Регион: Волго-Донской бассейн, Азовское море, Каспийское море
Тоннаж: Костеры
По завершении новогодних каникул фрахтовый рынок на Азове выглядел достаточно позитивно. Не наблюдалось большого количества спотового тоннажа, а Судовладельцы при этом не выбрасывали открывающийся флот на рынок. Ставки показали небольшое снижение на фоне уменьшения предложения грузов, и сдерживались низким предложением тоннажа: с 4 января Капитаном Ростовского порта были введены ледовые ограничений для теплоходов, заходящих в Ростов и Азов. Судов, имеющих ледовый класс не ниже 1-го, в регионе мало.
С 23 января по 28 февраля в Ростове проводится ремонт ж/д моста. Ожидалось, что судно может провести до нескольких дней в ожидании проводки, и разница в ставках, по сравнению с погрузкой на терминалах, находящихся до моста, выросла до 2-3$. В итоге, негативные ожидания не подтвердились, и существенных простоев не было.
В первые недели месяца наибольшую активность на рынке демонстрировали отправители нишевых товаров, таких как отруби, шрот. Твердых предложений груза, готового к отправке из Российских портов Азовского моря, было немного в силу снижения деловой активности в праздники. В условиях сложной рыночной конъюнктуры, трейдеры, стремясь обезопасить себя, начали применять схему, при которой лодки фиксуются без подтверждённой продажи. Нередко Судовладельцы теряли время на переговоры, продажа не получалась и теплоход снова попадал на рынок. Отдельные суда в январе простаивали до 5-7 дней, и ситуации сохранялась до конца периода.
В наиболее сложной ситуации находятся владельцы теплоходов смешанного плавания, грузоподъёмностью 5000 тонн. В целом, активность Трейдеров в регионе невысока весь январь, и чем крупнее партия, тем сложнее ее продать. На протяжении «высокого сезона» "пятерки" были дороже "трешек", сейчас ставки на такой тоннаж падают заметно быстрее.
На фоне низких ставок популярностью пользуются обратные грузы из Адриатики и Восточного Средиземноморья. Флот не торопится возвращаться и может задержаться в ожидании обратной партии, так как в домашнем регионе высока вероятность простоев из-за дефицита предложения грузов к отправке.
В Астрахани ледовая обстановка была особенно тяжелой в первую половину месяца и это внесло существенные коррективы в графики движения теплоходов. Многие Судовладельцы приняли решение работать из незамерзающих портов региона, таких как Махачкала и Актау. В итоге, рейсы из Астрахани показали наибольшее падение ставки фрахта - груза было очень мало, и ритмичность поставок новых партий в праздники была серьезно нарушена. К концу месяца в Астрахани и в Волго-Каспийском Канале сложная ледовая ситуация существенно не улучшилась. В среднем, теплоходы проходят канал за 1,5-2 суток, при этом Судовладельцы стараются избегать наиболее удаленных терминалов, где услуги буксиров и риски длительного ожидания возрастают в разы.
На 3-ей неделе уровень фрахта в регионе продолжил падение вслед за ростом цен на пшеницу базис fob Азовские порты из-за:
1) проведения 3 тендеров Государственного агентства Египта GASC на закупку 470 тыс тонн российской пшеницы с поставкой на конец января - начало февраля, а также
2) из-за неофициальных рекомендаций Минсельхоза крупнейшим игрокам снизить темпы экспорта для сохранения баланса на внутреннем рынке. Планируемые министерством объемы поставок 40 млн тонн за рубеж уже превышены.
Цены плавно росли весь месяц и совокупность факторов сработала – значительно сократилось количество сделок на экспорт. На конец месяца ставки по маршруту Ейск-Самсун находились на уровне низких 20-ых, год назад они составляли 29$ за тонну пшеницы/кукурузы. По нашим данным, Минсельхоз планирует в краткосрочной перспективе ввести регулирование внутреннего зернового рынка путем возобновления государством зерновых интервенций.
Также, многие Трейдеры пытаются переориентировать свои потоки в сторону Каспийских портов, где цена на кукурузу остается очень привлекательной, так как правительство Ирана объявило тендер на закупку 300 000 тонн кукурузы и 300 000 тонн кормового ячменя с поставкой данного товара в феврале – марте.
Динамика ставок за январь и сравнение с показателями 2018:
Ставки на Азовском рынке за январь 2019 показали прогнозируемое падение с 29$ в начале года до 25$ к концу месяца. Если сравнивать динамику с аналогичным периодом прошлого года, то можно увидеть удивительную ситуацию, где на сопоставимом уровне фрахта и в сопоставимых условиях рынка, динамика была обратной – ставка выросла с 30 до 32$ к концу января 2018.
Прогноз на февраль: вся совокупность факторов, влияющих на уровень ставок, показывает негативный тренд, и темпы снижения фрахта увеличатся. На данный момент рынок уверенно идет ко дну и единственное возможное обстоятельство, способное поднять ставки – это снижение продажной стоимости зерна производителями ближе ко времени посевной, когда им понадобится финансирование.
Фрахт Каспийского бассейна второй год подряд показывает плавное снижение, что необычно для этого высоковолотильного рынка.
Даже учитывая тот факт, что на зимовку в сезоне 2018-2019 осталось существенно большее количество судов, предложение флота выше привычного, в целом, ситуация в регионе выглядит более позитивно по сравнению с Азовом. За январь 2019 ставки падали c 43 до 38$, что сопоставимо с аналогичным периодом в 2018.