созданной верфи сумели восстановить проект корабля.
За работу взялись специалисты высокого класса, имеющие опыт не только постройки подобных кораблей, но и хождения на них в открытом море. У ведущего конструктора Андрея Ахметова, например, общий стаж под парусами — 50 тыс. морских миль. Его коллега Александр Митин до сих пор регулярно ходит на яхте «Фортуна II». Главный конструктор Олег Коробкин был участником похода "Из варяг в греки" - от Петрозаводска до Египта. На его счету многочисленные проекты самых разнообразных судов — от больших парусно-моторных яхт до арктических танкеров. Главный строитель Михаил Плеханов в свое время создал первую в России гичку «Enchante», после чего отправился в Англию стажироваться на верфи Camper and Nicholson.
— Все члены нашей команды являются специалистами своего дела не только на суше, но и на море, — рассказывает Мария Штанова, начальник пресс-службы верфи «Полтава», — они имеют многолетний опыт непосредственной эксплуатации парусных судов в разных морях и погодных условиях. В качестве консультантов и специалистов мы привлекаем партнерские организации и предприятия с большим опытом выполнения конкретных работ, специалистов, занимавшихся на протяжении многих лет обслуживанием самых известных российских парусников и перенимаем их опыт, чтобы учесть все самое актуальное и надежное в деле реконструирования больших судов. Верфь и наше конструкторское бюро признаны Российским морским регистром судоходства. В КБ собрались лучшие специалисты России по деревянному кораблестроению и проектированию, имеющие опыт проектирования больших парусных судов и их эксплуатации. В частности, серия шхун проекта «Грумант» была спроектирована и построена в Петрозаводске по чертежам наших конструкторов и испытана в море ими самими.
|
Историческая верфь "Полтава" |
В июне 2013-го был заложен мидель-шпангоут — возведение «Полтавы» стартовало. На сегодняшний день работа медленно, но верно выходит на финишную прямую. Сейчас уже началась установка палуб орлоп-дек и гондек, наружной и внутренней обшивки корабля. Готова треть парусов. По планам, в следующем году «Полтава» будет спущена на воду. Идея, ради воплощения которой была создана сама верфь, реализуется. А что дальше? Закрывать компанию, и распускать персонал?
Вернуть в Россию паруса
За два года коллектив верфи сработался в слаженную команду и дорос до немалых размеров — на предприятии трудится 130 человек. В июле 2015 года к ним прибавилось еще 40 привлеченных работников. Такими силами можно смело браться за исполнение любого заказа в области деревянного судостроения и судоремонта. Сама верфь «Полтава» тоже разрослась территориально. На трех с половиной квадратных километрах раскинулось больше 70 объектов различного назначения — помимо главного сборочного ангара это еще и целый ряд цехов, мастерских, складов, бытовых помещений. Все вместе — готовая база для нишевого судоремонтного предприятия, готового обслуживать как исторические корабли, так и современные парусники. Историческим, впрочем, будет отдаваться предпочтение.
— Верфь «Полтава» готова взять на себя работы по ремонту, реставрации и возрождению парусных судов, и для этого у нас имеется все необходимое, — уверена Мария Штанова. — Мы уже получаем первые заказы. Нашей парусной мастерской осуществлен пошив парусов для шхуны «Надежда», марсельной шхуны «Леди Л». Изготовлением парусов занимаются профессионалы своего дела, и мы можем с уверенностью сказать, что у нас есть все ресурсы для того, чтобы парусный флот России имел возможность ремонтировать и обновлять паруса в родной стране, а не в Польше, как это происходило ранее. В данный момент идет подготовка к дефектации парусов «Херсонеса», заказ на которую уже получен. Есть договоренности и по осмотру стоячего такелажа и рангоута «Херсонеса»
Одной из самых сильных своих сторон верфь считает работу с деревом — это и палубы, и ватервейсы, и планшири. В этом году «Полтава» восстановила всю внешнюю и внутреннюю отделку шхуны «Надежда» в соответствии с эскизами 30-х годов XX века, а на марсельной шхуне «Леди Л» усилиями специалистов верфи появилась тиковая палуба и внешняя отделка, включая резной декор. Есть планы получить контракт на ремонт палубы крейсера «Аврора». Ремонт палубы «Авроры» — дело кропотливое и сложное, так как она сделана из 100-миллиметрового тика. Здесь пригодится опыт, накопленный сотрудниками «Полтавы». На «Аврору», кстати, верфь вообще возлагает немалые надежды — крейсеру потребуется строительство и ремонт больших шлюпок.
|
Историческая верфь "Полтава" |
Не деревом единым будет жить «Полтава». Надо будет поменять двигатели на корабле — справятся. Есть и механики, и электрики, и специалисты по навигации, отоплению и водоснабжению. Часть из них входят в штат верфи, остальные — привлекаются со стороны. Но целом, верфь, конечно, собирается специализироваться на больших парусных судах и принимать самое непосредственное и деятельное участие в возрождении парусного флота России. Например, уже сейчас в КБ кипит работа над эскизным проектом шхуны “Запад”, заказанным верфи администрацией Архангельска. Шхуна эта знаковая для города, но сейчас находится в плачевном состоянии.
— Министерство заинтересовано в ее сохранении как одного из символов морской истории города Архангельска, — рассказала «Корабелу» министр культуры Архангельской области Вероника Яничек. — Так, в феврале 2015 года с целью ее восстановления, а также для благоустройства территорий «Красная пристань» и «Петровский парк» создан фонд «Морской мемориал «Колыбель русского флота». Учредителем Фонда является государственное бюджетное учреждение культуры Архангельской области «Северный морской музей». В настоящее время проведено обследование технического состояния шхуны «Запад», определен объем необходимых ремонтных работ, решается вопрос о разработке проектно-сметной документации. Проектирование и ее восстановление будет осуществляться за счет внебюджетных источников.
Остается надеяться, что все планы верфи «Полтава» воплотятся в жизнь — новое судоремонтное предприятие России, мягко говоря, не помешает. А если этой команде и вправду удастся переключить на себя те заказы, которые традиционно уходят за границу, то будет совсем замечательно. Тем более, что импортозамещение сейчас в тренде, и «Полтава», так сказать, поймала попутный ветер.