В целом же на Западе уже успели оценить выгоды, которые морской бизнес Турции получил от неприсоединения официальной Анкары к антироссийским санкциям.
По информации турецкого Министерства транспорта и инфраструктуры, перевалка грузов в национальных портах с января по апрель 2022 г по сравнению с аналогичным периодом 2021-го увеличилась на 6 000 тонн – с 124,9 до 130,8 млн. тонн.
При этом показатели собственно черноморских портов Турции заметно снизились:
Порт | Перевалка грузов янв-апр. 2021 (тыс. т) | Перевалка грузов янв-апр. 2022 (тыс. т) |
Зонгулдак | 3900 | 3700 |
Самсун | 3600 | 3000 |
Эрегли | 3100 | 2600 |
Бартын | 664,85 | 564,66 |
Трабзон | 555,75 | 381,12 |
Хопа | 92,43 | 41,44 |
Минтранс Турции связывает эти потери со снижением отгрузок из портов России и Украины. Так, поставки из российских портов в рассматриваемый период просели с 19,6 млн т до 17,2 млн. тонн, а из украинских – с 4,8 млн. т до3,5 млн. тонн.
В то же время наблюдалось увеличение грузопотоков из портов Болгарии (с 1,08 млн. т до 1,2 млн. тонн), Румынии (с 2,2 млн. т до 2,4 млн. тонн) и Грузии ( с 696 087 т до 799 572 тонн).
Как уже отмечал Korabel.ru, риск использование украинских портов на Западе оценили еще до февральского обострения кризиса в стране. В настоящее же время официальный Киев пытается организовать вывоз зерновых на экспорт через порты Румынии и Болгарии, а также (в перспективе) Польши и республик Балтии.