Одиннадцать дней Крымский полуостров прожил в условиях энергоблокады, будучи полностью отрезан от всех внешних источников электричества. В прошлую среду в Керчь, наконец, была заведена первая нитка энергомоста с материковой России. Конечно, это еще не означает, что все проблемы крымчан решились и сидеть со свечкой уже никому не придется. Но в целом очевидно, что дело пошло на лад — в квартирах местных жителей свет горит теперь не два часа в сутки, а намного дольше. На судостроительных и судоремонтных предприятиях тоже облегченно вздыхают — проблемный период заканчивается и можно возобновить работу уже в нормальном режиме. О том, как крымские и севастопольские верфи и заводы выживали в эти полторы недели, «Корабел» рассказывает в сегодняшнем материале.
Отправили людей по домам
«Темные» времена для крымчан настали 22 ноября, когда татарские радикалы из организации «Меджлис» подорвали две опоры ЛЭП в Херсонской области Украины. Их руководитель Ленур Ислямов объявил, что с этого момента начинается энергоблокада Крыма, которая будет продолжаться, пока российское правительство не исполнит политические требования «Меджлиса». Удар оказался очень чувствительным, поскольку линии энергопередачи, идущие с Украины через Перекоп, являются единственным внешним источником энергии для полуострова. Энергосистема Крыма перешла на работу в автономном режиме, но внутренние резервы позволяли закрыть лишь около 30 % потребностей.
Севастополь, Ялта, Керчь, Симферополь, Феодосия и другие города недавно присоединенных к России субъектов Федерации погрузились во тьму. Встали троллейбусы и трамваи, начались проблемы со связью. Социально значимые и государственные учреждения власти постарались обеспечить электроэнергией за счет генераторов, большую часть имеющихся мощностей направили на инфраструктурные объекты, в частности на систему водоснабжения и водоотведения. Остальным пришлось привыкать к режиму веерных отключений по графику два через шесть. Остальные — это более полутора миллионов человек и сотни мелких, средних и крупных предприятий. В том числе и те, которые относятся к «корабельной» сфере.
Большинство из них вынуждено было уйти на внеплановые каникулы, отправив персонал в вынужденный отпуск. Даже с учетом «поплывших» графиков исполнения заказов, это оказалось куда более приемлемым вариантом, чем продолжать работу, ловя крохи положенного электричества.
— Мы распустили людей, нам это было более выгодно. Доделаем чуть позже, в выходные, перестроимся. Да, уже есть задержка по сроку с исполнением одного из заказов. Но наши заказчики вошли в понимание, ждут это изделие, — объясняет Лариса Мотовилина, директор севастопольского предприятия «Сателлит», занимающегося судовым палубным вентиляционным оборудованием. Дозвониться до нее «Корабелу» удалось только в пятницу, когда уже начала работу первая линия энергомоста. Как пояснила глава компании, телефонная связь к этому моменту стала более стабильной, чем раньше, но в остальном ситуация изменилась мало. — На Севастополе это практически не отразилось. Как у нас был график два через шесть, так он пока и остается. За сутки получается два раза по два часа. Может быть, что-то увеличится, когда вторую линию запустят. Работать в этот период невозможно — технику жалко. Скачки напряжения, в любой момент свет могут выключить.
Труднее всего пришлось тем компаниям, которые расположены в восточной части полуострова — там очень мало своих источников электроэнергии. В Керчи, к примеру, местная электросеть получила от Камыш-Бурунской ТЭЦ лимит всего в 3 МВт, после чего свет жителям стали включать лишь на три часа в сутки. Начались работы по установке дополнительной турбины, которая с 10 декабря должна была увеличить выработку энергии на 9 МВт. Забегая вперед, скажем, что запуск второй турбины состоялся уже 6 числа, а общую мощность ТЭЦ удалось довести до 39,7 МВт вместо планируемых 32. При этом весь ее лимит решено направить на Керчь.
На морской верфи «Фрегат» тоже отправили большую часть персонала по домам — на завод разрешили приходить лишь тому минимуму сотрудников, который позволял предприятию продолжать работу. Как раз на это время пришелся срок исполнения очередного заказа — 24 ноября завод должен был спустить на воду после докового ремонта морской буксир «Барс». Судно, кстати, было построено здесь же, в Керчи, на заводе «Краншип» для новороссийской компании «Транснефть», и это было его первое докование. Буксир был поднят на стапель-палубу плавучего дока 5 ноября. Чтобы не сорвать график исполнения заказа, руководство верфи арендовало генератор и договорилось о подключении к стоящим в Керчи судам. В результате ремонт буксира «Барс» был благополучно завершен.
Вплоть до конца минувшей недели «Корабел» не мог выйти на связь с керченским судостроительным заводом «Залив». Только в пятницу, ближе к обеду, телефон ожил:
— Нам сегодня после 10 часов включили свет, — сообщил голос в трубке, прорываясь сквозь страшные помехи. — Интернет работает очень плохо, почта не грузится. К концу дня обещают восстановить нормальную связь.
Как нам удалось выяснить, до этого момента завод не работал. Но уже с пятницы ситуация изменилась — предприятие вновь запущено, надо наверстывать потерянное время. Завтра, 9 декабря, здесь будет заложено новое поисково-спасательное судно проекта А-163. По этому поводу состоятся праздничные мероприятия, которые посетит глава Республики Крым Сергей Аксенов.
Блокада — не помеха
В Севастополе часть судостроительных предприятий обошлась без вынужденных простоев, что понятно — город стратегический, многие заводы «сидят» на оборонзаказе. Обеспечить их работу стало делом принципиальным. Так, без особых проблем все полторы недели функционировал «13 судоремонтный завод Черноморского флота», принадлежащий Министерству обороны России. Правда, на просьбу «Корабела» рассказать подробнее о том, как прошли последние одиннадцать дней, завод ответил категорическим отказом.
Куда более открытым и готовым к диалогу оказалось руководство бывшего Севастопольского морского завода, который с октября является филиалом северодвинского Центра судостроения «Звездочка». Это предприятие энергоблокаду тоже пережило относительно безболезненно, сумев выполнить все текущие заказы. В том числе — важный в условиях обострившейся в регионе военной обстановки ремонт новейшей подводной лодки «Новороссийск», входящей в состав Черноморского флота. Корреспондент «Корабела» взял небольшое интервью у директора завода Игоря Дрея.
— Игорь Владимирович, были ли на предприятии перебои с поставками электроэнергии и как это отразилось на его деятельности?
— Филиал северодвинской «Звездочки» в Севастополе, который в настоящее время осуществляет свою деятельность на мощностях «Севастопольского морского завода им. С. Орджоникидзе», в условиях энергоблокады продолжал функционировать стабильно, в круглосуточном режиме, что обусловлено особенностями нашей производственной деятельности. Благодаря совместной с ПАО «ЭК «Севастопольэнерго» генерации электроэнергии выполнение текущих заказов не останавливалось ни на один день. В нескольких случаях непродолжительного «планового» ограничения подачи электроэнергии критически важные объекты запитывались по резервным непрерывным схемам, обеспечивались безопасность труда и техногенная безопасность, а также надежная охрана объектов завода, имеющего, как известно, оборонное значение. Ситуация руководством полностью контролируется. В целом упомянутые ограничения энергоснабжения на выполнении производственных планов не отразились, обстановка была и остается управляемой.
— Как справляетесь с ситуацией? Откуда получаете электричество? Влечет ли это дополнительные расходы либо какие-то еще неудобства?
— С одной стороны, на заводе задействованы собственные источники питания, оперативно поставленные нам головным предприятием – «ЦС «Звездочка» по личному указанию его генерального директора Николая Яковлевича Калистратова. Это было сделано для создания условий по безаварийной эксплуатации основных фондов и промышленного оборудования. С другой стороны, электроэнергия на предприятие поступает по обычным схемам, хотя и по строгому лимиту. Поэтому на заводе составлен план снижения энергопотребления, выполнение которого постоянно контролируется главными специалистами. Сравнительно небольшие дополнительные расходы, которые мы при этом вынуждены нести, компенсируются соответствующей экономией средств.
— Как долго предприятие может существовать в таком режиме?
— Столько, сколько потребуется.
— Исполнение каких заказов пришлось на этот период?
— Благодаря ежедневному участию в нашей работе руководства «Объединенной судостроительной корпорации», ее президента Алексея Львовича Рахманова все заказы исполняются в строгом соответствии с производственным графиком. Так, на прошлой неделе в порт приписки Евпаторию от достроечного причала нашего филиала в соответствии с договором с заказчиком ушел буксир-кантовщик «Каламит», проходивший на заводе доковый ремонт. Несколько дней назад достроечную набережную завода покинула и новейшая подводная лодка «Новороссийск» Черноморского флота, где все работы также выполнены в полном соответствии с графиком. Завершается ремонт на буксире «Севастополец». Продолжается выполнение согласованных ранее операций на парусном учебном судне «Херсонес». Ведется процесс модернизации производственных мощностей, в том числе – и системы энергоснабжения, которая также реконструируется с учетом сложностей нынешнего периода. Формируется портфель заказов на будущий год.
— В целом ваше отношение к ситуации - ожидали ли, как готовились, что можно было еще сделать, чтобы минимизировать последствия.
— На больших предприятиях, подобных нашему, всегда готовятся к различным нештатным ситуациям, так что можно сказать – и к нынешней мы были в целом готовы.
— Оцените действия местного правительства — помогало ли оно вам и нужна ли была его поддержка?
— Все истекшие дни энергоблокады мы работали в тесном контакте с правительствами Севастополя и Крыма, которые относились к нашим проблемам с должным вниманием, оперативно помогали в их решении.
— Возможно, что-то сочтете нужным добавить. Приветствуется любой отклик на происходящее.
— Руководство Филиала АО «ЦС «Звездочка» в Севастополе выражает глубокую благодарность всему трудовому коллективу предприятия за самоотверженную и добросовестную работу в период энергоблокады, за терпение и понимание складывающейся ситуации. Трудовая дисциплина на заводе неукоснительно соблюдалась, севастопольские корабелы лишь сплотились и в лучших традициях прославленного Севморзавода продолжали выполнять задачи, стоящие сегодня перед предприятием. Это означает в том числе, что у людей будет стабильная заработная плата, что они смогут обеспечивать свои семьи и с уверенностью будут смотреть в завтрашний день, несмотря на любые блокады и санкции.
«Темные» времена для крымчан настали 22 ноября, когда татарские радикалы из организации «Меджлис» подорвали две опоры ЛЭП в Херсонской области Украины. Их руководитель Ленур Ислямов объявил, что с этого момента начинается энергоблокада Крыма, которая будет продолжаться, пока российское правительство не исполнит политические требования «Меджлиса». Удар оказался очень чувствительным, поскольку линии энергопередачи, идущие с Украины через Перекоп, являются единственным внешним источником энергии для полуострова. Энергосистема Крыма перешла на работу в автономном режиме, но внутренние резервы позволяли закрыть лишь около 30 % потребностей.
Севастополь, Ялта, Керчь, Симферополь, Феодосия и другие города недавно присоединенных к России субъектов Федерации погрузились во тьму. Встали троллейбусы и трамваи, начались проблемы со связью. Социально значимые и государственные учреждения власти постарались обеспечить электроэнергией за счет генераторов, большую часть имеющихся мощностей направили на инфраструктурные объекты, в частности на систему водоснабжения и водоотведения. Остальным пришлось привыкать к режиму веерных отключений по графику два через шесть. Остальные — это более полутора миллионов человек и сотни мелких, средних и крупных предприятий. В том числе и те, которые относятся к «корабельной» сфере.
Большинство из них вынуждено было уйти на внеплановые каникулы, отправив персонал в вынужденный отпуск. Даже с учетом «поплывших» графиков исполнения заказов, это оказалось куда более приемлемым вариантом, чем продолжать работу, ловя крохи положенного электричества.
Вид на залив в Севастополе / Википедия, автор фото Aleksander Kaasik |
— Мы распустили людей, нам это было более выгодно. Доделаем чуть позже, в выходные, перестроимся. Да, уже есть задержка по сроку с исполнением одного из заказов. Но наши заказчики вошли в понимание, ждут это изделие, — объясняет Лариса Мотовилина, директор севастопольского предприятия «Сателлит», занимающегося судовым палубным вентиляционным оборудованием. Дозвониться до нее «Корабелу» удалось только в пятницу, когда уже начала работу первая линия энергомоста. Как пояснила глава компании, телефонная связь к этому моменту стала более стабильной, чем раньше, но в остальном ситуация изменилась мало. — На Севастополе это практически не отразилось. Как у нас был график два через шесть, так он пока и остается. За сутки получается два раза по два часа. Может быть, что-то увеличится, когда вторую линию запустят. Работать в этот период невозможно — технику жалко. Скачки напряжения, в любой момент свет могут выключить.
Труднее всего пришлось тем компаниям, которые расположены в восточной части полуострова — там очень мало своих источников электроэнергии. В Керчи, к примеру, местная электросеть получила от Камыш-Бурунской ТЭЦ лимит всего в 3 МВт, после чего свет жителям стали включать лишь на три часа в сутки. Начались работы по установке дополнительной турбины, которая с 10 декабря должна была увеличить выработку энергии на 9 МВт. Забегая вперед, скажем, что запуск второй турбины состоялся уже 6 числа, а общую мощность ТЭЦ удалось довести до 39,7 МВт вместо планируемых 32. При этом весь ее лимит решено направить на Керчь.
На морской верфи «Фрегат» тоже отправили большую часть персонала по домам — на завод разрешили приходить лишь тому минимуму сотрудников, который позволял предприятию продолжать работу. Как раз на это время пришелся срок исполнения очередного заказа — 24 ноября завод должен был спустить на воду после докового ремонта морской буксир «Барс». Судно, кстати, было построено здесь же, в Керчи, на заводе «Краншип» для новороссийской компании «Транснефть», и это было его первое докование. Буксир был поднят на стапель-палубу плавучего дока 5 ноября. Чтобы не сорвать график исполнения заказа, руководство верфи арендовало генератор и договорилось о подключении к стоящим в Керчи судам. В результате ремонт буксира «Барс» был благополучно завершен.
Вплоть до конца минувшей недели «Корабел» не мог выйти на связь с керченским судостроительным заводом «Залив». Только в пятницу, ближе к обеду, телефон ожил:
— Нам сегодня после 10 часов включили свет, — сообщил голос в трубке, прорываясь сквозь страшные помехи. — Интернет работает очень плохо, почта не грузится. К концу дня обещают восстановить нормальную связь.
Как нам удалось выяснить, до этого момента завод не работал. Но уже с пятницы ситуация изменилась — предприятие вновь запущено, надо наверстывать потерянное время. Завтра, 9 декабря, здесь будет заложено новое поисково-спасательное судно проекта А-163. По этому поводу состоятся праздничные мероприятия, которые посетит глава Республики Крым Сергей Аксенов.
Блокада — не помеха
В Севастополе часть судостроительных предприятий обошлась без вынужденных простоев, что понятно — город стратегический, многие заводы «сидят» на оборонзаказе. Обеспечить их работу стало делом принципиальным. Так, без особых проблем все полторы недели функционировал «13 судоремонтный завод Черноморского флота», принадлежащий Министерству обороны России. Правда, на просьбу «Корабела» рассказать подробнее о том, как прошли последние одиннадцать дней, завод ответил категорическим отказом.
Куда более открытым и готовым к диалогу оказалось руководство бывшего Севастопольского морского завода, который с октября является филиалом северодвинского Центра судостроения «Звездочка». Это предприятие энергоблокаду тоже пережило относительно безболезненно, сумев выполнить все текущие заказы. В том числе — важный в условиях обострившейся в регионе военной обстановки ремонт новейшей подводной лодки «Новороссийск», входящей в состав Черноморского флота. Корреспондент «Корабела» взял небольшое интервью у директора завода Игоря Дрея.
— Игорь Владимирович, были ли на предприятии перебои с поставками электроэнергии и как это отразилось на его деятельности?
— Филиал северодвинской «Звездочки» в Севастополе, который в настоящее время осуществляет свою деятельность на мощностях «Севастопольского морского завода им. С. Орджоникидзе», в условиях энергоблокады продолжал функционировать стабильно, в круглосуточном режиме, что обусловлено особенностями нашей производственной деятельности. Благодаря совместной с ПАО «ЭК «Севастопольэнерго» генерации электроэнергии выполнение текущих заказов не останавливалось ни на один день. В нескольких случаях непродолжительного «планового» ограничения подачи электроэнергии критически важные объекты запитывались по резервным непрерывным схемам, обеспечивались безопасность труда и техногенная безопасность, а также надежная охрана объектов завода, имеющего, как известно, оборонное значение. Ситуация руководством полностью контролируется. В целом упомянутые ограничения энергоснабжения на выполнении производственных планов не отразились, обстановка была и остается управляемой.
— Как справляетесь с ситуацией? Откуда получаете электричество? Влечет ли это дополнительные расходы либо какие-то еще неудобства?
— С одной стороны, на заводе задействованы собственные источники питания, оперативно поставленные нам головным предприятием – «ЦС «Звездочка» по личному указанию его генерального директора Николая Яковлевича Калистратова. Это было сделано для создания условий по безаварийной эксплуатации основных фондов и промышленного оборудования. С другой стороны, электроэнергия на предприятие поступает по обычным схемам, хотя и по строгому лимиту. Поэтому на заводе составлен план снижения энергопотребления, выполнение которого постоянно контролируется главными специалистами. Сравнительно небольшие дополнительные расходы, которые мы при этом вынуждены нести, компенсируются соответствующей экономией средств.
— Как долго предприятие может существовать в таком режиме?
— Столько, сколько потребуется.
— Исполнение каких заказов пришлось на этот период?
— Благодаря ежедневному участию в нашей работе руководства «Объединенной судостроительной корпорации», ее президента Алексея Львовича Рахманова все заказы исполняются в строгом соответствии с производственным графиком. Так, на прошлой неделе в порт приписки Евпаторию от достроечного причала нашего филиала в соответствии с договором с заказчиком ушел буксир-кантовщик «Каламит», проходивший на заводе доковый ремонт. Несколько дней назад достроечную набережную завода покинула и новейшая подводная лодка «Новороссийск» Черноморского флота, где все работы также выполнены в полном соответствии с графиком. Завершается ремонт на буксире «Севастополец». Продолжается выполнение согласованных ранее операций на парусном учебном судне «Херсонес». Ведется процесс модернизации производственных мощностей, в том числе – и системы энергоснабжения, которая также реконструируется с учетом сложностей нынешнего периода. Формируется портфель заказов на будущий год.
Буксиры "Каламит" и "Севастополец" в доке завода / Пресс-служба Филиала "ЦС "Звездочка" в г. Севастополе |
— В целом ваше отношение к ситуации - ожидали ли, как готовились, что можно было еще сделать, чтобы минимизировать последствия.
— На больших предприятиях, подобных нашему, всегда готовятся к различным нештатным ситуациям, так что можно сказать – и к нынешней мы были в целом готовы.
— Оцените действия местного правительства — помогало ли оно вам и нужна ли была его поддержка?
— Все истекшие дни энергоблокады мы работали в тесном контакте с правительствами Севастополя и Крыма, которые относились к нашим проблемам с должным вниманием, оперативно помогали в их решении.
Парусное учебное судно "Херсонес" в доке завода / Пресс-служба Филиала "ЦС "Звездочка" в г. Севастополе |
— Возможно, что-то сочтете нужным добавить. Приветствуется любой отклик на происходящее.
— Руководство Филиала АО «ЦС «Звездочка» в Севастополе выражает глубокую благодарность всему трудовому коллективу предприятия за самоотверженную и добросовестную работу в период энергоблокады, за терпение и понимание складывающейся ситуации. Трудовая дисциплина на заводе неукоснительно соблюдалась, севастопольские корабелы лишь сплотились и в лучших традициях прославленного Севморзавода продолжали выполнять задачи, стоящие сегодня перед предприятием. Это означает в том числе, что у людей будет стабильная заработная плата, что они смогут обеспечивать свои семьи и с уверенностью будут смотреть в завтрашний день, несмотря на любые блокады и санкции.