Отлично помню атмосферу первой «Невы». Великолепные, по меркам тех лет, павильоны «Ленэкспо» заполнены стендами практически всех судостроительных и судоремонтных предприятий страны, а также образцами судового оборудования. Три отдельно стоящих павильона представляют собой выставку достижений мирового судостроительного комплекса, здесь представлены производители техники самых передовых, на то время, в отрасли стран – Германии, Норвегии, Финляндии, Англии, Испании, Польши, Нидерландов. Может быть, были и представители Азии, но они явно не доминировали. Мы, российские судостроители, не без гордости показывали свои возможности. И ими неподдельно интересовались коллеги из-за рубежа. Да и было что показать. В те временна наши технологии практически не уступали технологиям зарубежных конкурентов, а в ряде направлений мы были явными лидерами. Ледоколостроение, суда на подводных крыльях и воздушной подушке, умение отлично работать с алюминиевыми и титановыми сплавами да и многое другое было, в отличие от России, недоступно большинству даже промышленно развитых стран. А если к этому преимуществу присовокупить баснословно дешевые энергоносители, металлы, квалифицированную рабочую силу, то конечно мы выглядели привлекательным, а где-то и опасным партнером для коллег.
Иностранные участники демонстрировали нам свои достижения. Двигатели, судовое оборудование и электроника, сварочная техника и даже спецодежда и средства индивидуальной защиты выгодно отличались от того, с чем мы привыкли работать. Естественно, целью всех участников выставки являлся во все времена выход на новые рынки. Мы ждали судостроительных заказов, а зарубежные коллеги рассчитывали продвинуть свое оборудование на просторах нашей необъятной Родины. Мы смотрели, удивлялись многому, знакомились со специалистами, но прибрести практически ничего не могли – дорого. А для нашей основной продукции, - кораблей ВМФ, это не подходило что называется «по определению». Думаю, что ни одному главному конструктору и в голову не приходила мысль о возможности установки на корабль немецкого двигателя или английского радара. А если бы и пришла, то он мгновенно перестал бы быть главным конструктором.
С тех пор минуло чуть менее двух десятилетий. Наши зарубежные коллеги достигли поставленных в 1991 году целей – их оборудование, практически без конкуренции доминирует на российском судостроительном рынке, их технологическим оборудованием оснащены наши лучшие верфи, наши судовладельцы заказывают суда в их компаниях, правда, по большей части не европейских, а азиатских, но это не меняет смысла. А вот мы, к сожалению, это время просто упустили. Вроде и технику, от сварочных аппаратов до компьютеров и специальных программ, закупили, и по заграницам наездились, насмотрелись «как у них там», а производительность труда как была, так и осталась на уровне 80-х годов ХХ века. Научились пользоваться оргтехникой и оперативной связью, а накладные расходы такие же, как во времена пишущей машинки в машинописном бюро и переговоров по телетайпу. Результат не замедлил сказаться. Заказчик от нас ушел. До последнего времени хоть военные моряки были верны родным верфям, но теперь, похоже, и они что называется «сломались». Все громче и официальнее звучат заявления о закупке вертолетоносца у Франции, Нидерландов или Испании – тендер будет. И даже о возможности закупок подводных лодок 212 проекта в Германии заговорили. Короче, похоже, «приехали».
Три предыдущих абзаца были написаны перед открытием этой, десятой юбилейной выставки. Дальше – впечатления от нее.
Организована выставка нормально, даже, я бы сказал, хорошо. Некоторые нюансы, типа сложностей с питанием, отношение к судостроению имеют такое же, как колокольный звон к непотопляемости судов. Приятно удивило наличие большого количества иностранных участников. Не взирая на кризис, на выставку приехали десятки компаний из Голландии, Германии, Испании, Хорватии. Были представлены Польша и Украина, Финляндия и Великобритания, Норвегия и даже Турция. И конечно же, впечатлило представительство Китая. Пожалуй, впервые на выставке в Питере я увидел такое количество китайских производителей. Да, у них плохо было организовано общение с посетителями, т.к. русскоязычных переводчиков у них практически не было, а их «кое-какой» английский, сложенный с «кое-каким» английским большинства наших специалистов, не способствовал налаживанию контактов. Но, уверен, они это быстро исправят и на следующей «Неве» уже покажут себя в полной красе. Подавляющее большинство иностранных компаний - это производители того или иного оборудования, либо уже уверенно работающие на нашем рынке, либо стремящиеся на него выйти. Отдельно надо отметить российских дилеров иностранных поставщиков. Они вложились в выставку по полной, и у них получилось более чем прилично. Хорошие просторные стенды, целые группы специалистов, чай, кофе, пиво и даже джаз на стенде «Морских пропульсивных систем», - все это красноречиво подчеркивает, что они готовы бороться за клиента и понимают, что в рыночных условиях надо «шевелиться».
В российской же части экспозиции в первую очередь удивило отсутствие многих предприятий, традиционно принимавших участие в выставках. Не было «Пролетарского завода» и «Звезды», «Судостроительной фирмы «Алмаз» и ЦМКБ «Алмаз», «Рубина» и «Малахита», совершенно неубедительно была представлена и «Объединенная судостроительная корпорация». Полагаю, связано это в первую очередь с тем, что перечисленные компании просто не видят себя в рыночном гражданском судостроении, а для получения государственного заказа, или приравненного к нему заказа от крупных государственных заказчиков типа «Газпрома», участие в выставках вовсе не обязательно. Приятным исключением выглядел стенд «Северного ПКБ». Да, у них пока нет опыта создания гражданских судов, но желание чувствуется, думают они и о газовозах, и о танкерах, стараются заинтересовать своими наработками.
Откровенно сказать и наши судовладельцы особой активностью не отличались. На стендах «Совкомфлота» или СОРОСа большую часть времени было тихо и пустынно, в лучшем случае можно было получить визитку менеджера по связям с общественностью и рекомендацию сформулировать свои вопросы и прислать после выставки.
Из знаковых событий я бы отметил подписание соглашения о сотрудничестве между «НПО «Аврора» и «Транзасом». Не очень понятно, почему до сих пор такого соглашения не было, ведь очевидно, что сложение усилий относительно молодого и бурно развивающегося «Транзаса» и, скажем так, «академичной» «Авроры», с ее ресурсами и наработками, должно привести к появлению очень сильного игрока на рынке разработок и поставок систем управления.
В общем, ощущения после выставки остались двойственные. С одной стороны видно, что судостроение в России есть, и в мире нас рассматривают как потенциально судостроительную державу, а с другой – абсолютно не чувствуется здорового напора и однозначного вектора на развитие этой важнейшей для России отрасли.
Главный редактор Корабел.ру,
Николай Ивакин