Последний из флотилии

Уже не первый год длится эпопея с борьбой за сохранение последнего представителя легендарной "Звездной флотилии" — научно-исследовательского судна "Космонавт Виктор Пацаев". В августе Минкульт, наконец, созрел до принятия решения о включении НИС в число объектов культурного наследия. Это значит, что прямая угроза отправиться в скором времени "на иголки" судно миновала. Но остается открытым другой вопрос — на чьи плечи теперь ляжет его содержание?


Звезды на связи

Среди многочисленных категорий судов, которыми располагал когда-то Советский Союз, отдельное место занимала так называемая "Звездная флотилия". Идея ее создания принадлежит "отцу" советской космонавтики Сергею Королеву, который еще в 50-е годы пришел к выводу о необходимости отдельного флота, который бы располагал средствами приема и анализа телеметрических данных. Его прообразом стала группировка из трех переоборудованных судов ("Краснодар", "Ильичевск" и "Долинск"), в 1961 году вышедшая в Атлантику и отследившая телеметрию спуска корабля "Восток" с Юрием Гагариным на борту. Чуть позже этот небольшой отряд пополнился танкером "Аксай".

Принципиальное решение о создании специализированной флотилии для работы с космическими аппаратами было принято в 1966 году, когда вышло постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР "Об увеличении количества судов плавучего радиотелеметрического комплекса Министерства обороны СССР". Уже через два года Советский Союз располагал семью судами космической связи, приписанными к Академии наук и оснащенными по последнему слову техники. Спустя десять лет — к 1978 году — эта флотилия выросла еще на четыре судна, достигнув своего максимального размера.
 

Последнее из введенных тогда в строй судов — "Космонавт Виктор Пацаев". Основная часть его активной работы пришлась на восьмидесятые годы. "Пацаев" регулярно совершал рейсы в Южную и Центральную Атлантику, обеспечивая связь с космическими аппаратами "Союз", "Прогресс", "Молния", космической станцией "Мир". Бортовая аппаратура, установленная на нем, была универсальной — позволяла принимать информацию во всем диапазоне частот.

Гордость судна — главная космическая антенна с параболическими зеркалами шестиместрового диаметра, состоящая из четырех секторов. Она снабжена трехосным опорно-поворотным устройством, которое позволяет сопровождать полет спутника в пределах всей верхней полусферы. Проблему бортовой и килевой качки, а также рыскания по курсу решает специальная система стабилизации. Весит вся эта конструкция без малого 100 тонн.

В дополнение к главной антенне на баке, верхнем мостике, палубах надстроек, фок-мачте, грот-мачте и бизань-мачте размещены еще почти полсотни приемных и передающих антенн различного назначения.


В шаге от "кладбища"

Как и для многих других масштабных советских проектов, черный час "Звездной флотилии" наступил в конце восьмидесятых годов. В 1989 году она потеряла сразу пять судов — всю "лунную" партию, вошедшую в строй в 1967 году. Это "Боровичи", "Кегостров", "Моржовец" и "Невель", переоборудованные из лесовозов по проекту 1918 ("Селена") и "Космонавт Владимир Комаров", переоборудованный из сухогруза по проекту 1917 ("Сириус"). Их задачей было сопровождение советской лунной программы пилотируемых полетов.

Первые четыре были выведены из состава флотилии, проданы на слом и в 1990 году оказались на кладбище кораблей в индийском Аланге. "Владимир Комаров", покинув флотилию, сначала отправился в Балтийское море в распоряжение нового владельца "ЭКОС-Конверсия", но в конечном итоге в 1994 году тоже присоединился к своим собратьям, ржавеющим в Аланге. Туда же спустя два года попали научно-исследовательские суда "Академик Сергей Королев" и "Космонавт Юрий Гагарин", доставшиеся после распада СССР Украине.
 

Не будем рассказывать во всех подробностях историю остальных участников бывшей "Звездной флотилии". Скажем только, что до сегодняшнего дня дожило лишь одно судно — стоящий с 2001 года в Калининграде "Космонавт Виктор Пацаев". Уцелел чудом — так говорят про него космонавты, моряки и просто энтузиасты, которые все 90-е годы бились за сохранение флотилии. "Пацаев", как и его предшественники, тоже должен был пойти "на иголки", однако тогдашний директор калининградского Музея Мирового океана Лариса Емельянова выразила готовность предоставить ему место у музейного причала. Чтобы провести судно к набережной, с него пришлось срезать мачты — иначе было не миновать преграждавший путь железнодорожный мост через реку Преголю. Потом эти мачты приварили обратно.

"Виктор Пацаев" оказался на вечном приколе, но сохранил работоспособность. Как раз в этот период начала строиться Международная космическая станция, и "Роскосмос" решил задействовать для связи с ней аппаратуру судна. На борт вернулись специалисты, и "Пацаев" вновь начал принимать телеметрию и обеспечивать связь Центра управления полетами со станцией. Голосовая связь идет через передатчик "Аврора". В день три-четыре сеанса.


Дочь Пацаева бьет тревогу

Сегодня у него де-факто двойной статус — "Космонавт Виктор Пацаев" принадлежит "Роскосмосу", но при этом он используется и Музеем Мирового океана. На нем размещены экспозиции, рассказывающие об истории отечественной космонавтики. Посетителей музея проводят по внутренним помещениями судна — не всем, поскольку та часть, где стоит действующее оборудование, для гостей закрыта. Экскурсовод рассказывает об освоении космоса, о космонавтах Викторе Пацаеве и Алексее Леонове — экспозиция музея включает их личные вещи, выставленные в витринах с подсветкой. В помещении спортзала теперь находится планетарий.

Однако с 2014 года над судном вновь нависла угроза. В Калининградской области был построен и введен в эксплуатацию Балтийский командно-измерительный пункт, который постепенно должен взять на себя функции, исполняемые "Виктором Пацаевым". Соответственно необходимость в содержании судна у "Роскосмоса" отпадает. Общественники и музейщики забили тревогу — если госкорпорация, владеющая судном, откажется от него, то судьба последнего представителя "Звездной флотилии" будет фактически предрешена. Место ему найдется только в индийском Аланге.
 

Рецепт спасения — признать НИС "Космонавт Виктор Пацаев" объектом культурного наследия и включить его в единый госреестр. Петицию с такой просьбой в адрес президента России Владимира Путина, председателя Морской коллегии при правительстве Дмитрия Рогозина и министра культуры Владмира Мединского написала дочь Виктора Пацаева, космонавта — чье имя красуется на борту судна.

"Финансирование судна как измерительного пункта заканчивается через считанные дни, в августе 2015 г. И, если не принять экстренные меры, то НИС "Космонавт Виктор Пацаев" под вымышленным именем, вслед за собратьями по флотилии, пойдет в индийский порт Аланг, где его ждет разделка на металл ("на иголки"). Ветераны Морского космического флота и друзья нашей семьи борются за спасение корабля", — писала Светлана Пацаева в 2015 году.


"Роскосмос" убеждается плохо"

Месяцы отчаянной борьбы за сохранение судна, обращения во все инстанции сыграли свою роль. В августе 2016 года Минкульт признал научно-исследовательское судно "Космонавт Виктор Пацаев" объектом культурного наследия федерального значения. Это означает, что последний участник "Звездной флотилии" не отправится на кладбище кораблей. Но сразу возникла новая проблема — а кто теперь будет платить за содержание? Госкорпорация "Росатом" еще в прошлом году предложила было бесплатно передать его целиком на баланс Министерства культуры, но ведомство отказалось от такого подарка — денег на "музеефикацию" судна не нашлось. На один только ремонт требуется порядка 150 млн рублей!

— К сожалению, на капитальный ремонт судна давно, очень давно денег не выделялось. В результате некоторые помещения приходят в запустение и требуют уже значительных вложений, чтобы придать судну должный вид, — объясняет корреспонденту "Корабел.ру" заместитель генерального директора ФГБУК "Музей Мирового океана" по флоту и общим вопросам Алексей Шуткин. — "На иголки" его просто так уже не удастся отправить. Только теперь встал вопрос, где найти хорошие руки? Окончательного решения сейчас нет. Но "Роскосмос" принял решение созвать экспертную комиссию, в которую войдут представители Музея Мирового океана, Минкульта, правительства Калининградской области и самого "Роскосмоса". Комиссия начнет работу в октябре и должна будет выдвинуть свои предложения.
 

Какие варианты финансирования могут быть задействованы, он сказать не берется. Знает наверняка он только одно — его организация содержание еще одного судна не потянет, поскольку на балансе Музея Мирового океана их и так уже пять. Сам музей предпочел бы, чтобы владельцем судна остался "Роскосмос".

— Есть хороший пример корпорации "Росатом", которая, как вы знаете, содержит прекрасный музей на базе ледокола "Ленин". Это судно побольше "Пацаева" и посложнее, потому что на нем был атомный реактор. Тем не менее, "Росатом" его сохраняет, потому что это его история, это первый атомный ледокол. А "Виктор Пацаев" — это такая же история "Роскосмоса". Так почему бы "Роскосмосу" не взять на себя такую ответственность и не сделать на нем полноценный музей? Или в Архангельске есть завод "Звездочка", а на нем старенький пароходик "Гоголь". И "Звездочка" его содержит как музейное судно, которое к тому же на ходу. Примеры есть, осталось только убедить "Роскосмос", но он убеждается плохо, — вздыхает Алексей Шуткин.
 

Ренарт Фасхутдинов

 




Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
Итоги года корабелов 2024: Онежский судостроительно-судоремонтный завод
10:55 / виктория корабеловна
рекламаПодписка 2025