...что порой приводит к неожиданным для инвесторов и всех участников логистической цепочки последствиям.
Ввиду невыполнения иностранными партнерами принятых на себя обязательств по обеспечению российского экспорта (включая снятие ограничений на фрахт соответствующего тоннажа, страхование груза и судов, а также их обслуживание в портах), действие соглашения Черноморской зерновой инициативы (ЧЗИ) не было продлено 17 июля 2023 года как это ожидалось ранее.
Впрочем, за предшествующий почти год реализации этого проекта, из Большой Одессы (порты Одесса, Южный и Ильичевск) удалось вывезти 32,9 млн метрических тонн зерновых и масличных культур, порядка 80% которых пришлись на долю всего десяти стран:
Страна | Отгрузки (тыс. м. т) |
Китай | 7 963,95 |
Испания | 5 980,657 |
Турция | 3 236,355 |
Италия | 2 062,420 |
Нидерланды | 1 959,233 |
Египет | 1 551,553 |
Бангладеш | 1 067,242 |
Израиль | 870,612 |
Тунис | 713,518 |
Португалия | 708,282 |
Итого: | 26 113,822 |
Данные: ООН (Объединенный координационный центр ЧЗИ)
Более того – спустя буквально пару недель после официального завершения действия Черноморской зерновой инициативы, Украина в одностороннем порядке объявила об открытии нового "зернового коридора" в западной части Черного моря, основная часть маршрута которого проходит в территориальных водах Турции, Болгарии и Румынии:
Как и ранее, основными адресатами продовольственных грузов из Северного Причерноморья были названы "беднейшие страны" Африки и Азии, однако данные автоматических идентификационных систем (АИС) свидетельствуют о том, что приоритеты в географии поставок практически не изменились.
Не смотря на значительное увеличение фрахтовых ставок, экспорт зерновых даже с августа 2023-го остался столь прибыльным бизнесом, что трейдеры заявили о готовности нести дополнительные издержки по оплате возросших рисков судовых операторов. Дополнительным импульсом для наращивания объемов вывоза с привлечением все большего количества судов, стало ноябрьское (15.11.23) заявление двух ведущих игроков глобального страхового рынка – британской корпорации Lloyd's и американской Marsh& McLennan – о создании страхового пула из 14 компаний для обеспечения перевозок по новому "зерновому коридору".
Помимо признанных мировых лидеров страхового бизнеса, в программе приняли участие еще 14 профильных иностранных компаний, а также два украинских ("Укрэксимбанк" и "Укргазбанк") банка и вторая по величине банковская группа Германии DZ Bank. Впрочем, сами участники пула не скрывают, что помимо частных капиталов непосредственную финансовую поддержку данной инициативе оказывает еще и правительство Великобритании.
Благодаря этим концентрированным усилиям, операторы, решившие направить свои суда в Черное море, в дополнение к повышенным фрахтовым ставкам теперь могут рассчитывать на покрытие "военных" рисков повреждения корпуса судна в $50 млн, плюс еще $50 страхования груза по схеме P&I (защиты и возмещения) на каждый рейс.
С учетом среднерыночных цен на строительство новых балкеров (порядка $30 млн за Handy, $35 млн – за Supramax и $40 млн – за Panamax) подобные условия представляются достаточно привлекательными для судовладельцев. Ожидаемым следствием этого и явилось увеличение числа судозаходов в порты Северного Причерноморья и соответственный рост экспортных объемов зерновых.
Если с августа по ноябрь 2023-го новым "зерновым коридором" воспользовалось чуть более 40 судов, то уже к началу второй декады декады декабря их число выросло до 226. При этом сам процесс вывоза был существенно активизирован: в рассматриваемый период под погрузкой в трех портах Большой Одессы находилось 31 судно, в то время как еще три десятка следовали в пределах нового коридора в обоих направлениях. По оценке украинского Минагрополитики и продовольствия, к концу прошлого года по данному маршруту удалось вывезти 7 млн тонн экспортных грузов, более 70% из которых составила именно продовольственная продукция.
Согласно подсчетам аналитиков австралийской компании Grain Brokers, в декабре 2023 года из Одессы, Ильичевска (Черноморска) и Южного было вывезено 4,8 млн тонн зерновых и масличных культур. По итогам же января 2024-го экспортные объемы несколько уменьшились – до 4,29 млн тонн:
Порт | Экспорт |
Ильичевск (Черноморск) | 1,9 |
Одесса | 1,3 |
Южный | 1,09 |
Всего: | 4,29 |
При этом зарубежные наблюдатели особо подчеркивают, что несмотря на это почти 11%-е проседание, результаты каждого из последних двух месяцев все же превосходят максимальный соответствующий показатель, достигнутый за все время действия Черноморской зерновой инициативы – 4,2 млн тонн в октябре 2022 года.
Всего же по состоянию на 09.02.24 г уже осуществленный экспорт зерновых с Украины всеми видами транспорта в текущем сельскохозяйственном году оценивается в 25,2 млн тонн, что все же на 14% ниже достижений аналогичного периода 2022-23 сельхозгода.
Кстати, несмотря на все попытки увеличения объемов вывоза авто- и железнодорожным транспортом, водным путем по-прежнему экспортируется свыше 80% всех продовольственных культур. Учитывая все новые осложнения в сухопутных пунктах пропуска через западные границы страны (прежде всего с Польшей, где дело доходит вплоть до блокады ввоза зерновых) в ближнесрочной перспективе подобная тенденция будет только укрепляться.
В связи с этим заслуживает особого внимания очередное обострение конкуренции между морскими и речными (дунайскими) портами Украины за зерновые грузопотоки, причиной которого как раз и стал запуск нового прибрежного коридора. Дело в том, что уже с начала марта 2022 года объемы перевалки грузов в трех дунайских портах резко возросли, причем наиболее динамичный рост продемонстрировал экспорт:
Согласно данным Ассоциации морских торговых портов (АМТП) Украины, по итогам 2023 года грузооборот дунайских портов страны достиг 29 млн тонн, т.е. в шесть раз превзошел свой же докризисный уровень. Количество судоходов при этом выросло в 1,5 раза – с 8 944 до 13 045.
Для обеспечения дополнительных экспортных грузопотоков (львиную долю которых составили как раз зерновые и масличные культуры), только в течении прошлого года в портах Измаил и Рени было реализовано 15 крупных инвестиционных проектов. Наибольшую активность при этом проявили такие ведущие мировые зерно-и маслотрейдеры как Louis Dreyfus, Nibulon и Kernel.
В частности, были выделены силы и средства на проведение масштабных дноуглубительных работ на подходах и в самих портах, результатом которых стало извлечение 3,3 млн кубометров грунта. Порт Усть-Дунайск, как не обеспеченный железнодорожного сообщения, пользовался заметно меньшим вниманием инвесторов.
Были также значительно расширены и возможности двух первых портов по приему судов и перевалке грузов. Так, порт Рени благодаря подобным работам приобрел возможность одновременной постановки под погрузку/разгрузку до 22 морских судов и 40 барж. В Измаиле же, в результате модернизации действующего и вводу в строй нового терминала, одна только компания Nibulon получила возможность отгружать на экспорт до 170 тыс. тонн зерновых в месяц. В дополнение ко этому, во всех трех дунайских портах была заметно увеличена численность лоцманов и диспетчерского персонала.
С учетом масштабных финансовых вложений, программа которых рассчитана (и профинансирована) не на один год растущая интенсивность перевозок по новому морскому коридору вызывает у инвесторов уже откровенное беспокойство – в связи с рисками снижения грузовой базы ниже адекватному расширенным перевалочным мощностям уровня.
Уже в январе этого года суммарные отгрузки из дунайских портов по сравнению с декабрем 2023-го просели на 11%, до чуть более 1 млн тонн. При этом через Измаил было отгружено ок. 773 тыс. тонн, а через Рени – лишь порядка 313 тыс. тонн. Поставки же зерновых через п. Усть-Дунайск в рассматриваемый период свелись практически к нулю. По мере же все большего оттока грузов в новый "зерновой коридор" этот процесс будет лишь набирать обороты. Участники рынка уже заговорили о возможном двукратном снижении перевалки агрокультур в дунайских портах в течении 2024 года.
Впрочем, робкие надежды на возможность относительной стабилизации положения пока еще сохраняются, поскольку сезон 2023-24 с/г. выдался весьма урожайным. По оценкам Министерства сельского хозяйства США (USDA), на Украине удалось собрать порядка 81,3 млн тонн зерновых и масличных, из которых 30,5 млн тонн (+13% к показателям предшествующего сельхозгода) приходится на кукурузу и 23,4 млн тонн (+9%) – на пшеницу.
Теперь все зависит от того, какая доля ранее собранного урожая будет оставлена для внутреннего потребления, а какая предназначена для вывоза на внешние рынки. А пока зерновому экспорту из Северного Причерноморья предстоит и далее раскачиваться на своеобразных транспортных качелях между морскими и речными портами, готовя участникам рынка все новые сюрпризы.
Читайте также: Порты Каспия и МТК "Север-Юг": сюрпризы экономической географии
Морской экспорт зерновых: проблемы и решения
Дорог балкер для экспорта - особенно вовремя
Морской экспорт аммиака: от терминала до танкера
- В ноябре глубоководным судовым ходом «Дунай – Черное море» прошло 150 судов и перевезено на 46% грузов больше чем в прошлом месяце
- ГСХ «Дунай-Черное море» подтверждает свою привлекательность
- Апрельские итоги судопроходов по ГСХ р. Дунай – Черное море
- Судооборот ГСХ «Дунай – Черное море» в июле 2009 года составил 138 единиц