Беседовала Виктория Корабеловна
Разговор с заместителем председателя совета Российской палаты судоходства, бизнесменом и новатором, состоялся на "Экоходе 3". Катамаран на электродвижении в тот день совершил по Неве свой первый рейс. Сможет ли "ВодоходЪ" удержать планку, как компания справляется со строительством "Карелии" и что определяет успех бизнеса, – читайте в нашем интервью.
– Ришат Диасович, мне нравится этот катамаран – красивый, комфортный, обзорный. Вы довольны, планируете продолжать серию?
– В рамках проекта "Экокруизер" мы выпустили три судна и решили пока остановиться. Тому есть объективные причины. Изначально компания предполагала, что катамараны заменят "Метеоры" на туристических и пассажирских маршрутах в Санкт-Петербурге. Им бы хватило запаса хода и скорости, чтобы курсировать примерно по тому же расписанию. Реализация этой задачи требует установки быстрозарядных станций у Эрмитажа и в Петергофе. Это сложный вопрос: необходимо технологическое присоединение к источникам электропитания в историческом центре города, где много памятников архитектуры федерального значения. Плюс сама зарядная станция достаточно габаритная. Процесс согласования с городом продолжается и думаю компромисс будет найден. Когда ситуация с быстрой зарядкой будет решена, мы продолжим реализацию проекта именно скоростных перевозок. Ночной заряд обеспечивает катамарану прогулочный ход в течение 10 часов и более. Если же "ЭкоходЪ" движется в темпе метеора от "Эрмитажа" до Петергофа, то за 45–50 минут он тратит порядка 70–80% заряда, и ему вновь требуется зарядка. В ближайших планах – строительство водоизмещающих прогулочно-банкетных судов, в стальном корпусе, в рамках проекта "Москва-2.0".
– Для каких городов будут предназначены суда модели "Москва 2.0". Для столиц?
–Для многих регионов. Обеспечение зарядной инфраструктуры под электросуда данной модели уже прорабатываются в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Твери, Перми, Уфе, Самаре, Красноярске.
– Я полагала, что в Москве вы будете продолжать серию "Экобасов"…
– "Экобас" – чисто пассажирское судно, аналог общественного транспорта, автобусов, метро. К 2030 году в соответствии со стратегией развития транспортной системы г. Москвы планируется увеличение флота электросудов до 60-ти.
– К речным трамваям выстраивались очереди. Пассажиры мечтали пройтись на этих электросудах, да ещё и за меньшие деньги, нежели у других туроператоров...
– Электросуда проекта "Экобас" разрабатывались для регулярных круглогодичных перевозок по Москве-реке. "Речные трамвайчики" – это общественный городской транспорт, стоимость проезда на котором стоит в разы дешевле коммерческих прогулочных линий. Но пока современные экологичные суда в новинку для жителей и гостей столицы, поэтому так много желающих совершить на них речную прогулку. Это вопрос времени, чем больше на реке будет появляться судов нового поколения, тем меньше будет очередей. Когда будет запущена "Москва-2.0", желающие прокатиться в комфортных условиях с удовольствием выберут новый электроход.
– Как у вас с проектом Looker 1100H в Ярославле? "Белояр" смотрится симпатично!
– Электрокатамаран получился действительно очень достойный. По экстерьеру и интерьеру "Белояр" ближе к яхте, но работать мы будем в базовом ценовом сегменте. Сейчас планируем прогулочные рейсы в Ярославле. На ярославской верфи "Паритет" в планах строительство еще 3-х судов данного проекта, из которых 2 катамарана будут гибридного типа на электродвижении и 1 катамаран на двигателе внутреннего сгорания, поскольку нужна скоростная линия до Рыбинска. Все условия с областью уже согласованы.
– Создавая новый проект, как вы выбираете верфь? Например, всю "Карелию" заложили на "Красном Сормово"...
– В первую очередь, мы, конечно, смотрим на компетенции. С "Красным Сормово" мы построили "Мустай Карим" и будем делать все суда проекта "Карелия". А вот строить там электрические суда мы не планируем, в этой области большой опыт уже наработали с судоверфями "Эмпериум" и "Паритет". Во многом успех строительства каждого нового судна зависит от слаженной работы управленческой команды завода во главе с сильным лидером. Всем представителям отрасли известно имя российского судостроителя Николая Жаркова, который 34 года успешно возглавлял ПАО "Завод "Красное Сормово". Недаром первый теплоход проекта 00840 "Карелия" назван его именем. Желание дать судну имя легендарного судостроителя высказал коллектив завода, и "ВодоходЪ" с удовольствием принял предложение. Убежден, что суда проекта "Карелия" по своим характеристикам будут лучше, чем т/х "Мустай Карим". При разработке "Карелии" мы учли отзывы туристов об увеличении прогулочных зон на теплоходе и добавили балконы в каютах.
– Вы сами ходили на "Мустае Кариме"? Это, конечно, наивысший класс комфорта.
–Да, ходил. Правда, провести больше суток на одном теплоходе у меня не получается. Исключением, пожалуй, стал экспедиционный круиз по Енисею, когда на борту теплохода "Максим Горький" я провел 6 дней, да и то потому что сойти с судна в любом пункте по маршруту и дальше отправиться по делам не представлялось возможным из-за отсутствия альтернативного транспорта в точках судозахода. Несомненно, "Мустай Карим" на сегодняшний день лучший образец современного круизного судоходства, но, поверьте, "Карелия" будет еще лучше и комфортабельнее!
– У Вас большой опыт и в грузоперевозках. Очень популярен RSD59 - единственная в России столь крупная серия, к которой вы приложили руки.53 судна, аналогов которым нет, и я предлагаю внести продукт в Книгу рекордов Гиннесса!
– Крайне приятно осознавать этот факт, потому что мы, в принципе, являемся идеологами проекта. Мы начинали с сухогрузов RSD49 на Невском судостроительно-судоремонтном заводе, дальше модернизировали его, дорабатывали.
– "Мустай Карим" судовладельцы считают судном, которое задало тренд. Как вы считаете, "МИБ" способен создать еще один масштабный концепт?
–Да, мы продолжаем сотрудничество с Морским инженерным бюро. Компания прошла школу Геннадия Егорова, а его не зря называли "мотором отрасли". Геннадий Вячеславович был творческой личностью, всегда искал новое, смотрел за трендами и создавал их, общался с судовладельцами и чувствовал запросы флота с судовладельцами и чувствовал запросы флота. Не буду раскрывать все карты, но мы работаем с МИБом над новым проектом.
– Как, кстати, "Карелия" пережила процесс импортозамещения?
– Спокойно. Мы по всем позициям нашли альтернативы как отечественного производства, так и китайского (винто-рулевые колонки NGC, главные двигатели и дизель-генераторы Weichai…). Очень много российских комплектующих. Хотя, конечно, такой теплоход – сложная инженерная система. По сути, пятизвёздочный отель на воде. Если вы зайдете на "Карелию", когда начнутся работы по интерьеру и отделке, и просто посмотрите наверх, то увидите сложные паутины кабелей, проводов, трубопровода и прочих систем.
– Репутация компании такова, что "ВодоходЪ" – отличный референс-лист для любого поставщика. Позволяет ли масштаб и уникальность ваших проектов получать какие-то преференции по сравнению с конкурентами? И как вы вообще выбираете поставщиков?
–У нас действует целый департамент, команда собрана из профессионалов судостроения. Вместе с заводом формируем мейкерc-лист, выбираем пул поставщиков, совместно проводим переговоры, торги, согласования. Помимо этого, на предприятии присутствует наша группа наблюдения. Что касается преференций, я бы не сказал, что мы работаем в каком-то особом режиме в судостроении. Это же рынок.
– Какие из судов, эксплуатируемых "Водоходом", имеют самые высокие экономические показатели?
–Безусловно, "Мустай Карим". Теплоход был спущен на воду в универсальном исполнении и хорош как для использования на внутреннем рынке, так и для выездного туризма. Добавлю, что раньше определённые суда закреплялись сугубо за иностранцами. Сейчас, если даже зарубежные туристы вернутся, такого скорее всего уже не будет.
– А в чем отличия между нашим и иностранным пассажиром?
– Россияне более требовательны и вместе с тем более благодарны, если их всё устраивает. И я не в материальном смысле. У нас люди оценивают больше с эмоциональной точки зрения. А вот зарубежные гости любят считать: у них всё выстроено в систему – где, что, сколько с каждого человека. А наши – широкая душа!..
– Временные рамки навигации с каждым годом становятся всё шире. Ришат Диасович, что вы думаете о причинах изменений? Выгода? Погода? Или объяснение в возросшем классе судов?
– Очевидно, что чем дольше мы эксплуатируем теплоход, тем больше выручка. Верно и то, что и суда сейчас есть, на которых в холодный ноябрьский вечер очень приятно идти по реке. И комфортабельность судов действительно повлияла на сроки навигации. Возьмите тот же самый "Мустай Карим" или "Константин Коротков" – тепло, уютно, красиво. Девять теплоходов из флота нашей компании модернизированы, переведены из разряда трёх звёзд в четыре, полностью изменены все системы, каюты. Хорошие суда, которые вполне могут стать альтернативой загородному отелю, позволяют нам начинать навигацию раньше и ходить по рекам России дольше. В текущем году наши теплоходы начали работу 23 апреля, на неделю раньше, чем в 2023 году. Сроки эксплуатации также зависят от работы шлюзов. Например, в этом году Городецкий гидроузел открылся чуть раньше, поэтому сдвинулись и мы. Хотя определяющей всё же была ледовая обстановка на Белом озере, Рыбинском, Горьковском водохранилищах, Ладоге и Онеге.
– И загрузка в эти сроки есть?
–Да, загрузка круизов на "Мустае Кариме" и "КонстантинеКороткове" в ноябре 2023 года и ранней весной текущей навигации подтвердила высокий спрос и в низкий сезон.
– Что скажете о проблемах с инфраструктурой? Приведу пример:
– городской причал Санкт-Петербурга – а-ля 90-е... И по всей России, я слышала, такая же ситуация. Это ваши задачи?
– Организация инфраструктуры – отдельный бизнес. Судоходные компании приобретают услуги, как мы их называем КОФ – комплекс обслуживания флота. В перечень как раз входят предоставление причала, снабжение водой, питанием, приём мусора и другое. Это в тех населенных пунктах, куда мы уже заходим. Если говорить о расширении географии, то вопрос номер один для новых пунктов как раз в том, есть причал или нет.
– На Байкале у вас "Бирюса" красиво ходит в любое время года, и причал не нужен! Планируете ли какое-то строительство в развивающемся регионе?
–Да, инфраструктуры на Байкале почти нет, что и сподвигло нас в свое время к строительству "Бирюсы". Высота воздушной подушки судна составляет 0,9 м и позволяет двигаться над различными препятствиями. Будь то перемещение по суше, льду или воде. Судно может разворачиваться на месте, двигаться назад, и высаживать пассажиров на необорудованном берегу. Что касается планов, то уже идет разработка техно-рабочего проекта "Байкал" – пятизвездочное круизное судно на электродвижении с дизель-генератором.
– Вижу, вы верите в электродвижение, считая, что за ним будущее. Многие отрицают…
– Это, в общем-то, экономика. Отрицают те, кто не погружался в тему. Ведь мы почему пришли к электродвижению? Потому что скорость и экономичность продиктованы бизнесом. Обратите внимание: новые суда на подводных крыльях где-нибудь работают на коммерческих линиях? Нет. Рентабельность обеспечивают только субсидии. Мы же искали, как сделать скоростной ход именно коммерческим, поэтому и пришли к катамарану и электродвижению. Почему? Потому что по удельным затратам на километр пути электросуда обходятся в пять с половиной раз дешевле, чем суда на дизельном топливе.
– Аккумуляторы вы покупаете в России?
– Нет, китайские. Сейчас Росатом активно занимается разработкой, но пока в стране их нет. На электросудах проекта "Экокрузер" общий вес аккумуляторной системы, мощностью 1100 кВт, составляет 10 тонн. Несмотря на это электросуда удобны в техническом обслуживании. Батарейная система построена по модульному принципу на быстроразъемных соединениях, что позволяет быстро извлекать батарейные и управляющие модули для диагностики или сервисного обслуживания. Технологии быстро развиваются: новейшие батареи того же веса имеют ёмкость в 1,5-1,6 раза выше, что в три-четыре раза эффективнее. Поэтому если на рынке появятся более современные аккумуляторные ячейки, то мы легко заменим действующие модули на новые.
– А как показали себя батареи на первых "Экоходах"?
– Знаете, электрокатамараны проекта "Экокрузер" инновационные. До нас никто ничего подобного не делал в России. Программное обеспечение, регулирующее работу батарей, зарядки, силовых установок и управления, крайне сложное устройство. Поэтому запуску электросудна в эксплуатацию предшествует "тонкая настройка" во время тестовых рейсов.
– На судах на электродвижении есть механики, матросы? Какая команда вообще?
– На электросудах работает три специалиста: капитан-механик, моторист и рулевой. Единая электроэнергетическая система судна "Транит", разработанная ООО "РЭО", показала хорошую работу мониторинга технических показателей судна и контроль за всей энергетикой на борту. Единично возникающие информационные ошибки легко устранялись дистанционно специалистами РЭО.
– Ришат Диасович, возможно ли производство больших теплоходов на батареях?
– По мере роста эффективности аккумуляторных батарей и появления зарядных устройств на маршрутах это абсолютно возможно. Есть два варианта: чистая электрика и гибрид – суда с возможностью подзарядки от дизель-генератора, который используется в случае необходимости. Почему в байкальском проекте мы будем применять именно гибридную версию? По идее, ёмкости батареи должно хватать на переход по маршруту от одного населённого пункта к другому. Но мы понимаем: это всётаки море, стихия, непредвиденные ситуации. Вообще, на Байкале на сегодняшний день настоящая "круизная целина". На побережье нет ни одного полноценного судостроительного и судоремонтного завода. По рекам с заводов на Байкал тоже не попадёшь. Поэтому блоки для нашего нового круизного судна проекта "Байкал" мы будем формировать на пермской судоверфи, затем перевозить их на озеро и уже там собирать в корпус.
– А почему вы отказались от судостроения, избавились от строительных активов?
– Мы в первую очередь судовладельцы. К тому же, при реализации проектов часто возникает конфликт интересов между заказчиком и исполнителем. Поэтому мы выступаем в роли заказчика. Разработка каждого нового проекта судна – это увлекательный, творческий процесс.
– Кстати, о творчестве. Вы слышали, что "Мустам Карим" в народе называют утюгом?
– Внешне, наверное, теплоход имеет схожую с утюгом форму. К разработке проекта PV-300 мы в первую очередь подходили с технической точки зрения. Форма теплохода во многом определяется условиями эксплуатации. При проектировании лайнера "Мустай Карим" мы с МИБом учитывали все достижения и тенденции современного судостроения. Кроме новейшего технического обеспечения судна нас интересовала и планировка пространств, каюты стали просторнее, как комфортабельный номер отеля 5*.
– Почему судостроительное производство в последнее время затягивается? С "Мустай Каримом" ведь в намеченные сроки не уложились.
–Теплоход выпал из контрактных рамок по независящим от нас причинам, из-за пандемии. Два месяца завод вообще не работал. Да, и в эксплуатацию вводили тоже в пандемийных условиях, с большим количеством ограничений.
– Кто в компании отвечает за разработку маршрутов?
– Это коллективный труд. Помогает и обратная связь с клиентами: после каждого рейса пассажиры заполняют анкеты с отзывом о маршруте. Большинство наших постоянных клиентов уже побывали во многих предлагаемых круизах и мы регулярно видим запрос на новые пункты судозаходов и на новые экскурсионные программы. И мы стараемся и расширять географию маршрутов, и предлагать новые интересные пункты для посещения. Например, сейчас активно исследуем и разрабатываем экскурсионные программы арктических круизов для теплохода проекта "Карелия". Так, в 2025 году состоится первый двухнедельный круиз по новому маршруту "Поморское кольцо", который пройдет по территории Мурманской и Архангельской областей. Круиз начнется из Москвы, после посещения Архангельска, теплоход "Николай Жарков" пройдет через Соловки в Умбу и вернется обратно в Москву. В ближайшее время мы планируем рабочие поездки в Архангельск и в Мурманскую область для оценки туристического потенциала и перспектив в части приема круизного туриста. Мы также готовы рассматривать и другие возможные стоянки в Арктической зоне для их дальнейшей интеграции в круизы. В проекте расписания лайнера "Николай Жарков" (проект 00840 Карелия) на 2025 год планируется и несколько маршрутов по Черному морю с посещением Ростова-наДону, Волгограда, Астрахани, Таганрога, Сочи, порта Кавказ, Геленджика, Новороссийска, а также дагестанских городов Махачкалы и Дербента. По данным маршрутам сейчас также прорабатываем экскурсионные программы.
– Пассажиры круизных лайнеров так избалованы, что вы столько вкладываете в развитие.
– Я бы так не сказал. Но мы хотим, чтобы клиенты возвращались, а для этого нужно каждый раз предлагать что-то свежее, нестандартное.
– Мне говорили, что у вас есть крайне дорогой круиз по Енисею. Чек чуть ли не в десять раз выше среднего. Чем обусловлена ценовая политика направления?
– Это не круизный маршрут как таковой и не пассажирская линия, а полноценная экспедиция. Теплоход "Максим Горький" стал первым и пока единственным экспедиционным круизным судном, позволяющим познакомиться с енисейской Сибирью. Полный маршрут "Енисейской экспедиции" составляет почти 2 000 км, большая часть которого проходит по труднодоступным местам, где альтернативы речному транспорту просто нет. Теплоход премиум-класса рассчитан на небольшое количество туристов и укомплектован скоростными РИБами – это к слову о том, что причальной инфраструктуры по маршруту почти нет. Чтобы увидеть интересные места, гостей высаживают на берег именно на лодках. Просторы, общение с природой, огромное количество исторической информации, знакомство с представителями этносов, соприкосновение с культурой Севера, вечная мерзлота и Полярный круг – это редчайшее путешествие. А, в целом, в маршрутной сетке от "ВодоходЪ" представлено более 1500 круизов на территории 6-ти федеральных округов нашей страны, разной продолжительности, на теплоходах разного класса, а значит на любой бюджет...