Последний взгляд на ледокол "Обь" перед отбытием на Север

Наш корреспондент уже готовил большой материал, посвященный ледоколу "Обь", когда его спускали на воду для дальнейшей достройки в июне прошлого года. Теперь мы решили посетить судно еще раз, чтобы осмотреть свежеобустроенные внутренние помещения и палубы дизель-электрического ледокола перед самым его выходом на испытания. Эксклюзивные фото и комментарии с Выборгского судостроительного завода — в этом материале.
Последний этап достроечных работ в виде пусконаладки техники, настройки систем связи и навигации, их подключения и проверки, подготовки оборудования швартовки на ледоколе завершен. Параллельно процесс подготовки судна сопровождался операциями по закрытию различных удостоверений, одобрений инстанций и других разрешений на полноправный выход в море. На днях портовый ледокол "Обь" вышел на ходовые испытания, которые продлятся около 23 дней. После этого судно вернется на верфь, где будут устраняться возможные недостатки, приниматься замечания. Как нам пояснили на Выборгском заводе, как правило, это небольшие недочеты вроде сломанной ручки, которые не влияют на сроки сдачи. 
 
Ледокол Обь на Выборгском заводе / Корабел.ру

Подробный материал об основном оснащении ледокола публиковался нашими журналистами по случаю церемонии спуска, читайте статью здесь. А сегодняшний репортаж мы решили посвятить тому, чтобы бросить последний взгляд на только что обустроенные помещения и палубы, на системы и оборудование, готовые к работе в суровых северных морях.
 
Об устройстве ледокола 

Инновационный ледокол именуется таковым, благодаря сложным системам оснащения и уникальным комплексам. Если атомные ледоколы медленно, но верно становятся визитной карточкой современного российского судостроения, то дизель-электрическая система отрасли еще в новинку. Поэтому мы обратились за комментариями к поставщикам, участвующим в оснащении "Оби".

"Обь" является не только портовым ледоколом, но и полноценным буксирным судном. Для выполнения функций подводки судов к порту Сабетта на нем установлена буксирная лебедка, кольцо, упор для буксируемого судна. 

На дизель-электрическом ледоколе установлены четыре пропульсивные азимутальные установки типа Azipod — два в носовой части, два в кормовой. Каждая может функционировать независимо. Мощность азимутальной установки — 12 мВт, четыре единицы по 3 мВт каждая. Азиподы могут вращаться на 360 градусов вокруг своей оси, что обеспечивает судну поразительную маневренность. Ледокол может двигаться любым боком и в любую сторону — левым бортом, правым, носом вперед, кормой вперед и т.д.
 
Ледокол "Обь" проекта Aker Arc124 - фото с церемонии спуска / Корабел.ру

В машинном отделении — три двигателя суммарной мощностью чуть больше 14,5 мВт марки Wartsila. Принцип дизель-электрического ледокола основан на схеме, где двигатель вырабатывает энергию, которая через генератор преобразуется в электрический ток, впоследствии поступающий уже на двигатели. 
 
В машинном отделении / Корабел.ру

Электрооборудование было поставлено ведущим производителем судового электрооборудования и систем автоматики ОАО "ВНИИР-Прогресс". В обширном перечне поставленного оборудования: автоматизированный главный распределительный щит 400 В с номинальным током 4800 А, ГРЩ на 230 В с номинальный током 1000 А, аварийный распределительный щит (АРЩ) 400/230В — номинальный ток 1500 А, центры управления электроприводами (МСС) пропульсивного оборудования, комплект силовых электрораспределительных щитов и щитов освещения, комплект пускателей, щитов управления и сигнализации, комплект ИБП 24 В постоянного тока и 230 В переменного тока, мощностью до 40 кВА, комплект преобразователей частоты управления электроприводами насосов, мощностью до 110 кВт, комплект силовых трансформаторов, мощностью до 630 кВА. Нам пояснили в компании, что оборудование было изготовлено специально под данный проект судна, как впрочем и любые другие изделия "ВНИИР-Прогресс".
 
Электрооборудование от "ВНИИР-Прогресс" / Корабел.ру

Уникальным краном украшена палуба "Оби". "Palfinger" изготовил специальный кран для операций по погрузке/выгрузке оборудования в контейнерах: "У него даже цвет специальный! — рассказал нам генеральный директор "Палфингер Марин Рус" Дмитрий  Белезнев. — Эта модель была спроектирована и изготовлена на базе серии кранов, которые мы поставляли для ледоколов проекта Aker Arc130A. Он выдерживает температуры до -40 ?, его грузоподъемность составляет 25 тонн, максимальный вылет стрелы 22 метра". 
 
Кран Palfinger / Корабел.ру

За компрессорную технику на ледоколе отвечает немецкий производитель Sauer Compressors. Компания поставила на судно два пусковых компрессора типа WP65L-300, комплект ресиверов в количестве двух штук, два компрессора рабочего воздуха SC22-8-MA50 и пару осушителей рабочего воздуха.
 
Корабел.ру
 
О том, как обеспечивали пожаробезопасность на судне, рассказали специалисты НПФ "МРС Электроникс": "Наша компания отвечала за поставку и пусконаладку оборудования системы обнаружения пожара и контроля противопожарных дверей на ледоколе "Обь". Мы завершили пусконаладочные работы и успешно прошли швартовные испытания. Для нас это не первый опыт, мы уже работали с ледоколами и судами, несущими службу в ледовых условиях и при низких температурах. В том числе наши системы установлены на АЛВ "Севморпуть", ледоколе "Ямал", ледоколах проекта IBSV01, проекта Aker ARC 130А "Александр Санников" и "Андрей Вилькицкий".
 

Комплексным поставщиком мебели для ледокола выступило предприятие "РАПС-мебель". В том числе специально для судна был изготовлен комплект камбузной мебели, мебель для сидения и лежания, для внутренних помещений, мебель медицинского блока и штурманский стол. О том, как разрабатывался комплект, нам рассказал генеральный директор "РАПС-мебель" Андрей Шебшаевич:"Любая мебель, разработанная и изготовленная нашей фирмой, перерабатывается нашим конструкторским отделом с учетом требований проекта и пожеланиями заказчика. В данном случае, перед тем, как приступить к разработке, мы провели общее совещание с заказчиком, представителями КБ, завода и поставщиками декоративных материалов. Так мы заранее обговорили и согласовали материалы для производства и цветовые гаммы для всех жилых и технических помещений ледокола со всеми сторонами".
 
Каюта капитана / Корабел.ру
 
Медицинский блок / Корабел.ру

На ледоколе установлена система MFD, состоящая из РЛС, ЭКНИС и коннинг-дисплея — всего 9 рабочих станций разработки Transas, объединенных дублированной сетью передачи данных. Оснащение "Оби" системами радионавигации и связи идентично системным комплексам, ранее установленным на других судах "Атомфлота".
 
Корабел.ру

Баржа-площадка "Атлант"

Рассказывая о том, как строился ледокол, стоит упомянуть об уникальном сооружении, которое Выборгский завод использовал для реализации проекта  Arc124. Речь идет о барже-площадке "Атлант". 

Полупогружная баржа предназначена для сборки корпусов судов из блоков, которые создаются на территории производственных цехов завода. Технология была введена для строительства судов более 18 м шириной, когда в 2012 году Выборгским заводом был подписан контракт на постройку трех ледоколов проекта 21900М. Их ширина  не позволяла строить корпуса в цеху.
 
Баржа "Атлант", вид с палубы ледокола / Корабел.ру

Из цехов модули доставляются трейлерами на достроечную набережную, с помощью плавкрана грузоподъемностью до трехсот тонн блоки перемещаются на площадку баржи "Атлант", где уже собирается корпус.
 
В цеху Выборгского завода / Корабел.ру

Именно здесь собирался и корпус "Оби". Поскольку его ширина составляет 21,9 м, изначально он доставлялся без бортовых секций. Заготовка судна вводилась на стапель через док-камеру, далее конструкция буксировалась в сторону Высоцка, где есть достаточная глубина, чтобы притопить "Атлант". Баржа притапливалась, на нее помещали корпус ледокола, и вместе они всплывали на заранее установленные стапели. Далее полупогружная баржа уже с конструкцией корпуса "Оби" на борту отправлялась на достройку в Выборг. На заводе, не снимая конструкции с баржи, работали над монтажом всех бортовых секций, доводя до конечной ширины в 21,9 м. Там же устанавливались двигатель и азиподы.
 
Баржа "Атлант" вид с ледокола  / Корабел.ру

Испытание Большим севером 

Сдача ледокола "Обь" заказчику запланирована на конец сентября. Дата неслучайна и выбрана в соответствии с сезонными условиями и прямым назначением судна. С учетом времени, когда ледокол будет полностью готов к отправке в порт Сабетта, в районе приписки и на близлежащих территориях наступит эксплуатационный период, связанный с ледовой обстановкой. Пока в ледоколах нет особой нужды, а начиная с конца октября — начала ноября, он уже станет незаменимой единицей флота. 
 
Корабел.ру

На Выборгской верфи нам рассказали, что уже есть интерес к постройке второго судна проекта Arc124. "Обь" будет работать на проекте "Ямал СПГ", где сформирован свой состав флота. Сейчас же перспективы нацелены на "Арктик СПГ - 2" на Гыданском полуострове, где не так давно было принято инвестрешение. В этой акватории также нужен будет свой флот, и, скорее всего, возникнет необходимость функционирования аналогичного судна, которое пока никто, кроме Выборгского судостроительного завода не выпускал.
 
Корабел.ру
 
Корабел.ру


Материалы по теме:

Инновационный ледокол "Обь" готовится к Сабетте - материал со спуска ледокола 
Экскурсия по строящемуся атомному ледоколу "Арктика" - репортаж с возводящейся "Арктики" 
Готовь "Санникова" летом - о назначении первого ледокола проекта Aker Arc 130A, построенным Выборгским заводом
Новейший ледокол "Андрей Вилькицкий" посетил Санкт-Петербург - зимние снимки серийного ледокола 

 
"МРС Электроникс НПФ", ООО
Нижний Новгород
+7 (831) 411-54-89
"ВНИИР-Прогресс", АО
Санкт-Петербург
+7 (812) 327-51-94
"Центр Судовой Мебели РАПС", ООО Санкт-Петербург
+7 (812) 331-45-54
"Выборгский судостроительный завод", ПАО Выборг
+7(81378) 2-64-32
"Транзас Навигатор", ООО Санкт-Петербург
+7 (812) 325-31-31
"Sauer Compressors", GmbH Москва
+7 (499) 557-07-12
"Палфингер Марин Рус", ООО Санкт-Петербург
+7 (812) 386-34-19, +7 (911) 152-5355



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости