Нынешнее ОАО "Порт Сокол" – это не столько порт и перевалка насыпных грузов, сколько судостроение и судоремонт.
Сейчас "Порт Сокол" – одна из немногих компаний, которая производит наплавные мосты. Помимо этого занимается переоборудованием речных судов, барж. Как отдельное направление в работе предприятия идет добыча песка на реке Кубена для нужд крупнейшей в Вологде строительной компании "Стройиндустрия".
И такая разноплановая деятельность родилась не от нужны или прихоти руководства. Каждое направление
"Порта Сокол" имеет свою историю, в некоторых моментах почти вековую.
От пристани Печаткино до речного порта
Город Сокол Вологодской области известен в России как крупнейший центр деревообрабатывающей промышленности. Здесь действует один из старейших в стране целлюлозо-бумажных комбинатов, основанный еще на рубеже XIX – XX веков, в 1899 году. Правда, тогда он назывался бумажной фабрикой купца Суркова.
Непосредственно Целлюлозный завод, параллельно с не менее крупным артиллерийским заводом, был построен в Соколе осенью 1914 года. Руководил работами посланец петербургского акционерного общества "Российские бумажные фабрики" знаменитый инженер Николай Вячеславович Печаткин.
Строительные материалы, которые прибывали сюда по железной дороге, лес и готовую продукцию с фабрик, удобнее всего было доставлять до предприятия и обратно водным путем. Оба завода закупили речные суда, а у железнодорожного моста появились новые причалы, где швартовались баржи, проводилась перевалка песка, пиломатериалов, бумаги. Так в Соколе появился свой речной порт.
После Октябрьской революции целюлозный завод Печаткина, бумажная фабрика Суркова, артиллерийский завод вместе со всем флотом фабрик национализировали.
В апреле 1920 года, когда работа по приемке судов и судового хозяйства была закончена, приступило к работе Верхне-Сухонское агентство при Вологодском районном управлении водных путей. В районе целлюлозного завода – пристань Печаткино, где уже тогда существовали ремонтные мастерские, была организована РЭБ – Печаткинские судоремонтные мастерские, где и обслуживался флот Верхне-Сухонского агентства. В 1932 году единое предприятие разделили на пристань Печаткино, которая занималась пассажирскими и грузовыми перевозками, и собственно мастерскую, которая в 1938 году перешла в подчинение Сухонскому речному пароходству.
В статистике по грузообороту пристани Печаткино значатся серьезные, конечно для того времени, цифры. Так, в 1937 году в порт прибыло 991,7 тыс. тонн грузов, было отправлено 700,6 тонн, а по итогам 1941 года - 1077 тыс. тонн и 668,8 тыс тонн соответственно. Это при том, что из средств механизации в активе порта была только одна полуторатонная грузовая машина, все работы велись вручную с использованием тачки, лошади, телеги, а себестоимость переработки одной тонны груза составляла 2 рубля 79 копеек.
Северная ударная стройка
Толчком для дальнейшего развития пристани Печаткино стало строительство Череповецкого металлургического комбината в начале 50-х годов. Для его возведения требовался песок, причем в огромных количествах. Геологические партии нашли промышленные запасы этого сырья высокого качества всего в 50 км от Сокола – в устье реки Кубены. И с 1952 года в деятельности пристани появилось новое направление – добыча минерально-строительных материалов. К концу ХХ века оно становится для предприятия ведущим. Именно добыча песка, продажа его и доставка клиентам собственным флотом помогла порту Сокол выжить в период кризиса 90-х годов.
|
Добыча песка на Кубене / Корабел.ру |
В 1958 году два родственных предприятия, "Пристань Печаткино" и ремонтные мастерские, объединились в одно – "Пристань Печаткино Сухонского речного пароходства". Транспортная и перегрузочная деятельность стала приоритетной задачей. Однако не забывали про судоремонт.
С середины 60-х годов активно обновляется производствеенная часть мастерских. Начали с того, что снесли все оставшиеся деревянные здания, вместо них были построены современные цеха.
|
Сухонский ЦБК в 1980-е годы / Объединенные бумажные фабрики |
Наконец, Сухонское пароходство передает на баланс предприятия новую плавмастерскую с современными станками, электроцехом, цехом деревообработки, дизельным участком, с просторными помещениями для рабочих. У предприятия появляется возможность самостоятельно содержать флот и даже ремонтировать часть несамоходного флота пароходства.
В 1975 году пристань Печаткино по решению Министерства речного флота РФ переименовали в порт Сокол.
Экономический кризис 90-х годов особенно больно ударил по речникам. После выхода из состава Сухонского речного пароходства и приватизации в 1994 году АО "Порт Сокол" занимался несвойственной для себя деятельностью. Например, с помощью плавкранов поднимал со дна Сухоны топляки, по берегам рек собирал металлолом, который на собственых баржах отправляли в Череповец. Порт выступал даже в качестве грузоперевозчика – доставлял различные грузы в Нюксеницу.
К концу нулевых годов непрофильная деятельность сошла на нет.
|
Суда на отстое, порт Сокол / Корабел.ру |
С перспективами
Основные перспективы Порт Сокол связывает со строительством наплавных мостов. Для северных регионов с множеством малых рек, вопрос переправы достаточно острый. И наплавной мост, который стоит на плавопорах или баржах, представляет альтернативу стационарным мостам, как по стоимости, так и по надежности. Мост можно транспортировать в виде отдельных блоков любым видом транспорта, либо в собранном виде водным путем.
Второе направление – строительство металлических плавучих причалов. Развитие речных круизов не ограничивается строительством новых пассажирских теплоходов. Без обновления инфраструктуры, а в некоторых местах — возведения, развитие круизов невозможно. Центр железобетонного судостроения сегодня находится в Городце, где компания ССК сдает по 7-8 плавпричалов в год. Металлическими причалами, помимо "Порта Сокол", в России никто не занимается.
И третье направление работы компании – это проведение текущих ремонтов и модернизация речных теплоходов массовых проектов.
|
Наплавной мост производства Порта Сокол / Порт Сокол |
Но есть и сложности. Если говорить о планах на перспективу, то урезание бюджетного финансирования и бюджетных расходов серьезно ударило по загрузке "Порта Сокол". Пока основной заказчик на наплавные мосты, понтоны, в том числе и на их обслуживание – это муниципалитеты. Соответственно, даже при наличии потребности, финансовых возможностей у госзаказчика нет. Поэтому пока загрузка предприятия снижается.
Большую надежду руководство "Порта Сокол" сейчас возлагает на возрождающиеся круизное направление и интерес частных заказчиков.