Какие из верфей смогут выполнить взяться за строительство подобных объектов? Какие реакторы будут применяться? Чем новые разработки заинтересовали другие государства? На эти и другие вопросы нам ответил Владимир Аптекарев - директор по судостроению и оптимизированным плавучим энергоблокам Атомэнергомаша.
- Владимир, давайте начнем вообще с концепции плавучей энергогенерации. В чем ее преимущество и какие компетенции в этой области на сегодня наработали в Атомэнергомаше?
- Плавучая атомная генерация, на наш взгляд, - это наиболее перспективное направление мобильной генерации. Это очень компактные транспортабельные атомные станции малой мощности. При этом они являются источником энергии, который способен снабжать электричеством развивающиеся и удаленные от центральных энергосистем районы.
Если сравнивать плавэнегетику со стационарными атомными электростанциями, то есть наземными, то в преимуществах обозначу, прежде всего, сроки ввода в эксплуатацию и подачи мощности. Происходит это за счет того, что здесь немного проще нормативы, а применяемые комплексы решений более гибкие.
При этом атомная плавучая генерация является "зеленым" видом энергетики, в отличие от той же самой генерации на СПГ и уж тем более на дизеле, у которых тоже есть мобильные решения.
Что касается компетенций Атомэнергомаша на сегодня, то здесь все достаточно просто. На нас возложена ответственность за оптимизацию референтного проекта "Академик Ломоносов" под запросы российских и зарубежных заказчиков, а также под тенденции мировой мобильной генерации и экономики. Сейчас наша задача состоит в создании максимально конкурентоспособного продукта. Компетенции отталкиваются от наших разработок в области атомных реакторов, таких как линейка РИТМ, которая используется на новых ледоколах. В настоящий момент мы их адаптируем под плавучие атомные электростанции.
- Давайте поговорим о последних разработках, в числе которых оптимизированный плавучий энергоблок. Что он из себя представляет и чем отличается от той же ПАТЭС?
- В основе концепции проекта ОПЭБ лежит исключительно подача электрической мощности, в отличие от ПАТЭС "Академик Ломоносов", которая выполняет функцию "когенерации", то есть одновременно подает и электрическую и тепловую энергию для Певека.
У ОПЭБ будет увеличена мощность благодаря использованию нового типа реактора, который получил название РИТМ-200М. Такой энергоблок с РИТМ-200М с увеличенной продолжительностью топливной кампании до 10 лет, которых на одном плавучем энергоблоке две, способен выдавать более 100 МВт электрической энергии.
На энергоблоке также возможно применение когенерации - когда одновременно выдается тепловая и электрическая генерация. ОПЭБ максимально оптимизирован с точки зрения капитальных и операционных затрат, но комплектация и устройство могут обсуждаться с заказчиком индивидуально. Этот проект характеризуется меньшими габаритами, новыми реакторами и новой турбинной установкой.
- В плане эксплуатации какие будут преимущества ОПЭБ?
- Во-первых, это четкое понимание стоимости электроэнергии на всем жизненном цикле и бОльшая экономическая эффективность по сравнению с той же ПАТЭС. Если сравнивать с другими видами генерации, то здесь себестоимость не зависит от рыночной цены на топливо. Топливная составляющая в плавучем энергоблоке составляет около 3%, и даже при возрастании цены на топливо на 30-40%, что маловероятно, в конечном итоге, стоимость электроэнергии возрастает в пределах арифметической погрешности.
Отсюда - возможность фиксирования тарифа на электроэнергию или тепловую энергию на срок до 60 лет - этого не может предоставить ни один другой вид генерации на сегодняшний день.
Во-вторых, это экологичность в процессе генерации электроэнергии, отсутствие выбросов СО2 в атмосферу.
В-третьих, отсутствие необходимости создания инфраструктуры для поставок топлива, поскольку оно доставляется во время перегрузочной компании. Это отработанный процесс, нет необходимости организовывать с нуля бункеровку топлива, здесь мы работаем на уже существующей инфраструктуре.
В-четвертых, то, что относится ко всем видам плавучей генерации - мобильность. Широкий спектр выбора мест базирования, возможность изменения местоположения, переброска энергоблоков.
- На какой стадии реализации сейчас проект?
- Закончено эскизное проектирование. В ближайшее время приступим к разработке технического проекта оптимизированного плавучего энергоблока, тем самым ознаменовав полноценный запуск работ. На данный момент мы продолжаем детализировать те решения, которые были приняты на этапе эскизного проектирования.
Еще считаю важным рассказать об одном из направлений этого проекта, которое реализуется для Баимского горно-обогатительного комбината. Мы приступили к работе над проектом модернизированного плавучего энергоблока (МПЭБ) - это нечто среднее между ПАТЭС и ОПЭБ. То есть это будет модернизированный энергоблок с применением всех основных технологических решений, примененных на "Академике Ломоносове" за исключением новых реакторов, специально разрабатываемых под эту задачу паротурбинных установок и отсутствия когенерации - то есть МПЭБ будет подавать только электрическую энергию,. Размерения и корпус будут идентичны ПАТЭС. Доработанная реакторная установка получила название "РИТМ-200С".
Это как раз отличный пример адаптации под требования заказчика. Компания заявила необходимую им мощность и поставила максимально сжатые сроки. Сейчас ЦКБ "Айсберг" находится примерно в середине этапа переработки технического проекта "Академика Ломоносова". Соответственно, мы ждем завершения этой работы, чтобы приступить к строительству модернизированного плавучего энергоблока.
- Получается, сегодня у вас линейка состоит из ПАТЭС, ОПЭБ и МПЭБ?
- В целом да, но есть детали. Сложилась такая интересная ситуация. Мы имеем референтную станцию "Академик Ломоносов", который был создан под задачи электрификации и теплофикации города Певека в связи с плановым выводом из эксплуатации стационарной атомной электростанции большой мощности.
Запросов после ввода в эксплуатацию ПАТЭС "Академик Ломоносов" от различных заказчиков стало достаточно много и задачи, которые требуется решить вводом плавучих станций, достаточно разные. Например, у нас есть запрос от правительства Камчатки на ПАТЭС, которая должна поставлять и электричество, и тепло для обеспечения в том числе нужд коммунального хозяйства города. Есть запросы от частных компаний, например, по электрификации большого проекта по сжиженному природному газу в Якутии.
Несмотря на то, что все эти проекты будут делаться под разные цели, мы, естественно, стремимся к унификации многих элементов - реакторной установки, корпуса, технологических решений основного оборудования. На практике пока это не всегда достижимо в полном объеме, в том числе по причине нашей клиентоцентричности, ориентированности на заказчика.
- Давайте подробнее поговорим о выборе реакторной установки. Во-первых, чем новый РИТМ-200 будет отличаться от тех, что установлены на ледоколах? А во-вторых, почему не была взята за основу более новая разработка РИТМ-400?
- РИТМ-200 обладает рядом преимуществ с точки зрения технологии изготовления. Они уже серийно производятся на предприятиях Атомэнергомаша, и мы полностью контролируем весь цикл от подготовки производства до готового реактора, а также непосредственно его установку на объекте. Технология изготовления полностью отработана.
Благодаря использованию особой активной зоны на реакторе РИТМ-200М, мы доводим топливную кампанию до 10 лет. А это очень высокая операционная эффективность. Чем реже мы перезаряжаем топливо, тем меньше операционные издержки в цикле существования плавучей атомной электростанции. Это основное отличие от ледокольных РУ.
Что касается РИТМ-400. Использование новейшей реакторной установки рассматривается на плавучих энергоблоках для одного из крупных проектов для Якутии, но окончательного решения пока нет. Да, РИТМ-400 выдает в два раза больше мощности, чем РИТМ-200, но при она и стоит дороже. Мы же считаем всю экономику, включая то, во сколько обойдется плавучий энергоблок с РИТМ-400 при определенной конфигурации, при конкретной модели эксплуатации и так далее, но уже сейчас видим, что при достаточной потребности в электроэнергии конкретных заказчиков, плавучие блоки с "400-м" будут еще более эффективными.
- На те проекты, которые вы перечислили, уже подписаны контракты или пока все на стадии переговоров?
- С горно-обогатительной компанией на Чукотке есть твердая договоренность. Там нет фиксированного контракта на подачу мощности, но есть рамочные соглашения с обязывающими условиями, поэтому мы считаем, что по этому проекту мы полноценно работаем и уже ведем активное проектирование.
В Якутии все сложнее и интереснее. Там задача масштабней и более разноплановая, было запрошено в пересчете на электроэнергию более 800 мегаватт, это очень большая мощность для таких сжатых сроков реализации. На проекте есть потребность как в энергоснабжении инфраструктуры, так и для обеспечения работы компрессоров линии сжижения природного газа и мы совместно с представителями заказчика и отраслевыми экспертами решаем очень интересную инженерно-техническую задачу, чтобы качество и эффективность подачи мощности на компрессоры полностью удовлетворяли техническому заданию. Здесь мы еще не дошли до обязывающих соглашений, но двигаемся по плану, по дорожной карте, которую мы имеем с заказчиком. К концу года мы должны прийти к конкретному техническому решению и к конкретной стоимости киловатт электроэнергии в час. Тогда я и смогу рассказать больше.
- Для строительства плавстанций вы рассматриваете только Балтийский завод?
- При выборе места строительства плавучей станции всегда рассматривается множество вопросов - загрузка верфи, баланс рисков, технологические возможности, финансовое состояние, организационные моменты и многие другие факторы. Все это мы оцениваем и подключаем нашу группу ПСР (Производственная система Росатома), которая составляет сквозные графики, оценивает текущую и перспективную загруженность. Определение верфи - это сложный многовекторный процесс и он для нас является одним из ключевых, поскольку мы обязаны уложиться в установленные заказчиком сроки, возможности судостроительного завода выполнить в срок свою часть проекта – очень важный критерий выбора.
Так как уже сформирована достаточно объемная программа по строительству плавучих энергоблоков, то мы рассматриваем целый ряд верфей, которые могли бы строить по той или иной технологии. В том числе ведем переговоры с ССК "Звезда". Так что нет, мы не сосредотачиваемся только на Балтзаводе, хотя это предприятие с огромной историей обладает уникальными компетенциями и специалистами, которые позволяют строить плавучие энергоблоки достаточно эффективно.
- Расскажите о сути проекта, аналогичного станции "Академик Ломоносов", но для тропической зоны.
- Здесь речь идет как раз об ОПЭБ, который изначально создавался для использования в южном климате и позиционируется как продукт для международного рынка. Вместе с нашим отраслевым рыночным интегратором по зарубежным проектам, Русатом Оверсиз, мы видим очень большой потенциал в применения оптимизированных плавучих энергоблоков в странах Латинской Америки, Африки, в Юго-Восточной Азии.
Оценки рынка различные, но по оценках Русатом Оверсиз это более 3,2 ГВт потребной мощности в мире. Естественно, мы при этом конкурируем с другими плавучими источниками генерации, такими как СПГ или дизельные электростанции. Но дизельные электростанции из-за проблем с экологичностью уходят на второй план. На первый план выходит конкуренция между СПГ и атомными электростанциями.
При этом все недостатки СПГ-генерации находятся на поверхности. Это, к примеру, необходимость регулярного подвоза топлива и создания инфраструктуры для бункеровки. А это уже воздействие дополнительные затраты, плюс возможное влияние на экологию.
Единственная слабая сторона плавучей атомной генерации заключается в сроках подачи мощности. Они чуть больше, чем при СПГ-генерации просто за счет цикла изготовления реакторного оборудования и подготовки береговой инфраструктуры. Но этот недостаток с лихвой компенсируется массой достоинств атомных плавэнергоблоков, о которых я уже говорил. Плюс огромный эффект для отечественной промышленности, уровень локализации может достигать 90-95 %, при условии строительства на российских верфях блоков в полном объеме. Это недостижимый на сегодня показатель для других видов плавучей генерации.
- В финале нашей беседы давайте немного поговорим о ближайших планах Атомэнергомаша. Каким будет следующий этап развития этого направления?
В этом году мы планируем завершить основную часть технического проекта МПЭБ и начать строить данные плавучие блоки.
Далее будем продолжать работу над формированием серии плавэнергоблоков под нужды конкретных заказчиков как для российского, так и зарубежных рынков.
В самое ближайшее время мы приступим к техническому проектированию ОПЭБ в так называемом северном исполнении. Эта следующая ступень после модернизированного атомного энергоблока из промежуточного решения в уже полноценную оптимизированную технологию для арктической зоны России в рамках работ по реализации проектов в акватории Северного морского пути.
И также принято решение продолжать работу над проектом ОПЭБ для зарубежных рынков. Уже совсем скоро мы запустим техническое проектирование плавэнергоблоков для тропических условий, после чего, как мы планируем, с учетом поступающих запросов от иностранных государств, уже в следующем году сможем подписать рамочное соглашение для реализации пилотного проекта.
Материалы по теме:
Первый в мире плавучий энергоблок готов к работе!
ПАТЭС "Академик Ломоносов": финал близок
Буксировка плавучего энергоблока "Академик Ломоносов" в Мурманск (фоторепортаж)