Новейший сторожевик "Адмирал Макаров" у причала, ЗРПК "Панцирь-МЕ" в морском исполнении на набережной, отечественные дизели на стендах, подписи гендиректоров на документах, День кораблестроителя в сердцах и Кронштадт в планах. Предлагаем нашим читателям обзор минувшего Международного военно-морского салона в Санкт-Петербурге.
В конце июня — начале июля в Санкт-Петербурге прошел очередной, восьмой по счету Международный военно-морской салон. На территории выставочного комплекса "Ленэкспо" развернулась экспозиция десятков судостроительных и судоремонтных компаний, конструкторских бюро, металлургических и машиностроительных заводов, производителей и поставщиков палубного, радионавигационного, спасательного и прочего оборудования.
И это не говоря уже о собственно военной составляющей — ракетные комплексы, торпеды и беспилотники были представлены в нескольких павильонах, а часть образцов разместилась прямо на улице. Главную новинку отечественного ВПК — морской зенитный ракетно-пушечный комплекс "Панцирь-МЕ" — выставили на сцене возле набережной. Плюс, разумеется, корабли ВМС и пограничных служб, расположившиеся у причалов Морского вокзала и в прилегающей акватории.
Международный Военно-морской салон - 2017 / Корабел.ру |
День кораблестроителя и прочие новинки
Открытие МВМС-2017 произошло накануне свежеучрежденного праздника всех корабелов — Дня кораблестроителя, который отныне будет отмечаться каждый год 29 июня. Об этом не преминул напомнить, перерезая красную ленточку, вице-премьер Дмитрий Рогозин:
— Ровно 350 лет тому назад по решению русского царя Алексея Михайловича был построен первый военный корабль России. Он назывался "Орел". Именно поэтому правительство России 30 мая выпустило постановление об учреждении в России Дня кораблестроителя. Поэтому от лица оргкомитета и как председатель Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации поздравляю вас дорогие коллеги, друзья, соратники, с тем, что теперь и у нас с вами есть свой профессиональный праздник!
Уже во второй раз мероприятие проводится в условиях санкционного давления со стороны Запада и, соответственно, игнорируется многими компаниями, базирующимися в Европе и Америке, а также флотами стран НАТО. Салон потерял в представительности, но совсем уж в российский междусобойчик все-таки не превратился. По данным организаторов, участниками МВМС стали 443 предприятия из 31 страны, из них 50 — иностранные компании. Это представители Бельгии, Германии, Индии, Китая, Нидерландов, Южной Кореи, Хорватии, Франции и Швейцарии.
Международный Военно-морской салон - 2017. На стенде ОСК / Корабел.ру |
— К сожалению, уже второй салон у нас не прибывают корабли иностранных государство, зато количество российских кораблей и судов рекордное, больше пятидесяти. Количество иностранных делегаций для данных условий тоже достаточно высокое, — отметил на пресс-конференции в день открытия форума генеральный директор Международного военно-морского салона Михаил Золотарев.
Подробнее о том, какие именно корабли прибыли в акваторию "Ленэкспо", рассказал заместитель главнокомандующего ВМФ России вице-адмирал Виктор Бурсук:
— В рамках нынешнего салона мы представим у причала Морского вокзала 17 кораблей и судов из состава Военно-морского флота и пограничной службы России. Прежде всего надо отметить фрегат проекта 11356 "Адмирал Макаров", который в ближайшее время появится в составе Черноморского флота России. Это третий корабль в серии кораблей данного класса, который вооружен комплексом крылатых ракет большой дальности "Калибр". Эффективность этого оружия была совсем недавно продемонстрирована всему миру. Такими же ракетами вооружаются и малые ракетные корабли проекта 21631, один из которых, малый ракетный корабль "Серпухов", также представлен на салоне.
Еще один из новых кораблей, пришедших на МВМС, это минный тральщик "Александр Обухов" постройки Средне-Невского судостроительного завода. Как пояснил Виктор Бурсук, главной отличительной особенностью данного корабля является не имеющий аналогов в мире цельнолитой корпус из композитных материалов. "Обухов" оснащен новейшими средствами поиска и уничтожения мин, которые в корне меняют подход к противоминной обороне.
Корвет "Стойкий" на МВМС-2017 / Корабел.ру |
— Серию известных кораблей проекта 20380 представляет корвет Балтийского флота "Стойкий", — продолжил перечисление вице-адмирал. — Дальнейшим развитием данной серии будет являться корабль проекта 20385, носящий имя "Гремящий". И мы надеемся, что в ближайшем будущем этот корабль будет спущен на воду и приступит к испытаниям. Немаловажно отметить тот факт, что корабль "Гремящий" оснащен новыми двигателями российского производства. Это двигатели производства Коломенского завода, которые созданы в рамках программы импортозамещения.
Турбины, дизели, насосы
Вообще двигателестроение на этом салоне было если не темой номер один, то уж в пятерке главных – точно. Совсем недавно НПО "Сатурн", входящий в Объединенную двигателестроительную корпорацию приступил к испытаниям своей первой корабельной турбины. Это событие имело свое продолжение уже в рамках МВМС. На третий день работы форума генеральный директор ОДК Александр Артюхов и президент ОСК Алексей Рахманов подписали соглашение о сотрудничестве в сфере производства и поставки корабельных газотурбинных двигателей и агрегатов на их основе.
Все ждали, чем ответят два крупнейших российских двигателестроительных завода.
Коломенский завод представлял свою традиционную продукцию для ВМФ. Это прежде всего дизель-дизельный агрегат 1ДДА-12000 на базе судового двигателя 16Д49. Эти машины ставятся не только на четыре корвета "Северной верфи" пр. 20385, но и на два таких же корабля, которые строит Амурский СЗ.
Дизель-редукторный агрегат Коломенского завода 1-ДРА600. МВМС-2017 / Корабел.ру |
Затем завод демонстрировал свой дизель-реверс-редукторный агрегат ДРРА6000, который идет на патрульные корабли 22160. Ранее на эти корабли ставились главные двигатели немецкой фирмы МАN.
И отдельной строкой шли двигатели марки 10Д49 для фрегатов проекта 22350, на этих кораблях тоже ранее применялись иностранные машины.
Завод "Звезда" на этом МВМС не демонстрировал новый двигатель М-150 "Пульсар", сосредоточив свое внимание на сервисном обслуживании.
Как заявили на отдельной презентации представители завода, "Звезда" создаст систему сервисного обслуживания своих двигателей вблизи мест базирования кораблей и судов ВМФ. Такие центры появятся на крупнейших предприятиях, которые занимаются судоремонтом, это 179 СРЗ в Хабаровске, ЦС "Звездочка" в Северодвинске, "Дальзавод", 33 СРЗ в Балтийске, 13 СРЗ в Севастополе, Астраханский СРЗ.
Председатель совета директоров ПАО "Звезда" Павел Плавник объявил, что общий объем инвестиций в создание всех центров оценивается в 50 млн руб.
Подробный отчет о презентации сервисного центра выйдет на портале позднее, к тому же с заместителем генерального директора ПАО "Звезда" Арама Арутюняна мы договорились об отдельном интервью. Так что следите за обновлением материалов на портале.
Заместитель генерального директора ПАО "Звезда" Арам Арутюнян / Корабел.ру |
Компания "Морская Техника" на салоне представила новые модели бюджетных дизельгенераторов на базе двигателей Минского моторного завода и китайской компании Weichai. Вся продукция в морском исполнении, прошла необходимую доработку и сертифицирована в надзорных органах.
Кроме того, "Морская Техника" на этом салоне демонстрировала общесудовые и специальные насосы совместного производства с испанской компанией Azcue Pumps. Как и в случае с Nanni Diesel, у МТ серьезные планы по локализации выпуска продукции. На сегодняшний день около 30% деталей насосов производятся в России, и "Морская Техника" планирует увеличить эту цифру как минимум в полтора раза.
Помимо судового оборудования "Морская Техника" представляла свои проекты обстановочных судов, лоцманских и разъездных катеров. Плюс МТ активно продвигает на рынке новинку – универсальную платформу на базе катамарана прежде всего для замены устаревших СПК. Об этом проекте мы отдельно поговорили с руководителем КБ "Морской Техники" Александром Поповым, тема тоже заслуживает отдельного материала.
Стенд компании "Морская техника" / Корабел.ру |
Впереди Кронштадт
Самый большой по площади, по размаху и обилию на официальные мероприятия была экспозиция Объединенной судостроительной корпорации. Всего ОСК представила 43 макета кораблей, среди которых атомный подводный крейсер проекта 955, подлодка проекта 636, неатомные субмарины проекта 677Э "Амур-1650" и "Амур 950", малая подлодка прибрежного действия "Пиранья-Т", патрульный корабль ледового класса проекта 23550, экспортный вариант многоцелевого фрегата проекта 22356, сторожевой корабль проекта 11356, малый ракетный корабль проекта 22800Э "Каракурт-Э", малый сторожевой корабль проекта 20382 "Тигр", пограничный сторожевой корабль проекта 22100 "Океан", большой десантный корабль проекта 11711Э и т. д.
О том, что представили другие компании-участники МВМС-2017, читайте в материалах:
- "Военно-морской салон-2017. Отчет первых дней работы выставки"
- Импортозамещение — это мы
- В центре внимания МВМС-2017 глайдеры
Международный Военно-морской салон - 2017 / Корабел.ру |
И в конце хотелось бы сказать несколько слов о будущем Международного военно-морского салона. Уже известно, что в павильонах "Ленэкспо" он проводился в последний раз. Впереди — переезд.
— За 14 лет существования салон стал одним из лидеров, вошел в тройку лучших мировых выставок морского вооружения и морской техники. И в последнее время достаточно часто поднимался вопрос о возможности его перевода его на другие площадки или в другие регионы Российской Федерации, — заявил журналистам председатель Комитета по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга Максим Мейксин. — Могу вам сообщить, что поставлены точки в этих разговорах. Военно-морской салон остается в Санкт-Петербурге, и в 2019 году он будет проходить на площадке города Кронштадта, там где находится военно-морская база ВМФ России.
Как подчеркнул чиновник, там есть возможность широко представить всю продукцию которая производится участниками Международного военно-морского салона. С ним полностью согласился вице-адмирал Виктор Бурсук, напомнив, что в Кронштадте идеальные условия для базирования кораблей Военно-морского флота.
С другой стороны, остается открытым вопрос транспортной доступности — каждодневный трафик сотен делегатов утром до Кронштадта, вечером обратно в Петербург способен изрядно осложнить работу будущего салона. Остается надеяться, что организаторы хорошо продумают логистику, например, предоставят бесплатные шаттлы с четким расписанием.